Судья Бахорина М.А. | 33а-1815/2021 10RS0004-01-2020-001071-77 2а-262/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июня 2021 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Соляникова Р.В., Кудряшовой Е.П.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 19 марта 2021г. по административному исковому заявлению акционерного общества «Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат» к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, администрации Кондопожского муниципального района, Правительству Республики Карелия, Главе Республики Карелия, Государственному комитету Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения о признании действий незаконными и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что акционерным обществом «Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее – общество) от администрации Кондопожского муниципального района (далее – Администрация) было получено уведомление о присвоении обществу первой категории по гражданской обороне (далее – ГО). Полагая, что присвоение первой категории по ГО было осуществлено с нарушением норм Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон о гражданской обороне), Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. № 804 (далее – Правила № 804), административный истец просил признать незаконными:
– действия Администрации, выразившиеся во внесении в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения (далее – Государственный комитет) предложения по отнесению общества к категории по ГО;
– действие Государственного комитета, выразившееся в направлении в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на согласование перечня организаций, отнесенных к категориям по ГО, в части включения в него общества;
– действие МЧС России, выразившееся в согласовании перечня организаций Республики Карелия, отнесенных к категориям по ГО, в части включения в него общества;
- действие Главы Республики Карелия, выразившееся в утверждении перечня организаций, отнесенных к категориям по ГО, в части включения в него общества.
Также административный истец просил признать незаконным включение общества в перечень организаций, отнесенных к категориям по ГО, обязать исключить общество из перечня организаций Республики Карелия, отнесенных к категориям по ГО.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка действиям Администрации по направлению в Государственный комитет предложения о присвоении обществу первой категории по ГО в отсутствие предложения самого общества, и его несоответствия установленным для этой цели критериям. Согласно же ответу общества от 16 сентября 2020 г. численности работающих на предприятии в военное время у общества не имеется. Администрацией неправильно применена формула расчета численности работающих в военное время, поскольку ею использованы составляющие, применяемые в мирное, а не военное время. План гражданской обороны общества (далее – План ГО) на момент совершения Администрацией оспариваемых действий в ее распоряжении отсутствовал, а указание в Плане ГО работающих в особом периоде не тождественно работающим в военное время.Указывает на фактические ошибки, допущенные в Плане ГО и его ненадлежащее оформление. В частности, в Приложении к Плану ГО отсутствует численность работников, работающих в военное время, оно датировано 1 января 2020 г., подписано специалистом по ГО и ЧС, а не генеральным директором общества, записи в него произведены карандашом.Судом первой инстанции был неверно истолкован довод общества об отсутствии мобилизационного задания в военное время, в связи с чем отсутствуют и работающие в военное время. Вывод суда о том, что общество имеет важное оборонное и экономическое значение сделан без ссылок на Показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденные приказом МЧС России от 28 ноября 2016 г. № 632ДСП, то есть фактически произвольно.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Лиукконен Т.А. доводы жалобы поддержала.
Представитель Правительства Республики Карелия, Главы Республики Карелия, Государственного комитета Филатова И.С. и представитель Главного управления МЧС России по Республике Карелия Матюнькина А.А. возражали против удовлетворения жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.1 Закона о гражданской обороне гражданская оборона – системамероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Пунктом 1 ст. 8 названного закона определение перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
К организациям, отнесенным к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационное задание (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац восьмой ст. 1 Закона о гражданской обороне).
Пунктом 4 Правил 804 предусмотрено, что отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне. Показатели устанавливает МЧС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.
Организации, деятельность которых не связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и которые не находятся в сфере их ведения, предоставляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в органы местного самоуправления, осуществляющие мероприятия по гражданской обороне на территориии муниципального образования, где указанные организации осуществляют свою деятельность (п. 5 Правил 804).
Согласно п.7 Правил 804 федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и государственные компании по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственные корпорации, государственных компании или которые находятся в сфере их ведения, и направляют в месячный срок со дня его утверждения выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти организации.
Пунктом 8 Правил 804 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в т.ч. организаций, предусмотренных абзацем вторым п. 5 Правил, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и направляют в месячный срок содняего утверждения выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях, а также выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, утвержденного федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями, органам местного самоуправления и в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации.
Основным видом деятельности созданного 18 сентября 2018 г. АО «Кондопожский ЦБК» является производство бумаги и картона. В собственности общества находится ТЭС и цех биологической очистки.
Приказом МЧС России от 28 ноября 2016 г. № 632ДСП утверждены Показатели отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, которыми условиями отнесения организаций целлюлозно-бумажного производства к первой категории являются общая численность работающих в военное время от 500 до 3500 человек и численность наибольшей работающей смены (далее – НРС) от 200 до 500 человек.
Как следует из представленного в администрацию Кондопожского муниципального района на согласование ПланаГО АО «Кондопожский ЦБК», утвержденного руководителем гражданской обороны АО «Кондопожский ЦБК» 26 марта 2019 г., численность работающих и служащих в обществе составляет 3387 человек, НРС - 1200 человек, численность работающих и служащих предприятия в особый период –1450 человек (ст.28 Плана). На 1 января 2020 г. численность работающих и служащих составляет 3387 человек; НРС в военное время -1200 человек (приложение 1).
Согласно отчету о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, в АО «Кондопожский ЦБК» за 2019 г. составляет: всего работающих 3390, пребывающих в запасе 1626. Списочная численность работников предприятия по состоянию на 8 апреля 2019 г. составляет 3452 человека, на 14 апреля 2020 г. – 3386 человек.
Сопоставив данные показатели с требованиями приведенных выше нормативных правовых актов, суд пришел к обоснованному выводу о том, что общество отвечает критериям, позволяющим отнести его к организациям первой категории ГО.
Судом правильно отклонены возражения истца относительно наличия технических ошибок в Плане ГО, которые не искажают существо содержащейся в нем информации и не влекут признание данного документа недопустимым доказательством.
Учитывая, что обществом не представлено приложение1 к Плану ГО – основные показатели состояния гражданской обороны по состоянию на 1 января 2019 г. (при этом в составе утвержденной документации на 26 марта 2019 г. оно обозначено), суд обоснованно исходил из того, что численность НРС в 2019 г. совпадает с соответствующим показателем по состоянию на 1 января 2020 г., обозначенным в Приложении1 за 2019 г., а также в иных разделах Плана ГО.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что поскольку истец не направил в администрацию Кондопожского муниципального района предложение об установлении категории по ГО, данный орган местного самоуправления в порядке п. 6 Правил 804 был вправе подготовить соответствующие предложения по категорированию общества на основании имеющейся у него информации, в частности, Плана ГО.
Соответственно, правомерными являются действия и Государственного комитета по внесению общества в проект перечня организаций Республики Карелия, отнесенных к категории по гражданской обороне, и МЧС России по его согласованию, и Главы Республики Карелия по утверждению перечня (пп. 4, 7, 8, 11 Правил 804).
По изложенным мотивам решение суда является законным, а основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 19 марта 2021г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи