ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-12798/2023 (2а-2558/2023)
19 июля 2023 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Каримовой Ф.М.,
судей Зиновой У.В.,
Пономаревой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Юлдашбаевой И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Башкортостан к Алексанян А.К. о взыскании недоимки по налогам и пени
по апелляционной жалобе Алексанян А.К.
на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пономаревой И.Н., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Башкортостан (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Алексанян А.К. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу и пеней.
В обоснование требований указано, что Алексанян А.К. в спорные периоды являлся собственником: автомобилей марки ССАНГ УONG MUSSO, государственный регистрационный знак №...; SUZUKI ESCUDO, государственный регистрационный знак У №...; земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес квартиры с кадастровым номером №..., расположенной по адресу: адрес. Налоговый орган надлежащим образом известил налогоплательщика о сумме и сроках уплаты налогов, однако в установленный в требовании срок задолженность по уплате налогов административным ответчиком не уплачена.
В связи с чем просит взыскать с Алексанян А.К. недоимку по:
- налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 513 рублей, пени по состоянию на 16 июня 2021 года в размере 2,46 рублей;
- транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 7 095 рублей, пени по состоянию на 16 июня 2021 года в размере 33,94 рублей;
- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в размере 1 519 рублей, за 2020 год в размере 1 671 рублей, пени по состоянию на 16 июня 2021 года в размере 52,57 рублей,
на общую сумму 10 886, 97 руб.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 апреля 2023 года постановлено:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан к Алексанян А.К. о взыскании задолженности по налогу удовлетворить.
Взыскать в бюджет с Алексанян А.К. (ИНН №..., адрес: адрес, дата рождения дата) недоимку:
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2020 год в размере 513 рублей, пени по состоянию на 16 июня 2021 года в размере 2,46 рублей;
- по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2020 год в размере 7 095 рублей, пени по состоянию на 16 июня 2021 года в размере 33,94 рублей;
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог за 2019 год в размере 1 519 рублей, за 2020 год в размере 1 671 рублей, пени по состоянию на 16 июня 2021 года в размере 52,57 рублей, на общую сумму 10 886, 97 рублей.
Взыскать с Алексанян А.К. в доход бюджета государственную пошлину в размере 435,48 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Алексанян А.К. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывает на то, что суммы налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 260,73 рублей, транспортного налога за 2020 год в размере 6 618,57 рублей, земельного налога в размере 1 395,19 рублей были взысканы в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании судебного приказа от 20 мая 2022 года по делу № 2а-713/2022. Выражает несогласие с повторным взысканием обязательных платежей.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на апелляционную жалобу, выслушав представителя административного истца Канаева Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Как указано в пунктах 1-4 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 названного пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Как указано в пункте 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В пункте 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В силу пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Пунктом 1 статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, Алексанян А.К. в спорный период являлся собственником:
- автомобиля марки ССАНГ УONG MUSSO, государственный регистрационный знак №...;
- автомобиля SUZUKI ESCUDO, государственный регистрационный знак №...;
- земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес
- квартиры с кадастровым номером №..., расположенной по адресу: адрес.
Налоговым органом Алексанян А.К. направлены налоговые уведомления:
- № 46229684 от 01 сентября 2020 года о необходимости уплатить земельный налог за 2019 год в размере 1 519 рублей (л.д. 9-10);
- № 61335054 от 01 сентября 2021 года о необходимости уплатить транспортный налог за 2020 год в размере 7 095 рублей, земельный налог за 2020 год в размере 1 617 рублей, налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 513 рублей (л.д. 12-13).
В установленный в налоговом уведомлении срок Алексанян А.К. не исполнил обязанность по уплате налогов.
На основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес административного ответчика направлены:
- требование № 68437 по состоянию на 21 декабря 2021 года об уплате недоимки по налогам в размере 9 279 рублей, пени в размере 44,39 рублей в срок до 15 февраля 2022 года (л.д. 15-17);
- требование № 25849 по состоянию на 16 июня 2021 года об уплате недоимки по налогу в размере 1 519 рублей, пени в размере 44,58 рублей в срок до 26 ноября 2021 года (л.д. 21-22).
20 мая 2022 года мировым судьей судебного участка № 1 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан вынесен судебный приказ о взыскании с Алексанян А.К. задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 7 095 рублей, пени в размере 33,94 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 513 рублей, пени в размере 2,46 рублей, по земельному налогу за 2019, 2020 годы в размере 3 190 рублей, пени в размере 218 рублей (л.д. 40).
20 июня 2022 года указанный судебный приказ отменен по заявлению административного ответчика (л.д. 41).
19 декабря 2022 года Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Алексанян А.К. задолженности по уплате вышеуказанных обязательных платежей.
Удовлетворяя заявленные Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан административные исковые требования, суд первой инстанции указал на отсутствие в материалах дела доказательств уплаты Алексанян А.К. взыскиваемой суммы налоговой задолженности.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно статье 361 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в административном иске, либо административный иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, административному ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу административного истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
В силу статьи 362 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт. Если в новом судебном акте об отмене или изменении ранее принятого судебного акта нет указаний на поворот его исполнения, административный ответчик вправе подать соответствующее заявление в суд первой инстанции.
С учетом толкования, данного в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» отмена судебного приказа является самостоятельным основанием для поворота исполнения судебного приказа, если на момент подачи заявления о повороте исполнения судебного приказа или при его рассмотрении судом не возбуждено производство по делу на основании поданного взыскателем искового заявления.
Срок уплаты по требованию № 25849 по состоянию на 16 июня 2021 года об уплате недоимки по налогу в размере 1 519 рублей, пени в размере 44,58 рублей установлен по 26 ноября 2021 года.
Срок уплаты по требованию № 68437 по состоянию на 21 декабря 2021 года об уплате недоимки по налогам в размере 9 279 рублей, пени в размере 44,39 рублей установлен по 15 февраля 2022 года.
В силу вышеуказанных норм последним днем для подачи мировому судье заявления о взыскании задолженности по налогам 2019, 2020 годы является 15 августа 2022 года.
Обращаясь в суд, Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан в административном исковом заявлении указала, что до отмены судебного приказа службой судебных приставов во исполнение судебного приказа №2а-714/2022 от 20 мая 2022 года произведено частичное взыскание задолженности:
- налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2020 год в размере 260,73 рублей;
- транспортному налогу с физических лиц в размере 6 618,57 рублей;
- земельному налогу в размере 1 395,19 рублей.
Таким образом, при рассмотрении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан юридически значимыми подлежащими установлению обстоятельствами являлись: отмена судебного приказа мировым судьей; исполнение его должником; отсутствие на момент подачи заявления о повороте исполнения судебного приказа или при его рассмотрении судом возбужденного производства по делу на основании поданного взыскателем искового заявления.
Данные обстоятельства суд первой инстанции не установил.
20 мая 2022 года мировым судьей судебного участка № 1 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан вынесен судебный приказ о взыскании с Алексанян А.К. задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 7 095 рублей, пени в размере 33,94 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 513 рублей, пени в размере 2,46 рублей, земельному налогу за 2019, 2020 годы в размере 3 190 рублей, пени в размере 218 рублей (л.д. 40).
20 июня 2022 года указанный судебный приказ отменен по заявлению административного ответчика (л.д. 41).
19 декабря 2022 года Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Алексанян А.К. задолженности по уплате вышеуказанных обязательных платежей.
Алексанян А.К. определение о повороте исполнения судебного приказа налоговой инспекции не предоставлял.
В материалах административного дела №2а-713/2022 мирового судьи судебного участка № 1 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан определение о повороте исполнения судебного приказа отсутствует.
Произведенное ранее взыскание спорной недоимки на основании судебного приказа, который впоследствии был отменен, не свидетельствует о возможности взыскания в судебном порядке недоимки в указанном размере.
Материалами дела установлено, что судебный приказ от 20 мая 2022 года приведен в исполнение, указанный судебный приказ был частично исполнен должником Алексанян А.К. в рамках возбужденного исполнительного производства, соответствующие платежи были совершены в рамках исполнения судебного приказа, при рассмотрении судом возбужденного производства по делу на основании поданного взыскателем искового заявления определения о повороте исполнения судебного приказа не имелось.
При таких обстоятельствах, решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 11 апреля 2023 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан к Алексаняну А.К. о взыскании задолженности по налогам:
Взыскать в бюджет с Алексаняна А.К., дата года рождения, (ИНН №..., адрес: адрес,) недоимку по:
- налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2020 год в размере 252,27 рублей, пени по состоянию на 16 июня 2021 года в размере 2,46 рублей;
- транспортному налогу с физических лиц: налог за 2020 год в размере 476,43 рублей, пени по состоянию на 16 июня 2021 года в размере 33,94 рублей;
- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог за 2019 год в размере 123,81 рублей, за 2020 год в размере 1 671 рублей, пени по состоянию на 16 июня 2021 года в размере 52,57 рублей, на общую сумму 2 612,48 рублей.
Взыскать с Алексаняна А.К. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать, поскольку списанные денежные средства в размере 8 274,49 рублей не являются излишне уплаченными или излишне взысканными, также не являются неправомерно удержанными. Данные суммы являлись средствами, поступившими в бюджет на оплату задолженности Алексанян А.К., поступившими в связи с проведением государственным органом действий по взысканию налогов в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 апреля 2023 года отменить.
Вынести новое решение:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан к Алексаняну А.К. о взыскании задолженности по налогу удовлетворить частично.
Взыскать в бюджет с Алексаняна А.К., дата года рождения, недоимку по:
- налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2020 год в размере 252,27 рублей, пени по состоянию на 16 июня 2021 года в размере 2,46 рублей;
- транспортному налогу с физических лиц: налог за 2020 год в размере 476,43 рублей, пени по состоянию на 16 июня 2021 года в размере 33,94 рублей;
- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог за 2019 год в размере 123,81 рублей, за 2020 год в размере 1 671 рублей, пени по состоянию на 16 июня 2021 года в размере 52,57 рублей, на общую сумму 2 612,48 рублей.
Взыскать с Алексаняна А.К. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Ф.М. Каримова
Судьи У.В. Зинова
И.Н. Пономарева
Справка: судья Соколова И.Л.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июля 2023 года.