ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2603/20 от 14.08.2023 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Фоменко С.В. Дело № 33а-1525/2023

Материал № 13а-922/2023

(дело № 2а-2603/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В., рассмотрев в г. Петропавловске-Камчатском 14 августа 2023 года апелляционное представление Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Антонова А.А. и частную жалобу представителя ФГБУ «Рослесинфорг» Лёвкиной Т.М. на определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 апреля 2023 года, которым определено:

«удовлетворить заявление Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края о замене стороны исполнительного производства.

Произвести замену должника по исполнительному производству -ИП – Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края на должника – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг»,

УСТАНОВИЛ:

Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее также – Агентство) обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с заявлением о замене стороны исполнительного производства, в котором, с учетом поданных дополнений, просило произвести замену должника по исполнительному производству № 65474/22/41017-ИП с Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края на Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» (далее – ФГБУ «Рослесинфорг»).

В обоснование заявленных требований Агентством указано, что с 1 января 2022 года признан утратившим силу пункт 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, согласно которому ранее органам государственной власти субъектов Российской Федерации были переданы полномочия Российской Федерации по проведению на землях лесного фонда лесоустройства. С 1 января 2022 года мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляют органы государственной власти Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 года № 2524 «Об отдельных полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений» к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относится осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда. Таким образом, с 1 января 2022 года лесоустройство больше не входит в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, средства субвенций на данные цели выделяться не будут, произошло перераспределение полномочий по лесоустройству с регионального на федеральный уровень. В соответствии со статьями 19, 67 Лесного кодекса РФ исполнителем работ по лесоустройству могут выступать государственные (муниципальные) учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, в пределах полномочий указанных органов. Мероприятия по лесоустройству осуществляется ФГБУ «Рослесифонрг» на основании государственного задания или в рамках договоров на оказание услуг, заключенных с заинтересованными лицами.

В судебном заседании представитель Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края Литвиненко В.Е. доводы заявления с учетом дополнений к нему поддержала по изложенным в нем основаниям.

Заместитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Бляхер А.Л. в судебном заседании полагал необходимым произвести замену должника на Федеральное агентство лесного хозяйства.

Представитель Федерального агентство лесного хозяйства Коус И.А. указал о необходимости привлечения ФГБУ «Рослесинфорг», как орган, уполномоченный осуществлять лесоустройство.

Рассмотрев заявление, суд вынес определение о замене должника по исполнительному производству -ИП с Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края на ФГБУ «Рослесинфорг».

Не согласившись с определением суда, Камчатский межрайонный природоохранный прокурор Антонова А.А. обратился с апелляционным представлением, в котором просил определение суда отменить и произвести замену должника на Федеральное агентство лесного хозяйства. Указывает, что замена должника на ФГБУ «Рослесинфорг» и освобождение Федерального агентства лесного хозяйства от участия в исполнительном производстве не приведет к исполнению решения суда. Единственным правопреемником в исполнительном производстве является федеральный орган государственной власти – Рослесхоз.

В частной жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, представитель ФГБУ «Рослесинфорг» Лёвкина Т.М. просит определение суда отменить, отказать в удовлетворении заявления о замене должника в исполнительном производстве. Указывает, что ФГБУ «Рослесинфорг» не вправе самостоятельно, в отсутствие Плана проведения лесоустройства, выполнять лесоустройство на землях лесного фонда.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы и апелляционного представления, судья приходит к следующему выводу.

В силу статьи 44 КАС РФ в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца (часть 1).

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» и общих правил процессуального законодательства, процессуальное правопреемство возможно на любой стадии административного судопроизводства. В качестве общего правила, которое определяет возможность процессуального правопреемства, федеральный законодатель закрепил изменение субъектного состава спорного правоотношения - выбытие одной из его сторон. Процессуальное правопреемство должно обеспечивать не только рассмотрение дела с участием последующих правопреемников сторон по делу, которым переходят их права и обязанности, но и исполнение принятого по делу судебного акта в случае удовлетворения иска.

Как следует из материалов дела, решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 мая 2020 года по административному делу № 2а-2603/2020, вступившим в законную силу 3 июля 2020 года, на Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Усть-Большерецкого лесничества Камчатского края (т. 1 л.д. 47-56)

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года, на основании заявления Агентства произведена замена административного ответчика на Федеральное агентство лесного хозяйства.

Кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2023 года определение Петропавловск-Камчатского городского суда от 4 апреля 2022 года и определение Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение заявления о правопреемстве в суд первой инстанции.

10 октября 2022 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Агентства (т.1 л.д. 231-233).

В силу статей 68, 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) таксация лесов относится к мероприятиям по лесоустройству и проводится в границах лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их состоянии, о количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, в редакции, действовавшей до 1 января 2022 года, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по проведению лесоустройства на землях лесного фонда.

Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 января 2022 года, за исключением отдельных положений) (далее – Федеральный закон № 304-ФЗ) в Лесной кодекс РФ внесены изменения, в том числе пункт 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ утратил силу.

С 1 января 2022 года проведение на землях лесного фонда таксации лесов относится к полномочиям органа государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

В силу пункта 5.6(1) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 736, таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Частью 4 статьи 19 ЛК РФ установлено, что в случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мероприятий по лесоустройству таких лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в частях 2 и 9 настоящей статьи, или на лиц, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

Мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в том числе на лесных участках, предоставленных по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, в соответствии с планом проведения лесоустройства, предусмотренным статьей 67.2 настоящего Кодекса, самостоятельно или с привлечением иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 9 статьи 19 ЛК РФ).

Согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства от 24 января 2023 года №АВ-03-54/1261 мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, осуществляются ФГБУ «Рослесинфорг», как подведомственным Рослесхозу учреждением, на основании государственного задания или в рамках договоров на оказание услуг, заключенных с заинтересованными лицами (т.2 л.д. 57-58).

Согласно пункту 2 Регламента организации и проведения лесоустроительных совещаний, коллективных и индивидуальных тренировок, а также контроля качества проведения лесоустройства и качества подготовки лесоустроительной документации в отношении мероприятий по таксации лесов, проектированию мероприятий по сохранению лесов, проектированию лесничеств, утвержденного приказом Рослесхоза от 17 февраля 2023 года № 106, мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства - ФГБУ «Рослесинфорг» в соответствии с Уставом Учреждения.

Частью 9 статьи 19 ЛК РФ определено, что мероприятия по лесоустройству осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в соответствии с планом проведения лесоустройства, предусмотренным статьей 67.2 настоящего Кодекса, самостоятельно или с привлечением иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В случаях, если в отношении предоставленных по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, лесных участков выполнение работ по таксации лесов, проектированию мероприятий по сохранению лесов не предусмотрено утвержденным планом проведения лесоустройства, указанным в статье 67.2 настоящего Кодекса, выполнение таких работ осуществляется лицами, указанными в частях 2 и 9 настоящей статьи, и обеспечивается за счет заинтересованного лица в сроки, установленные лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 10 статьи 19 ЛК РФ).

Согласно пунктам 3.2.4, 3.2.5, 3.2.6 Устава ФГБУ «Рослесинфорг», утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 286 от 7 августа 2014 года, к основным видам деятельности Учреждения относятся осуществление государственной инвентаризации лесов, в том числе дистанционного мониторинга использования лесов; обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; информационно-аналитическое обеспечение деятельности Рослесхоза.

Кроме того, к полномочиям ФГБУ «Рослесинфорг», в соответствии с пунктами 3.3.1, 3.3.56 Устава, относится выполнения работ по лесоустройству, по таксации лесосек.

Согласно письму Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу № 08-15/909 от 15 марта 2023 года основной целью деятельности ФГБУ «Рослесинфорг» является государственная инвентаризация лесов, включая дистанционный мониторинг использования лесов и лесоустройство (т.2 л.д. 77-78).

Установив указанные обстоятельства, приняв во внимание, что организацией, в полномочия которой входит производство лесоустройства путем таксации лесов является ФГБУ «Рослесинфорг», подведомственное Федеральному агентству лесного хозяйства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для замены должника по исполнительному производству -ИП с Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края на должника ФГБУ «Рослесинфорг».

Доводы частной жалобы и апелляционного представления о невозможности исполнения решения суда в случае замены стороны исполнительного производства на ФГБУ «Рослесинфорг», не влекут отмену вынесенного судом первой инстанции определения, поскольку касаются вопросов порядка и сроков исполнения решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 мая 2020 года, при этом доказательств невозможности исполнения решения суда, учитывая установленную действующим законодательством возможность отсрочки исполнения решения суда, не представлено.

Доводы частной жалобы о том, что ФГБУ «Рослесинфорг» не вправе самостоятельно, в отсутствие Плана проведения лесоустройства, выполнять лесоустройство на землях лесного фонда, также не могут повлечь отмену определения суда первой инстанции, поскольку частями 9, 10 статьи 19 ЛК РФ установлено, что если выполнение работ по таксации лесов не предусмотрено утвержденным планом проведения лесоустройства, то выполнение таких работ осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, в сроки, установленные лесоустроительной инструкцией.

Учитывая, что каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену определения, не допущено, оснований для удовлетворения апелляционного представления и частной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Антонова А.А. и частную жалобу представителя ФГБУ «Рослесинфорг» Лёвкиной Т.М. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Камчатского

краевого суда О.В. Чаднов