ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-254/2023 от 09.08.2023 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33а-13738/2023 (№2а-254/2023)

9 августа 2023 года город Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Багаутдиновой А.Р.,

судей Зиновой У.В.

Пономаревой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Галимове Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Тирлянский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Железнодорожный сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в исправное состояние и полную готовность к приему укрываемых

по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан

на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2023 года

Заслушав доклад судьи Пономаревой И.Н., судебная коллегия

установила:

Белорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее ТУ Росимущества в Республике Башкортостан), Администрации городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Тирлянский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Железнодорожный сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в исправное состояние и полную готовность к приему укрываемых.

В обоснование заявленных требований указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства. Установлено, что на территории Белорецкого района Республики Башкортостан находится 8 (восемь) защитных сооружений, предназначенных для выполнения задач гражданской обороны, включенных в реестр защитных сооружений гражданской обороны МЧС России, технически не готовых к выполнению своей функции.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по их подготовке и содержанию в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

01 ноября 2022 года в ходе обследования защитных сооружений, расположенных по адресам: адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес, выявлено, что:

- отсутствует эксплуатационно-техническая документация;

- отсутствует звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны;

- система вентиляции в нерабочем состоянии; воздуховоды имеют коррозию;

- электроснабжение отсутствует; осветительные приборы неисправны;

- водопровод и санитарный узел неисправны;

- защитное сооружение подтоплено грунтовыми водами;

- на защитных герметических дверях, ставнях имеется коррозия, ржавчина, отсутствуют части механизмов задраивания;

- отсутствует уплотнительная резина;

- пол, потолок требуют ремонта.

Указанные защитные сооружения не готовы к приему укрываемых, альтернативные варианты укрытия отсутствуют.

Административный истец просит с учетом уточнения:

- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Администрацию городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрацию сельского поселения Тирлянский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, администрацию сельского поселения Железнодорожный сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан привести в исправное состояние и полную готовность к приему укрываемых защитные сооружения, расположенные по адресам:

- адрес;

- адрес;

- адрес;

- адрес;

- адрес;

- адрес;

- адрес;

- адрес.

Определением суда к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц: общество с ограниченной ответственностью «ТЕХНОЛАЙН», общество с ограниченной ответственностью «Селена ППК», открытое акционерное общество ЛЗК «Башлеспром».

Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2023 года постановлено:

исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Тирлянский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Железнодорожный сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в исправное состояние и полную готовность к приему укрываемых, удовлетворить частично.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан привести защитные сооружения, расположенные по следующим адресам: Республика адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес, адрес, в исправное состояние и полную готовность к приему укрываемых.

В удовлетворении исковых требований Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Тирлянский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Железнодорожный сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в исправное состояние и полную готовность к приему укрываемых, отказать.

В апелляционной жалобе представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Указывает, что ТУ Росимущества в Республике Башкортостан не является субъектом, к полномочиям которого относится содержание защитных сооружений. ТУ Росимущества в Республике Башкортостан создано Росимуществом и действует на основании Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по Управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года №278 и имеет статус казенного учреждения, полностью финансируется за счет средств бюджета Российской Федерации, отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по обязательствам Российской Федерации.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 11 октября 2022 года № ПР-1918, приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (Росимущество) № 227 от 12 октября 2022 года в целях обеспечения реализации мероприятий по подготовке к защите и по защите населения на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, Территориальными органами Росимущества сформированы по согласованию с главным управлением МЧС России по субъектам Российской Федерации и утверждены:

- Перечень защитных сооружений гражданской обороны, необходимых для осуществления органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность Республики Башкортостан или муниципальных образований, утвержден Главой Республики Башкортостан, руководителем ТУ Росимущества в Республике Башкортостан и согласован начальником ГУ МЧС России по Республике Башкортостан (Перечень №1);

- Перечень защитных сооружений гражданской обороны, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны находиться в федеральной собственности и на которые право собственности Российской Федерации не оформлено в установленном порядке, утвержден руководителем ТУ Росимущества в Республике Башкортостан и согласован начальником ГУ МЧС России по Республике Башкортостан (Перечень №2).

На территориальные органы Росимущества по итогам исполнения подпункта 1.2 пункта 1 приказа № 227 от 12 октября 2022 года возложена обязанность по обеспечению государственной регистрации права собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны и закреплению защитных сооружений за федеральными органами власти или федеральными организациями или снятию их с учета как невостребованных в установленном порядке.

Учитывая, что потребность Российской Федерации в защитных сооружениях гражданской обороны на территории Республики Башкортостан сформирована, в перечень №2 также включены все невостребованные Правительством Республики Башкортостан и муниципальными образованиями региона защитные сооружения гражданской обороны с целью их снятия с учета в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583, и вовлечения в хозяйственный оборот.

Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан 28 марта 2023 года изданы распоряжения:

- № 02-57-р «Об утверждении перечня защитных сооружений гражданской обороны, которые подлежат оформлению в муниципальную собственность»;

- № 02-58-р «Об утверждении перечня защитных сооружений гражданской обороны, которые подлежат оформлению в собственность Республики Башкортостан».

Согласно перечню защитных сооружений гражданской обороны, в том числе, введенных в эксплуатацию до 21 января 1992 года, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны находиться в федеральной собственности, и на которые право собственности Российской Федерации не оформлено в установленном порядке, защитные сооружения, расположенные по адресам: адрес (№459 перечня); адрес (№ 338 перечня); адрес (№ 339 перечня); адрес (№337 перечня); адрес (№103 перечня); адрес (№104 перечня); адрес (№336 перечня); адресадрес (№105 перечня), подлежат снятию с учета. Следовательно, возложение обязанностей на ТУ Росимущество в адрес по приведению указанных выше защитных сооружений в исправное состояние и полную готовность к приему укрываемых, с учетом приложенного перечня, не допустимо.

Принимая во внимание, что неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, выслушав доводы прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, объяснения представителей ФИО1, ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По пункту 3 статьи 35 Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурору также предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из содержания статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» следует, что одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В силу положений пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309 (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов ГО) к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища и противорадиационные укрытия.

Федеральные органы исполнительной власти, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 8 названного Порядка).

Из пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 25 марта 2003 года №4317, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к указанному Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления они стали относиться к федеральной собственности.

Пунктом 15 указанного Постановления предусмотрено, что управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.

В силу содержания пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 сентября 2009 года №278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» утверждено положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (Приложение №3).

В соответствии с пунктом 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан ТУ Росимущества в Республике Башкортостан осуществляет полномочия собственника, в том числе в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Башкортостан.

Согласно пункту 4.1.22 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан ТУ Росимущества в Республике Башкортостан осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство.

Основания и порядок осуществления учета федерального имущества установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года №447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Согласно приказу МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение (пункты 3.2.1 и 3.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Инженерно-техническое оборудование защитных сооружений должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (пункт 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО (пункт 3.2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1, Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №432, и Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 сентября 2009 года №278, объекты гражданской обороны относятся к федеральной собственности.

Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки от 01 ноября 2022 года установлено, что на территории городского поселения г.Белорецк и Белорецкого района Республики Башкортостан и на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан расположены следующие объекты гражданской обороны, включенные в реестр федерального имущества:

- адрес (№459 перечня);

- адрес (№ 338 перечня);

- адрес (№ 339 перечня);

- адрес (№337 перечня);

- адрес (№103 перечня);

- адрес (№104 перечня);

- адрес (№336 перечня);

- адрес (№105 перечня).

Из материалов дела следует, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что общее состояние защитных сооружений гражданской обороны, не соответствует требованиям законодательства и они не готовы к приему укрываемых ввиду нарушения требований к их содержанию.

Согласно актам оценки содержания и использования защитных сооружений от 01 ноября 2022 года, составленным комиссией в составе: начальника зонального поисково-спасательного отряда г. Белорецк ГБУ Аварийно-спасательной службы Республики Башкортостан, ФИО3, заместителя начальника ПСЧ-44 ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, ФИО4, начальника отдела ГО и ЧС Администрации МР Белорецкий район Республики Башкортостан, ФИО5, защитные сооружения по адресам: адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес, имеют подтопление грунтовыми водами, на защитных герметических дверях, ставнях имеются коррозия и ржавчина, отсутствуют части в механизмах задраивания, уплотнительная резина отсутствует, пол и потолок требует ремонта.

Решением Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от 18 января 2021 года, с учетом апелляционного определения Верховного Суда Республики Башкортостан, от 20 апреля 2021 года, исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, ООО «Техресурс», ООО УК «Жилкомунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ООО «Белорецкий коммунальщик», МУП «Водоканал», МУП «Белорецкие электрические сети», Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании включить защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в состояние, пригодное для их использования по назначению, удовлетворены частично.

Возложена обязанность на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан включить защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресам: адресадрес, в реестр федерального имущества. В удовлетворении остальной части заявленных требований Белорецкому межрайонному прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, отказано.

По результатам проведенной Белорецкой межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны и бездействием административного ответчика Белорецкий межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая спор и, принимая решение о возложении обязанности на ТУ Росимущества в адрес, о приведении защитных сооружений, расположенных по адресам: адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес, в исправное состояние и полную готовность к приему укрываемых, суд первой инстанции исходил из того, что в силу действующего законодательства защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, что защитные сооружения гражданской обороны, в установленном порядке передавались в муниципальную собственность Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Тирлянский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Железнодорожный сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, как и в хозяйственное ведение или оперативное управление ООО «Технолайн», ООО ЛПК «Селена», ОАО ЛЗК «Башлеспром».

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении остальной части исковых требований, поскольку бремя содержания имущества несет его собственник, доказательств передачи защитных сооружений гражданской обороны в собственность или на баланс органов местного самоуправления, либо вышеуказанных организаций, в материалах дела не имеется, обязанность по приведению защитных сооружений гражданской обороны не в состояние, пригодное для их использования по назначению не может быть возложена на Администрацию городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрацию сельского поселения Тирлянский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрацию сельского поселения Железнодорожный сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования в названном Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации утилизации (сноса).

Названный Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Исходя из изложенного, положения Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» распространяются на рассматриваемые объекты гражданской обороны.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

С учетом названных норм, поддержание в надлежащем состоянии объектов гражданской обороны должно быть обеспечено в течение всего жизненного цикла объектов, вне зависимости от того, осуществляется фактическая эксплуатация объектов или нет.

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5.

Сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком (пункт 2.3 Правил).

Инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации (пункт 2.4 Правил).

Порядок и процедура снятия убежища гражданской обороны с учета регламентирован пунктами 2.5 – 2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

На основании пункта 2.5 Правил с учета снимаются ЗС ГО, в том числе в случае при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно, при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу. При этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.

При этом согласно пункту 2.6 данных Правил, в целях подготовки документации для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны создается комиссия решением соответствующего должностного лица, в том числе - руководителем организации. В отношении защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, в состав которой включаются по согласованию представители ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет защитных сооружений гражданской обороны соответствующего субъекта Российской Федерации и территориального органа Росимущества, на территории которого находится данное защитное сооружение гражданской обороны.

В полномочия указанной комиссии входит, по итогам рассмотрения документации планируемого к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны, составление акта о снятии его с учета либо принятие решения об отказе в снятии с учета данного защитного сооружения гражданской обороны (пункт 2.8 указанных Правил).

До утверждения акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны с прилагаемой документацией направляется на согласование в МЧС России (пункт 2.10 названных Правил).

После этого акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны утверждается решением соответствующего должностного лица (пункт 2.12 этих же Правил).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 11 октября 2022 года № ПР-1918, приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущество) № 227 от 12 октября 2022 года в целях обеспечения реализации мероприятий по подготовке к защите и по защите населения на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, Территориальными органами Росимущества сформированы по согласованию с главным управлением МЧС России по субъектам Российской Федерации и утверждены:

- Перечень защитных сооружений гражданской обороны, необходимых для осуществления органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность Республики Башкортостан или муниципальных образований, утвержден Главой Республики Башкортостан, руководителем ТУ Росимущества в Республике Башкортостан и согласован начальником ГУ МЧС России по Республике Башкортостан (Перечень №1);

- Перечень защитных сооружений гражданской обороны, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны находиться в федеральной собственности и на которые право собственности Российской Федерации не оформлено в установленном порядке, утвержден руководителем ТУ Росимущества в Республике Башкортостан и согласован начальником ГУ МЧС России по Республике Башкортостан (Перечень №2).

На территориальные органы Росимущества по итогам исполнения подпункта 1.2 пункта 1 приказа № 227 от 12 октября 2022 года возложена обязанность по обеспечению государственной регистрации права собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны и закреплению защитных сооружений за федеральными органами власти или федеральными организациями или снятию их с учета как невостребованных в установленном порядке.

Учитывая, что потребность Российской Федерации в защитных сооружениях гражданской обороны на территории Республики Башкортостан сформирована, в перечень №2 также включены все невостребованные Правительством Республики Башкортостан и муниципальными образованиями региона защитные сооружения гражданской обороны с целью их снятия с учета в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583, и вовлечения в хозяйственный оборот.

Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан 28 марта 2023 года изданы распоряжения:

- №02-57-р «Об утверждении перечня защитных сооружений гражданской обороны, которые подлежат оформлению в муниципальную собственность»;

- №02-58-р «Об утверждении перечня защитных сооружений гражданской обороны, которые подлежат оформлению в собственность Республики Башкортостан».

Согласно перечню защитных сооружений гражданской обороны, в том числе, введенных в эксплуатацию до 21 января 1992 года, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны находиться в федеральной собственности, и на которые право собственности Российской Федерации не оформлено в установленном порядке, защитные сооружения, расположенные по адресам: адрес (№459 перечня); адрес (№ 338 перечня); адрес (№ 339 перечня); адрес (№337 перечня); адрес (№103 перечня); адрес (№104 перечня); адрес (№336 перечня); адрес (№105 перечня), подлежат снятию с учета.

При обследовании указанных объектов 01 ноября 2022 года, 02 ноября 2022 года комиссией в составе: начальника зонального поисково-спасательного отряда г. Белорецк ГБУ Аварийно-спасательной службы Республики Башкортостан ФИО3, заместителя начальника ПСЧ-44 ГУ МЧС России по РБ ФИО4, начальника отдела ГО и ЧС Администрации МР Белорецкий район Республики Башкортостан ФИО5, проведено содержание и использования защитных сооружений по адресам: адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адресадрес, по результатам которых составлены акты оценки содержания и использования защитных сооружений о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» в убежище отсутствует необходимость. Убежище рекомендуется к снятию.

Согласно ответу ТУ Росимущества в Республике Башкортостан №02-ША-07/8516 от 20 июля 2023 года, представленному по запросу судебной коллегии, в целях обеспечения реализации приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущество) № 227 от 12 октября 2022 года, изданного во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 октября 2022 года №Пр-1918, утвержден и согласован ответственными должностными лицами перечень ЗС ГО, в том числе введенных в эксплуатацию до 21 января 1992 года, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны находиться в федеральной собственности и на которые право собственности Российской Федерации не оформлено в установленном законом порядке ЗС ГО, расположенные по указанным адресам включены в данный перечень. В отношении данных ЗС ГО с учетом предложения Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан установлено – снятие с учета. В настоящее время ЗС ГО не поставлены на государственный кадастровый учет. Денежные средства из федерального бюджета на проведение работ по постановке на государственный учет не выделялись. После выделения денежных средств ТУ Росимущества в Республике Башкортостан осуществит мероприятия по постановке на государственный кадастровый учет, с последующим снятием с учета ЗС ГО. Приведение в соответствие вышеуказанных ЗС ГО в исправное состояние и полную готовность к приему укрываемых, не представляется возможным.

Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан 09 августа 2023 года №ИВ-169-22734 сообщило, что согласно журналу учета защитных сооружений гражданской обороны Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан по адресам: адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес; адрес, адресадрес, под инвентарными номерами: №188-7-З; № 197-14-З; №205-22-З; №195-12-З; №190-5-З; №192-8-З; №189-2-З; № 193-10-З, соответственно числятся восемь ЗСГО. По согласованию с Главным управление, в рамках проведенной работы по разграничению права собственности, реализуемой в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 октября 2022 года №Пр-1918, указанные ЗС ГО были включены в перечень федеральных защитных сооружений и предложены к снятию. Снятие с учета ЗС ГО осуществляется комиссией МЧС России на основании приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и методических рекомендаций МЧС России от 24 февраля 2023 года №2-4-71-5-11. В настоящее время документация на снятие с учета ЗС ГО на согласование в Главное управление не поступала.

Вопрос утраты расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно в порядке пункта 2.5 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения в порядке Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», таким образом, установлен.

На момент рассмотрения дела органом местного самоуправления в пределах своих полномочий в отношении указанных объектов муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны, не принимались.

Федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации меры, направленные на сохранение указанных объектов, также не принимались.

Какие-либо меры органами государственной власти Республики Башкортостан, Администрацией городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан для поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию указанных защитных сооружений также не принимались.

Организации, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение не определялись.

Состояние защитных сооружений, отраженное в данных актах, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, при этом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что убежища находятся в надлежащем состоянии и могут обеспечивать возможность укрытия в нем граждан в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций.

С учетом изложенного, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается наличие оснований для снятия вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны с учета, в связи с чем отсутствует необходимость приведения их в нормативное состояние и готовность к приему укрываемых.

Указанные обстоятельства признаются судом апелляционной инстанции достаточным основанием для отказа в возложении обязанности по принятию мер, направленных на сохранение защитных сооружений, приведение их в исправное состояние и полную готовность к приему укрываемых.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия, руководствуясь пунктами 3.2.1, 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 года N 583, абзацем 4 статьи 7 Федерального закона «О гражданской обороне», пунктами Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, отменяя решение суда, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Тирлянский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Железнодорожный сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в исправное состояние и полную готовность к приему укрываемых.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2023 года отменить.

Вынести новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Тирлянский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Железнодорожный сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании привести в исправное состояние и полную готовность к приему укрываемых защитные сооружения гражданской обороны, отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий А.Р. Багаутдинова

Судьи У.В. Зинова

И.Н.Пономарева

Справка: судья Ручушкина Г.В.

Мотивированное апелляционное определение составлено 16 августа 2023 года.