Судья Панфилова А.А. УИД 16RS0040-01-2020-006609-29 в суде первой инстанции № 2а-2551/2020 в суде апелляционной инстанции №33а-14141/2020 Учет №114а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 сентября 2020 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Сибгатуллиной Л.И., судей Галимова Л.Т., Моисеевой Н.Н., с участием прокурора Ковалюка М.А. при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан и по апелляционной жалобе Равиловой ФИО14 на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 7 сентября 2020 года, которым постановлено: административные исковые требования кандидата в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №4 Каюриной ФИО15 удовлетворить. Отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №4 Равиловой ФИО16, выдвинутой в порядке самовыдвижения, осуществлённую решением Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан от 02.08.2020 № 1089 «О регистрации Равиловой Гульназ Ильгизовны кандидатом в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва, выдвинутой в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №4. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан Булгариевой С.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан и высказавшейся против доводов апелляционной жалобы Равиловой Г.И., объяснения представителя Равиловой Г.И. - Якушанова Б.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы своего доверителя и высказавшихся против доводов апелляционной жалобы территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан, объяснения представителя Каюриной Е.С. – Прокофьева М.А., не согласившегося с доводами апелляционных жалоб и просившего решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан и апелляционной жалобы Равиловой Г.И. – без удовлетворения, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Татарстан Ковалюка М.А., полагавшего решение суда подлежим оставлению без изменения, а апелляционные жалобы – подлежащими оставлению без удовлетворения, судебная коллегия установила: Каюрина Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидату в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №4 Равиловой Г.И. об отмене ее регистрации в качестве кандидата в депутаты. Заявленные требования мотивированы следующим. Административный ответчик Равилова Г.И. в нарушение ограничений, установленных Федеральным законом №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в целях достижения определённого результата на выборах использовала денежные средства помимо средств избирательного фонда в сумме, превышающей сумму предельно допустимых трат. Административный истец Каюрина Е.С. просила отменить регистрацию Равиловой Г.И. в качестве кандидата в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №4. Суд принял решение в вышеприведенной формулировке. Территориальная избирательная комиссия Зеленодольского района Республики Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда от 7 сентября 2020 года в связи с тем, что в обжалуемом решении нет указания на его немедленное исполнение, а также в связи с отсутствием в решении указания на то, решение какой конкретно избирательной комиссии признано незаконным. По мнению территориальной избирательной комиссии, решение суда в указанной части принято при неправильном применении судом норм процессуального права. В апелляционной жалобе Равиловой Г.И. ставится вопрос об отмене решения суда от 7 сентября 2020 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Она считает, что суд неправильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, нарушил нормы материального права и нормы процессуального права, а его выводы, изложенные в решении, являются бездоказательными и не соответствуют обстоятельствам дела, настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований и просит решение суда по данному делу отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывается, что приобщенный к материалам дела отчет об оценке рыночной стоимости изготовления одностраничного сайта не является средством ее идентификации и не указывает на нее как на лицо, причастное к созданию сайта dioxinovo.net либо изготовлению и размещению на нем информационных материалов. Отмечается также, что в материалах дела не имеется доказательств ее личной причастности к спорному сайту, и она не может нести ответственность за действия третьих лиц, которые изготовили и разместили на сайте информационные материалы в отношении нее. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены. Административный истец Каюрина Е.С. в суд не явилась, обеспечила участие в судебном заседании своего представителя. В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в ее отсутствие. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. На основании положений пункта 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») и части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, общественных объединений и их должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 КАС РФ). Подпунктом «б» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в частности в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов. Из материалов дела видно, что решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 22 июня 2020 №379 на 13 сентября 2020 года были назначены выборы депутатов Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 14 апреля 2015№57/605 полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Осиновское сельское поселение» возложены на территориальную избирательную комиссию Зелендольского района Республики Татарстан. Общая численность населения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан составляет 15000 человек. Решением территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан от 26 июля 2020 года №866 в качестве кандидата в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №4, зарегистрирована Каюрина Е.С. Решением территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан от 2 августа 2020 года №1089 в качестве кандидата в депутаты Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №4, зарегистрирована Равилова Г.И. Избирательный фонд Равиловой Г.И. создан без открытия избирательного счета за счет собственных средств и составляет 15000 руб. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что стоимость работ по созданию сайта превышает размер избирательного фонда Равиловой Г.И., принял во внимание отсутствие доказательств оплаты выполненных работ в пределах установленного законом ограничения расходования избирательного фонда и в связи с этим пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска. Суд апелляционной инстанции также считает, что основания для удовлетворения административного иска в данном случае имелись. Согласно пункту 5 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Пункт 3 статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 и (или) пункта 3 настоящей статьи Федерального закона (пункт 6 статьи 54 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). На основании пункта 1 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. Избирательный кодекс Республики Татарстан определяет порядок проведения выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Президента Республики Татарстан, депутатов представительного органа муниципального образования, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Татарстан, а также гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Татарстан, при проведении выборов в органы государственной власти Республики Татарстан и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом (часть 1 статьи 1). Избирательный кодекс Республики Татарстан определяет порядок проведения выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Президента Республики Татарстан, депутатов представительного органа муниципального образования, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Татарстан, а также гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Татарстан, при проведении выборов в органы государственной власти Республики Татарстан и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом (часть 1 статьи 1). Согласно части 2 статьи 69 Избирательного кодекса Республики Татарстан на выборах органов местного самоуправления сельских поселений избирательный фонд кандидата создается без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пятнадцати тысяч рублей. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата. В силу части 4 статьи 106 Избирательного кодекса Республики Татарстан предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата в депутаты, члены выборного органа местного самоуправления не может превышать 1 миллион рублей, а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование, - 1 миллион 200 тысяч рублей. Предельные размеры расходования средств избирательных фондов, установленные частями 4 и 6 настоящей статьи, при проведении выборов в органы местного самоуправления в муниципальных образованиях с численностью населения от 100 000 до 500 000 человек уменьшаются в два раза, от 30 000 до 100 000 человек - в три раза, от 10 000 до 30 000 человек - в пять раз, от 1 000 до 10 000 человек - в семь раз, менее 1 000 - в десять раз (пункт 7 статьи 106 Избирательного кодекса Республики Татарстан). Таким образом, с учетом численности населения Осиновского сельского поселения Зелендольского муниципального района Республики Татарстан в 15000 человек предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата в депутаты органа местного самоуправления составляет 200 000 руб. Соответственно 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, превышение которого в силу положений подпункта «б» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» может послужить основанием для отмены регистрации кандидата в случае использования им в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, составляют сумму 10000 руб. Как следует из материалов дела, в ходе избирательной кампании в телекоммуникационной сети Интернет размещен материал (интернет- ресурс) https://dioxinovo.net/1309, который содержит информацию о предстоящих выборах и о ряде кандидатов, включая кандидата Равилову Г.И. Данный интернет - ресурс в своих подразделах содержит подраздел (страницу) https://dioxinovo.net/1309_okrug4/ с биографическими данными и иной информацией кандидата Равиловой Г.И., при этом подраздел содержит выходные данные, согласно которым изготовителем сайта является Керпель В.И., а само изготовление оплачено из средств избирательного фонда кандидата Равиловой Г.И. Согласно нотариально удостоверенному протоколу осмотра доказательств на странице https://dioxinovo.net/1309_okrug4/ содержатся фотографическое изображение Равиловой Г.И., ее биографические данные, обращение к избирателям, призыв поддержать на выборах, изложены тезисы ее избирательной компании. Согласно выходным данным заказчиком сайта являлся зарегистрированный кандидат Равилова Г.И., изготовителем сайта - Керпель В.И., изготовление оплачено из средств избирательного фонда кандидата равиловой Г.И. (л.д. 25-30). 3 сентября 2020 года по заказу административного истца Каюриной Е.С. исполнителем обществом с ограниченной ответственностью «компания Эксперт Центр» составлен отчет № 609 об определении рыночной стоимости сайта одностраничника https://dioxinovo.net/1309_okrug4/, из которого следует, что рыночная стоимость сайта одностраничника составляет 22 325 руб. Как правильно указал суд первой инстанции, доказательств оплаты указанных агитационных материалов в установленном законом порядке, в деле не имеется. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что кандидат в депутаты Равилова Г.И. использовала на избирательную компанию денежные средства в размере, превышающем установленный законом предельный размер расходования средств избирательного фонда, является правильным. Выводы суда в данной части решения являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает. Представленный административным истцом отчет об определении рыночной стоимости сайта одностраничника составлен специалистом в области оценки профессиональным оценщиком 1 категории Савиным Р.В., который имеет высшее техническое образование, квалификацию инженер-конструктор, дипломы Казанского авиационного института, Московского института управления экономики и права им.Плеханова, стаж работы оценщиком с 2002 года и является членом СОРАО, что подтверждается соответствующим свидетельством от 25 мая 2018 года №01146, а также квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 19 июня 2018 года №013324-3 «Оценка бизнеса». С учетом изложенного и в отсутствие в материалах дела сведений о наличии у кого-либо из участников процесса специальных познаний в области оценки, является несостоятельным довод административного ответчика о том, что отчет об определении рыночной стоимости сайта одностраничника от 3 сентября 2020 года №609 не может быть положен в основу решения суда об удовлетворении административного иска Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Довод апелляционной жалобы территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан о том, что в решении суда отсутствует указание на его немедленное исполнение, основан на неправильном толковании ее заявителем норм процессуального права и изменение решение суда не влечет. Довод апелляционной жалобы территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан о том, что судом не дана правовая оценка правомерности использования в агитационных материалах графических рисунков, являющихся объектами интеллектуальной собственности, наличие права на которые не установлено ни за изготовителем сайта, ни за кандидатами, агитационная информация в отношении которых на нем размещена, правового значения для данного дела не имеет и изменение решения суда также повлечь не может. Довод апелляционной жалобы территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан о том, что в решении суда не содержится указание на то, решение какой комиссии признано незаконным, в силу статьи 244 КАС РФ также отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный. Довод апелляционной жалобы Равиловой Г.И. о недоказанности использования ею в целях предвыборной агитации спорного сайта опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности нотариально удостоверенным протоколом осмотра доказательств от 3 сентября 2020 года. Кроме того, данный довод был предметом проверки и оценки суда первой инстанции, с выводами которого в указанной части решения суд апелляционной инстанции также соглашается. Иные доводы апелляционной жалобы Равиловой Г.И. вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают, сводятся к повторению доводов административного ответчика, приводившихся в обоснование своей позиции о несогласии с заявленными требованиями, и получили соответствующую оценку в решении суда, давшего им надлежащую оценку. Решение суда отвечает требованиям статьи 244 КАС РФ, имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, при этом нарушения норм материального права либо существенного нарушения норм процессуального права судом допущено не было. Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 7 сентября 2020 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан и апелляционную жалобу Равиловой Гульназ Ильгизовны - без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, кассационная жалоба на него может быть подана в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара). Председательствующий Судьи |