Судья Комаровой Т.С. № 2а-257/2020
Докладчик Певина Е.А. № 33а-12059/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 26 января 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Певиной Е.А.,
судей Кошелевой А.П., Тепляковой И.М.
при секретаре Париновой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе МИФНС России № 5 по Новосибирской области на решение Чулымского районного суда Новосибирской области от 24 сентября 2020 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление МИФНС России № 5 по НСО о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени по налогу на имущество физических лиц
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения представителя административного истца Тхор Ю.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
административный истец МИФНС России № 5 по Новосибирской области обратилась в суд с административным иском к Воронцову К.М., в котором просила о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени за 2018 год.
В обоснование административных исковых требований указывает, что Воронцов К.М. в 2018 году владел на праве собственности имуществом: жилой квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, зданием <адрес> и является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В адрес налогоплательщика 25 июля 2019 года налоговый орган направил через личный кабинет в электронной форме налоговое уведомление от 25 июля 2019 года №, в котором в соответствии с п. 3 ст. 52 НК РФ указана сумма налога на имущество физических лиц, период начисления, а также срок уплаты налога – 02 декабря 2019 года. Однако, в установленный законодательством срок налог на имущество физических лиц за период 2018 год в общей сумме 53 584 рублей административным ответчиком не уплачен.
В связи с неуплатой налога на имущество за период 2018 года Воронцову К.М. начислена пеня на недоимку по налогу на имущество физических лиц за период с 03 декабря 2019 по 15 декабря 2019 года в сумме 150,93 рублей.
В адрес налогоплательщика 16 декабря 2019 года налоговый орган через личный кабинет в электронной форме направил требование об уплате налога на имущество физических лиц от 16 декабря 2019 года № и предложил в срок до 10 января 2020 года погасить сумму задолженности. Воронцов К.М. в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование, не уплатил в бюджет сумму задолженности.
Межрайонная ИФНС России № 5 по Новосибирской области обратилась к мировому судье <адрес> Новосибирской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных налоговых платежей в общей сумме 53734,79 рублей в отношении Воронцова К.М., которое 11 февраля 2020 года было удовлетворено мировым судьей. 18 февраля 2020 года мировым судьёй <адрес> было вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с поступившими возражениями от налогоплательщика относительно исполнения судебного приказа №
Административный истец просит взыскать с Воронцова К.И. задолженность по налогу на доходы физических лиц за период 2018 год в сумме 53 584 рублей, пеню по налогу на имущество физических лиц в сумме 150 рублей 93 копеек.
Решением Чулымского районного суда Новосибирской области от 24 сентября 2020 года с Воронцова К.М. в пользу соответствующего бюджета в лице МИФНС № 5 по Новосибирской области взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за период 2018 год в сумме 319 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 03 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года в сумме 76 копеек, а всего 319 (триста девятнадцать) рублей 76 копеек.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласилась МИФНС России № 5 по Новосибирской области. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что в ходе судебного разбирательства было установлено, что ФИО1 является собственником здания <адрес>. Использование указанного имущества в предпринимательской деятельности административным ответчиком, в ходе судебного рассмотрения административного дела, не подтверждено.
Таким образом, в отношении принадлежащего ФИО1 спорного имущества - <данные изъяты> которое не могло в 2018 году, непосредственно использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями, налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, предусмотренная п. 3 ст. 346.1 НК не применяется. Сама по себе регистрация административного ответчика в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства с видами деятельности в сфере сельского хозяйства не влечет освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц.
На основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции, признав его извещение о времени и месте судебного заседания надлежащим.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, районный суд, сославшись на письмо Минфина России от 24 апреля 2018 № 03-05-04-01/27810, установив, что в период с 14 февраля 2018 года по 30 января 2019 года ФИО1 был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а принадлежащий ему объект недвижимости - <данные изъяты> не может использоваться в личных целях, при этом в 2018 году ФИО1 выполнял ремонтные работы в указанном здании, пришел к выводу, что поскольку указанное помещение использовалось ФИО1 в связи осуществлением экономической (предпринимательской) деятельности, то он подлежит освобождению от уплаты имущественного налога в отношении указанного объекта недвижимости.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия находит основания не согласиться.
Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит на учете в ИФНС России по <адрес> и является налогоплательщиком.
ФИО1 имеет в собственности объекты недвижимости -квартиру, расположенную по адресу: <адрес> и здание <адрес>
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
На основании п.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 1, 6 ч.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенный в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) жилой дом, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ч.1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из налогового уведомления от 25 июля 2019 года № следует, что ФИО1 налоговым органом за 2018 год исчислен налог на имущество: квартиру и здание цеха, всего в сумме 53 584 рублей. Срок уплаты - не позднее 02 декабря 2019 года (л.д. 12). Данное налоговое уведомление направлено ФИО1 25 июля 2019 года в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 13).
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО1 в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц в сумме 53 584 рублей начислена пеня по налогу на имущество физических лиц 150 рублей 93 копеек. Срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14). Данное требование направлялось ФИО1 в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Согласно расчетам пени по налогам ФИО1 начислена пеня за период с 03 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года по налогу на имущество физический лиц сумме 150 рублей 93 копеек (л.д. 15).
Определением мирового судьи <адрес> от 18 февраля 2020 года, отменен судебный приказ №, выданный 11 февраля 2020 года на основании которого с ФИО1 была взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц в сумме 53 584 рублей, а также пени по налогу на имущество физических лиц сумме 150, 79 рублей.
Таким образом, налоговым органом соблюдены сроки, установленные ст. 48 НК РФ для обращения в суд с указанными требованиями.
Как следует из выписки и реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 с 14 февраля 2018 года зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно ст. 346.1 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.6 НК РФ).
Подпунктами 1, 3 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы: расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пункта 4 и абзаца шестого подпункта 2 пункта 5 настоящей статьи); расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных).
Расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке: в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) в период применения единого сельскохозяйственного налога основных средств, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию (подпункт 1 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ).
Таким образом, расходы на основные средства, приобретенные в период применения единого сельскохозяйственного налога, полностью учитываются в том налоговом периоде, когда объект основных средств введен в эксплуатацию.
Согласно налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу за налоговый период 2018 года КФХ ФИО1 заявлены нулевые доходы и нулевые расходы (л.д.51-52), при этом, административным ответчиком не представлены доказательства, что указанный объект недвижимости в 2018 год был введен в эксплуатацию и использовался в предпринимательской деятельности для производства сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, в соответствии с положениями ст. 289 КАС РФ, налоговым органом доказаны основания и порядок взыскания недоимки по налогу с ФИО1, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска.
Выводы суда в обжалуемом решении, обосновывающие частичный отказ в иске, основаны на верном применении приведенных выше положений Налогового кодекса РФ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом исковых требований.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Чулымского районного суда Новосибирской области от 24 сентября 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Принять по делу в указанной части новое решение. Взыскать с ФИО1 53 265 рублей в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год, пени в сумме 150, 17 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу МИФНС России № 5 по НСО удовлетворить.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи