Председательствующий Слободянюк В.Д.
Дело № 2а-257/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-255/2020
4 марта 2020 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего: Потапченко И.Н.,
судей Гришина С.В. и Коробенко Э.В.,
при секретаре судебного заседания Григорьевой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2019 г., которым удовлетворено административное исковое заявление старшего лейтенанта Гаркуши Олега Юрьевича о признании незаконными действий командира учебной авиационной базы (№ разряда, <адрес> (далее - учебная авиационная база), связанных с привлечением истца к дисциплинарной ответственности.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя административного ответчика - Давиденко С.А. в обоснование апелляционной жалобы, административного истца - Гаркуши О.Ю., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
приказом командира учебной авиационной базы от 12 ноября 2019 г. № 935/9 к Гаркуше О.Ю. за нарушение воинской дисциплины, выразившееся в невыполнении требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. № 777дсп о порядке выдачи заграничных паспортов, применено дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии.
Гаркуша О.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанный приказ незаконным и обязать названное должностное лицо его отменить.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе командир учебной авиационной базы просит решение суда отменить в связи с неправильными определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и применением норм материального права, устанавливающих порядок оформления и выдачи военнослужащим заграничных паспортов, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. Автор жалобы обращает внимание на то, что рапорт о выдаче справки для оформления заграничного паспорта, был возвращен истцу, поскольку был подан ненадлежащему должностному лицу, с одновременным разъяснением порядка получения такой справки. Поэтому, вопреки указанию в решении суда, никакого отказа в выдаче данной справки не было. Это подтверждено и объяснениями истца от 12ноября 2019 г. в ходе проведенного служебного разбирательства. Рекомендации командования Гаркушей О.Ю. были проигнорированы, что повлекло нарушение им установленного порядка получения разрешения на оформление заграничного паспорта, за которое к нему было применено оспоренное дисциплинарное взыскание.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Расценив необоснованными отказ командования учебной авиационной базы в августе 2019 года в удовлетворении рапорта Гаркуши О.Ю. о выдаче справки для оформления заграничного паспорта и рекомендацию обратиться с таким рапортом к главнокомандующему Воздушно-космическими силами Российской Федерации (далее - ВКС), а позицию командования, якобы указывающую на то, что заграничный паспорт военнослужащему оформляется органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации - несостоятельной, суд первой инстанции признал законными действия истца по оформлению документов для получения заграничного паспорта через «Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации» (далее - портал госуслуг), а приказ командира учебной авиационной базы от 12 ноября 2019г. № 935/9 о применении дисциплинарного взыскания (предупреждение о неполном служебном соответствии) - подлежащим отмене.
Однако эти выводы гарнизонного военного суда нельзя признать правильными.
Разрешительный порядок выезда военнослужащего за пределы Российской Федерации установлен в целях реализации положений ст. 6 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1999г. № 397 содержит перечень федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), наделяемых полномочиями оформлять и выдавать паспорта военнослужащим и лицам гражданского персонала, проходящим военную службу или работающим в этих федеральных органах, в который входит, в том числе и Министерство обороны Российской Федерации.
В целях выезда из Российской Федерации военнослужащие оформляют документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации за ее пределами. При этом, в зависимости от целей поездки оформляются общегражданский заграничный паспорт, дипломатический либо служебный паспорт.
Указанные документы оформляются согласно справки по форме, приведенной в постановлении Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба», выдаваемой военнослужащему федеральным органом исполнительной власти, в котором он проходит военную службу.
При этом из приведенной в Приложении к названному постановлению Правительства Российской Федерации формы данной справки следует, что она свидетельствует о разрешении получения военнослужащим заграничного паспорта и для выдачи данной справки необходимо согласование с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России).
Таким образом, для выдачи военнослужащему справки о разрешении получения заграничного паспорта, кроме обращения самого военнослужащего, необходимо согласование вопроса о выдаче ему заграничного паспорта с органами безопасности.
Во исполнение вышеприведенного постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1598, Министр обороны Российской Федерации 25 ноября 2016 г. издал приказ № 777 дсп «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации правовых актов по вопросам оформления, выдачи и учета документов, необходимых для выезда за пределы территории Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым установил, в том числе и порядок получения документов удостоверяющих личность гражданина, по которым военнослужащие осуществляют выезд из Российской Федерации, а также порядок сдачи и последующего хранения указанных документов, выдаваемых военнослужащим.
Разделом II указанного приказа также предусмотрено обязательное согласование с органами безопасности вопроса о выдаче заграничного паспорта, а из содержания раздела III следует, что оформление и выдача заграничных паспортов военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, осведомленным в секретных сведениях или не осведомленным в сведениях, составляющих государственную тайну, выезжающим за границу по частным делам, производятся в установленном законодательством порядке - подразделениями МВД России на основании ходатайства командования, согласованного с органом безопасности.
Как видно из материалов дела Гаркуша О.Ю. проходит военную службу в должности инженера авиационного комплекса учебной авиационной эскадрильи на (Л-39) учебной авиационной базы (№ разряда, <адрес>
В августе 2019 года Гаркуша О.Ю. обратился к командиру учебной авиационной базы с рапортом о выдаче ему справки для оформления заграничного паспорта, который ему был возвращен с рекомендацией подать такой рапорт главнокомандующему ВКС, для чего ему был выдан соответствующий образец. Расценив данную рекомендацию не основанной на положениях действующего законодательства, истец, без разрешения соответствующего воинского должностного лица, оформленного в виде справки, согласованной с органами ФСБ России, на основании имеющейся у него копии послужного списка 23 сентября 2019 г. заполнил размещенную на портале госуслуг форму для получения государственной услуги по оформлению заграничного паспорта, который после получения сдал в воинскую часть.
Об отсутствии отказа командования учебной авиационной базы в оформлении Гаркуше О.Ю. соответствующей справки свидетельствует то обстоятельство, что 14 августа 2019 г. в отношении истца командованием оформлено заключение об его осведомленности в сведениях особой важности и (или) совершенно секретных сведениях, согласно которому истец допущен к сведениям, составляющим государственную тайну и имеющим гриф «секретно» и возражений о его выезде за границу Российской Федерации командование не имеет.
Обстоятельства совершения истцом дисциплинарного проступка установлены в ходе надлежащим образом проведенного заместителем командира учебной авиационной базы по военно-политической работе подполковником Ю.В.. служебного разбирательства, по результатам которого 12 ноября 2019 г. составлен рапорт, свидетельствующий о том, что установленный приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. № 777дсп порядок оформления и получения военнослужащими заграничного паспорта нарушен истцом по причине его личной недисциплинированности.
При проведении служебного разбирательства Гаркуша О.Ю. дал объяснения, аналогичные изложенному выше.
Приказом командира учебной авиационной базы от 12 ноября 2019 г. № 935/9 к Гаркуше О.Ю. применено дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии.
Согласно ст. 47 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
Также, согласно ст. 52 данного Устава при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.
Аналогичные нормы требований вышеуказанного Устава предусмотрены ч. 1 ст. 28.5 Федерального закона «О статусевоеннослужащих» согласно которой при назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность.
К тому же из пояснений, данных в судебном заседании представителем административного ответчика, следует, что применению столь сурового наказания послужила осведомленность истца о запрете на оформление заграничного паспорта без соблюдения установленного Министром обороны Российской Федерации порядка и обязательного согласования с органами ФСБ России соответствующей справки, что им было проигнорировано.
С учетом изложенного довод истца о не ознакомлении его командованием учебной авиационной базы с положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. № 777дсп, является несостоятельным и обусловленным желанием избежать ответственности за совершенный дисциплинарный проступок.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерными действия командира учебной авиационной базы по применению к Гаркуше О.Ю. дисциплинарного взыскания - предупреждение о неполном служебном соответствии.
Поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, и судом неправильно применены нормы материального права, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Гаркуши Олега Юрьевича отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Гаркуши Олега Юрьевича о признании незаконными действий командира учебной авиационной базы (№ разряда, <адрес>), связанных с привлечением истца к дисциплинарной ответственности отказать.
Председательствующий
Судьи