ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2541/2021 от 17.01.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а-854/2022 Судья Керопян Л.Д.

Дело № 2а-2541/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2022 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Смолина А.А.,

судей Кокоевой О.А., Аганиной Т.А.,

при секретаре Овчинниковой Д.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области на решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 11 октября 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу.

Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области (далее МИФНС России № 17, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, за период с 15 октября 2018 года по 05 декабря 2018 года, с 17 по 20 декабря 2018 года, с 19 по 20 декабря 2018 года, с 21 по 23 декабря 2018 года, с 24 декабря 2018 года по 19 апреля 2019 года.

В обоснование требований указано, что ответчик, как собственник транспортного средства, является плательщиком транспортного налога. Свою обязанность по уплате налогов за 2015, 2016, 2017 годы ФИО1 не исполнил, в связи с чем, на сумму недоимки начислены пени. Требования об уплате пени, направленные в его адрес, оставлены без исполнения. Кроме того, налоговый орган заявил ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с иском, ссылаясь на несвоевременное размещение сведений на официальном сайте «Почта России», подтверждающих вручение административного искового заявления ответчику, в связи с чем у налогового органа отсутствовала возможность направить заявление в пределах пресекательного срока в суд.

Решением суда в удовлетворении административного иска налогового органа отказано.

В апелляционной жалобе МИФНС России № 17 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение - об удовлетворении требований.

В обоснование доводов жалобы приводит обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд с данным иском. Считает, что имелись основания для восстановления срока для обращения в суд с настоящим иском, поскольку определение об отмене судебного приказа поступило в инспекцию 29 марта 2021 года. В пределах пресекательного срока налоговым органом – 05 апреля 2021 года сформировано и подготовлено административное исковое заявление к ответчику ФИО1 22 апреля 2021 года административное исковое заявление направлено в адрес ответчика. Сведения, подтверждающие вручение ответчику административного иска на официальном сайте «Почта России» были размещены только 25 августа 2021 года, в связи с чем у налогового органа отсутствовала возможность направить в суд административное исковое заявление в пределах пресекательного срока.

Представителем административного ответчика ФИО1 – ФИО2 представлены возражения на апелляционную жалобу с просьбой решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, новые доказательства, доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ).

Пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Пунктом 3 статьи 52 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

При наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статьи 69, 70 Налогового Кодекса РФ).

Из материалов дела следует на основании налоговых уведомлений от 30 сентября 2016 года, от 04 сентября 2017 года, от 14 июля 2018 года ФИО1 в отношении ряда транспортных средств начислен транспортный налог за 2015 в размере <данные изъяты> рублей, за 2016 год в размере <данные изъяты> рублей, за 2017 год в размере <данные изъяты> рублей, срок уплаты налога указан до 01 декабря 2016 года, 01 декабря 2017 года и 01 декабря 2018 года соответственно.

В связи с неисполнением данных налоговых уведомлений в адрес ответчика были направлены:

требование по состоянию на 06 декабря 2018 года об уплате пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей; указан срок исполнения требования – до 22 января 2019 года;

требование по состоянию на 21 декабря 2018 года об уплате пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей; указан срок исполнения требования – до 22 января 2019 года;

требование по состоянию на 24 декабря 2018 года об уплате пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей; указан срок исполнения требования – до 22 января 2019 года;

требование по состоянию на 24 декабря 2018 года об уплате пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей; указан срок исполнения требования – до 22 мая 2019 года.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Правобережного района г. Магнитогорска от 29 октября 2019 года в пользу налогового органа с ФИО1 были взысканы пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей. Определением мирового судьи от 11 января 2021 года судебный приказ отменен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Обращаясь в суд с настоящим иском о взыскании пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, налоговый орган учел частичную оплату задолженности ответчиком.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска налоговым органом срока на обращение в суд и отсутствия уважительных причин для его восстановления. При этом суд указал, что указанные налоговым органом причины пропуска пресекательного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением уважительными не являются, поскольку у налогового органа имелась возможность контролировать почтовую корреспонденцию, при необходимости направлять запросы с целью истребования сведений о статусе почтовой корреспонденции.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Так, при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять, не истекли ли установленные законом сроки для обращения налоговых органов в суд (сроки давности взыскания налогов и пени).

Согласно статье 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Вместе с тем в соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться объективные обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.

Из материалов дела следует, что шестимесячный срок для подачи иска, учитывая дату вынесения определения об отмене судебного приказа - 11 января 2021 года, истекал 11 июля 2021 года.

22 апреля 2021 административное исковое заявление от 05 апреля 2021 года, направлено в адрес ответчика. Факт отправки административного искового заявления подтверждается оттиском почтового штемпеля в списке внутренних почтовых отправлений от 22 апреля 2021 года - «дата отправки 22.04.2021».

Как указано налоговым органом, сведения, подтверждающие вручение административного искового заявления от 05 апреля 2021 года ответчику на официальном сайте «Почта России» были размещены – 25 августа 2021 года, а согласно сайта «Почта России» указана дата вручения адресату – 27 апреля 2021 года.

Ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления в суд мотивировано несвоевременным размещением сведений на официальном сайте «Почта России», подтверждающих вручение административного искового заявления ответчику, в связи с чем по мнению налогового органа, он был лишен возможности направить заявление в адрес суда в пределах пресекательного срока в соответствии с требованиями п.п. 1 ч.1 ст.126 КАС РФ.

В суд с иском МИФНС России № 17 по Челябинской области обратилась 26 августа 2021 года, то есть с пропуском срока, установленного законом, более одного месяца.

Доводы истца о наличии уважительных причин для восстановления пропущенного срока правильно признаны судом первой инстанции несостоятельными.

Учитывая, что истец, является профессиональным участником налоговых правоотношений, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, и ему должны быть известны порядок и сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, а также требования, предъявляемые к подаче административных исков о взыскании недоимки, что доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим иском, соответствующим требованиям, предъявляемым процессуальным законом к административному иску, в шестимесячный срок с момента отмены судебного приказа налоговым органом представлено не было.

Суд апелляционной инстанции находит необходимым указать на наличие у налогового органа достаточного времени для оформления и подачи административного искового заявления в установленном законом порядке и сроки, а также учитывает, что после получения 26 марта 2021 года (согласно ответу на запрос от 10 января 2022 года мирового судьи судебного участка № 3 Правобережного района) копии определения от 11 января 2021 года в суд налоговый орган обратился только 26 августа 2021 года, при этом уважительных причин невозможности обращения в суд в максимально короткие сроки, начиная с 26 марта 2021 года, также не представил.

Также судебная коллегия считает, что в данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий в пределах установленного законом срока и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, определенный законом.

Уважительных причин пропуска указанного срока, вопреки доводам жалобы, налоговым органом не представлено.

Ссылка в жалобе на несвоевременное размещение сведений на официальном сайте «Почта России», подтверждающих вручение административного искового заявления ответчику во внимание не принимается, поскольку у налогового органа имелась возможность контролировать почтовую корреспонденцию, при необходимости направлять запросы с целью истребования сведений о статусе почтовой корреспонденции.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что налоговый орган имел возможность подать в суд административное исковое заявление в пределах установленных законом сроков, с приложением копии реестра почтовых отправлений, что позволило бы избежать наступления неблагоприятных последствий.

Частью 5 статьи 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Согласно части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Учитывая, что принудительное взыскание налогов за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 11 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи