№ 33а-6487/2020
№2а-2641/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 15 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Трифоновой О.М.,
судей областного суда Хакимовой О.В., Дорохиной Т.С.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации г. Орска, Комитету по управлению имуществом г.Орска о признании не соответствующим требованиям законодательства бездействия в части непринятия мер по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог местного значения и понуждении к устранению нарушений
по апелляционным жалобам администрации г.Орска Оренбургской области, Комитета по управлению имуществом г.Орска
на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 июля 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Трифоновой О.М., пояснения представителя административного истца Губаревой О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г.Орска Оренбургской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что администрацией г.Орска до настоящего времени не приняты меры по регистрации права муниципальной собственности на ряд автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «город Орск». Отсутствие государственной регистрации права собственности на указанные автомобильные дороги создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дороги, безопасностью дорожного движения, а также в применении мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, что противоречит интересам неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности дорожного движения.
В связи с изложенным и с учетом изменения исковых требований прокурор окончательно просил суд:
признать несоответствующим требованиям законодательства бездействие администрации г. Орска в части непринятия мер по постановке на кадастровый учет следующих автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории МО «город Орск»:
- автомобильная дорога (адрес),
- автомобильная дорога (адрес),
- автомобильная дорога (адрес),
- автомобильная дорога (адрес);
обязать администрацию г.Орска в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу совершить все необходимые действия для постановки указанных автомобильных дорог местного значения на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 июля 2020 года заявленные прокурором требования к администрации г.Орска удовлетворены, в удовлетворении административных исковых требований к Комитету по управлению имуществом г. Орска отказано. Суд признал несоответствующим требованиям законодательства бездействие администрации г. Орска в части непринятия мер по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории МО «город Орск»: автомобильная дорога (адрес); автомобильная дорога (адрес), автомобильная дорога (адрес), автомобильная дорога (адрес); возложил на администрацию г. Орска обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности указанные автомобильные дороги.
В апелляционных жалобах администрация г. Орска, Комитет по управлению имуществом г. Орска просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители административных ответчиков администрации г. Орска, Комитета по управлению имуществом г. Орска не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 6 указанного Федерального закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 1 части 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Исходя из данной нормы, автомобильная дорога является сложной неделимой вещью, перемещение которой без нанесения несоразмерного ущерба ее назначению невозможно.
Согласно частям 1 и 5 статьи 7 Устава МО «город Орск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, входит в предмет ведения органов местного самоуправления г. Орска.
Постановлением главы администрации МО «город Орск» от 08 июня 2015 года №3153-п утвержден реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «город Орск».
Установлено, что право собственности на автомобильную дорогу (адрес), автомобильные дороги (адрес), автомобильную дорогу (адрес) не зарегистрировано. На кадастровом учете названные автомобильные дороги не состоят, имеют твердое асфальтобетонное покрытие.
Автомобильные дороги (адрес) входят в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории МО «город Орск», утвержденный постановлением администрации г.Орска от 08 июня 2015 года №3153-п.
Автомобильная дорога (адрес), и автомобильная дорога (адрес) в реестре муниципального имущества г. Орска, а также в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории МО «Город Орск», не значатся.
Характеристики и функциональное использование этих автомобильных дорог административным ответчиком в суде не оспаривались, равно как и не оспаривалось то, что названные автомобильные дороги находятся в границах МО «город Орск».
Удовлетворяя заявленные прокурором требования к администрации г.Орска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что непринятие администрацией МО «город Орск» мер к постановке автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в границах данного муниципального образования, на кадастровый учет с последующей государственной регистрацией права муниципальной собственности на них является незаконным, поскольку обязанность совершить такие действия возникает у администрации в силу закона.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие надлежащего оформления права собственности на указанные автомобильные дороги создает препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае их несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние, что влияет на безопасность дорожного движения.
В удовлетворении требований прокурора к Комитету по управлению имуществом г. Орска Оренбургской области отказано как к ненадлежащему ответчику.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В апелляционной жалобе администрация г. Орска приводит доводы об отсутствии в действующем законодательстве обязанности органов местного самоуправления по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог, а также о том, что названные автомобильные дороги числятся в реестре автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «город Орск», утвержденном постановлением администрации г. Орска от 08 июля 2015 года №3153-п, а потому полномочия администрации г. Орска в полной мере распространяются на спорные дороги и не ставятся в зависимость от их постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности.
Указанные доводы отклоняются, поскольку при наличии на автомобильной дороге (адрес), автомобильных дорогах (адрес) твердого дорожного асфальтового покрытия, названные дороги являются сооружением, перемещение которого причинит несоразмерный ущерб его назначению и, следовательно, обладают всеми необходимыми признаками недвижимого имущества, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, и поэтому в силу закона подлежат кадастровому учету и государственной регистрации.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие доказательств нарушения действиями/бездействием административного ответчика прав граждан в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения и создания препятствий в осуществлении контроля за состоянием дорог выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором требований не опровергает.
Кроме того, нарушение прав неопределённого круга лиц вытекает из обязанности муниципальных органов нести бремя содержания муниципального имущества, в том числе и автомобильных дорог, находящихся в границах муниципального образования.
Несогласие администрации г. Орска с выводом суда о том, что Комитет по управлению имуществом г. Орска Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком по делу, основанием к отмене решения суда не является, так как положение о Комитете по управлению имуществом г.Орска, утвержденное решением Орского городского Совета депутатов от 29 мая 2002 года №207, с учетом внесенных изменений, предусматривает, что Комитет по управлению имуществом г. Орска входит в структуру администрации г. Орска и выступает органом по управлению муниципальным имуществом г. Орска, осуществляет функции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью г. Орска в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом г.Орска о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу согласуются с правильными выводами суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными.
Ссылка Комитета по управлению имуществом г.Орска на отсутствие в действующем законодательстве обязанности органов местного самоуправления по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог и регистрации права на них подлежит отклонению по изложенным выше основаниям.
Доводы Комитета по управлению имуществом г.Орска о том, что указанные административным истцом дороги автомобильными не являются, ничем объективно не подтверждены, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Не указание судом протяженности автомобильных дорог, которые подлежат постановке на учет, не свидетельствует о невозможности или затруднительности исполнения данного судебного решения.
В связи с изложенным, решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Орска Оренбургской области, Комитета по управлению имуществом администрации г.Орска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи