ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-265/19 от 20.01.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-63/2021 (33а-4058/2020)

судья Добрынин В.А. (I инстанция № 2а-265/2019)

УИД 75RS0014-01-2019-000279-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Ходусовой И.В.,

судей Пичуева В.В., Жилинского А.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шевчук Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 20 января 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании незаконным приказа от 19 декабря 2017 года № 1831 «Об утверждении проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества»

по апелляционным жалобам представителя административного ответчика и.о. министра природных ресурсов Забайкальского края Трофимовой С.М. и представителя заинтересованного лица ООО «ФастГарант» Серебрянского М.В.

на решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 27 ноября 2019 года, которым постановлено административные исковые требования Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить.

Признать приказ Министра природных ресурсов Забайкальского края от 19 декабря 2017 года № 1831 «Об утверждении проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества» незаконным.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ходусовой И.В., выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор Шагжитов Т.Ц. обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. В ходе проведенной проверки исполнения лесного законодательства об охране окружающей среды установлено, что приказом Министра природных ресурсов Забайкальского края от 19 декабря 2017 года № 1831 «Об утверждении проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества» утверждена проектная документация лесного участка Красночикойского лесничества (Мензинское участковое лесничество, эксплуатационные леса - кварталы 314, 323-325, 368, 369, 404, 405, 446, 477, 483, 488, 515, 518-520, 601, 629, 637, 638, 666, 667, 671, части кварталов 312, 313, 315-322, 358-367, 370-372, 390-403, 406, 437-445, 468-476, 478-482, 484-487, 511-514, 516, 517, 551-563, 591-600, 625, 628, 630-632, 636, 668, 670; защитные леса - части кварталов 312, 313, 315-322, 358-367, 370-372, 390-403, 406, 437-445, 468-476, 478-482, 484-487, 511-514, 516, 517, 551-563, 591-600, 625-628, 630-632, 636, 668, 670) для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений площадью 114975,0 га. В соответствии с разделом 3 «Количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка» в таблице 4 определены виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке, в том числе заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений - Чаги и Ганодермы лакированной ежегодным объемом заготовки 416 и 360,7 тонн соответственно. Указанная проектная документация лесного участка Красночикойского лесничества, утвержденная приказом Министра природных ресурсов Забайкальского края, явилась основанием для заключения Министерством природных ресурсов Забайкальского края договора аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений от 9 августа 2018 года № 04-18 с Обществом с ограниченной ответственностью «ФастГарант» (далее - ООО «ФастГарант», арендатор) для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, сроком на 25 лет.

Полагает, что указанный приказ об утверждении проектной документации является незаконным, поскольку на лесном участке запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Забайкальского края, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Поскольку заготовка трутовика лакированного, занесенного в Красную книгу РФ, прямо запрещена законом, приказ Министра природных ресурсов Забайкальского края от 19 декабря 2017 года № 1831, которым утверждена проектная документация лесного участка, предусматривающего заготовку и сбор Ганодермы лакированной, занесенной в Красную книгу РФ, является незаконным (том 1 л.д. 5-8).

В ходе рассмотрения дела по существу прокурор представил в суд в письменном виде обоснование требования о признании незаконным оспариваемого приказа об утверждении проектной документации в части заготовки Чаги в количестве 416 тонн. Указал, что ежегодный объем подлежащий заготовке Чаги в количестве 416 тонн, указанный в проектной документации, определен с учетом выводов лесопатологической экспертизы от 7 сентября 2017 года филиала ФБУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса Забайкальского края», в рамках которой определен общий запас чаги на планируемом для заготовки лесном участке в размере 416 тонн. Между тем, указанный в заключении запас лекарственного растения, не является тождественным понятием объему, подлежащему ежегодной заготовке. Чага – это березовый гриб, растущий до зрелого объема 15 лет. Период сбора, при котором не будет истощаться запас Чаги нормативными правовыми актами не определен, в связи с чем, подлежит применению срок, необходимый для созревания. С учетом 15 летнего восстановительного периода заготовка эксплуатационного запаса в количестве 416 тонн возможна 1 раз в 15 лет, а не ежегодно. Таким образом, предусмотренный проектной документацией объем ежегодной заготовки установлен необоснованно, без учета 15 летнего восстановительного периода. Данный ежегодный объем влечет полное уничтожение лекарственного растения (том 2 л.д. 80-83).

Судом постановлено вышеприведенное решение (том 2 л.д. 124-142).

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица ООО «ФастГарант» Серебрянский М.В. просит решение Красночикойского районного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что административным истцом пропущен срок для оспаривания приказа об утверждении проектной документации лесного участка. Считает, что в материалы дела не представлено доказательств наличия объективных препятствий для обращения в суд с соответствующим административным иском в срок. Кроме того, заявитель полагает, что требования прокурора являются чрезмерными и необоснованными. Административный истец не обосновал, каким образом оспариваемый приказ об утверждении проектной документации в части согласования сбора чаги в количестве 416 тонн нарушает действующее законодательство, а также права неограниченного круга лиц, интересы государства и общества. В материалы дела не представлено достаточных доказательств, которые подтверждали бы выводы административного истца о невозможности заготовки березового гриба (чага), и, соответственно, о незаконности оспариваемого приказа в указанной части (том 3 л.д. 1-6).

И.о. министра природных ресурсов Забайкальского края Трофимова С.М. в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что заключение лесопатологической экспертизы, которое прокурор считает незаконным, ни со стороны прокурора, ни кем-либо иным из числа уполномоченных лиц в установленном порядке обжаловано не было. Доказательств иного со стороны административного истца в материалы дела не представлено. При указанных обстоятельствах довод прокурора о незаконности названного выше заключения лесопатологической экспертизы, а значит и проектной документации, утвержденной приказом № 1831, в части заготовки чаги, не может быть признан состоятельным. Довод административного ответчика об отсутствии оснований для признания приказа № 1831 недействительным в полном объеме остался без должной оценки при вынесении судебного решения (том 3 л.д. 15-16).

В своих возражениях на апелляционные жалобы Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор Шагжитов Т.Ц. просит оставить решение Красночикойского районного суда Забайкальского края без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения (том 3 л.д. 92-94, 99-101).

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2020 года отменено апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 апреля 2020 года, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (том 3 л.д. 207-210).

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края Шагдаров Б.Б. доводы апелляционной жалобы поддержал частично, просил отменить решение суда в части, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным приказа от 19 декабря 2017 года № 1831 «Об утверждении проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества» в части включения в проектную документацию лесного участка возможности заготовки чаги.

Представитель заинтересованного лица ООО «ФастГарант» Щербань А.В. также поддержал апелляционную жалобу в части, просил о частичной отмене решения суда, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным приказа от 19 декабря 2017 года № 1831 «Об утверждении проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества» в части включения в проектную документацию лесного участка заготовки чаги.

Прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубова С.А. просила решение Красночикойского районного суда Забайкальского края оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, выслушав пояснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что приказом Министра природных ресурсов Забайкальского края от 19 декабря 2017 года № 1831 «Об утверждении проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества» утверждена проектная документация лесного участка Красночикойского лесничества для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений площадью 114975 га.

В соответствии с разделом 3 «Количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка» в таблице 4 определены виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке, в том числе заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений - чаги и ганодермы лакированной ежегодным объемом заготовки 416 и 360,7 тонн соответственно.

Указанная проектная документация явилась основанием для заключения Министерством природных ресурсов Забайкальского края договора аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений № 04-18 от 9 августа 2018 года с ООО «ФастГарант».

Условиями договора предусмотрено, что арендатору передаётся лесной участок для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений чаги и ганодермы лакированной ежегодным объемом заготовки 776700 кг (416 и 360,7 тонн соответственно), сроком на 25 лет, на площади 114975 га.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что приказ Министра природных ресурсов Забайкальского края от 19 декабря 2017 года № 1831 «Об утверждении проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества», которым утверждена проектная документация лесного участка Красночикойского лесничества является незаконным, поскольку предусматривает заготовку ганодермы лакированной, занесенной в Красную книгу РФ.

Согласно частям 1, 2 статьи 70.1 Лесного кодекса РФ, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.

Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки, утверждены Приказом Минприроды России от 3 февраля 2017 года № 54, положениями которого предусмотрено, что подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (пункт 2); проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка (пункт 3); текстовая часть проектной документации должна содержать, помимо прочего сведения о видах разрешенного использования лесов на проектируемом лесном участке, об ограничениях использования лесов (пункт 4).

Проектная документация лесного участка Красночикойского лесничества утверждена приказом Министра природных ресурсов Забайкальского края от 19 декабря 2017 года № 1831 в рамках его компетенции. В проектной документации указана площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесного участка.

Как следует из раздела 6 проектной документации на лесном участке запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Забайкальского края, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (абзац 3).

Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в соответствии с пунктом 667 раздела 8 приложения № 1 к приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 289 «Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации» трутовик лакированный - Ganoderma lucidum (W. Curt.: Fr.) P. Karst. относится к объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

В силу статьи 60.15 Лесного кодекса РФ, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании части 1 статьи 60 Закона об охране окружающей среды в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. При этом запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Согласно пункту 10 Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, утвержденных Приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 года № 511 гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Удовлетворяя заявленные требования в части, суд, ссылаясь на указанные нормы, пришел к правильному выводу о том, что приказ Министра природных ресурсов Забайкальского края от 19 декабря 2017 года № 1831 в части утверждения проектной документации о заготовке и сборе ганодермы лакированной является незаконным, поскольку действующим законодательством запрещена заготовка указанного растения, занесенного в Красную книгу РФ.

Судебная коллегия находит указанный вывод суда первой инстанции правильным, поскольку он сделан с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании и подробно мотивирован.

Уточнив в ходе рассмотрения административного дела основания заявленного административного иска, прокурор указал, что оспариваемый приказ является незаконным и в части утверждения проектной документации о заготовке и сборе чаги ежегодным объемом 416 тонн, поскольку в данной части он нарушает принцип неистощимого и рационального использования природных ресурсов.

Удовлетворяя заявленные требования прокурора в полном объеме, суд первой инстанции не обсудил указанные выше обстоятельства и не дал оценки доказательствам, подтверждающим их.

Между тем, требования прокурора в указанной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом следующего.

В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Именно лесохозяйственным регламентом устанавливаются параметры разрешенного использования лесов и ограничения использования лесов. Лесохозяйственные регламенты являются нормативными правовыми актами и обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

Согласно пункту 2.4.1 Лесохозяйственного регламента Красночикойского лесничества, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25 декабря 2008 года № 147 (в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 1 марта 2016 года № 98) промышленная заготовка пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений на территории лесничества в настоящее время не осуществляется и не планируется. Специальных обследований по выявлению запасов пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений не проводилось, в связи с чем ежегодные допустимые объемы изъятия недревесных лесных ресурсов лесохозяйственным регламентом не устанавливаются.

Действующий на момент рассмотрения административного дела Лесохозяйственный регламент Красночикойского лесничества, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 26 декабря 2018 года № 74-н/п, также не предусматривает промышленную заготовку пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений на территории лесничества в настоящее время.

Вместе с тем, проектная документация установила подлежащий заготовке объем.

Несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесохозяйственному регламенту лесничества в соответствии с частями 9, 10 статьи 70.1 Лесного кодекса РФ является основанием для принятия решения об отказе в утверждении проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества.

Между тем, несмотря на отсутствие в лесохозяйственном регламенте Красночикойского лесничества установленного объема заготавливаемых лекарственных растений, подпадающего под категорию промышленной заготовки, оспариваемым прокурором приказом утверждена проектная документация лесного участка, предусматривающая конкретный объем подлежащих заготовке лекарственных растений, в том числе чаги.

При этом не вызывает сомнений тот факт, что заготовка чаги, осуществляемая Обществом с ограниченной ответственностью «ФастГарант» является промышленной, поскольку любая заготовка лекарственных растений, за исключением заготовки гражданами для собственных нужд, относится к промышленной (коммерческой) заготовке с целью переработки, производства товаров и др.

Кроме того, заслуживают внимания доводы прокурора о том, что проектная документация лесного участка Красночикойского лесничества необоснованно предусматривает завышенный объем подлежащих заготовке лекарственных растений без учета времени восстановления их запаса, что нарушает публичные интересы в сфере охраны окружающей среды.

Ежегодный объем чаги, подлежащий заготовке в количестве 416 тонн, указанный в проектной документации, определен с учетом выводов лесопатологической экспертизы от 7 сентября 2017 года ФБУ «Российский центр защиты леса», «ЦЗЛ Забайкальского края» в рамках которой определен общий запас чаги на планируемом для заготовки лесном участке в размере 416 тонн (том 2 л.д. 88-116).

Следует отметить, что указанный в заключении запас лекарственного растения не является тождественным понятием объему, подлежащему ежегодной заготовке.

Более того, экспертами учтена планируемая площадь по заготовке сырья 114 978 га, в то время как проектная документация утверждена на участок площадью 114 975 га. Фактически участок на 3 гектара меньше, чем участок, на котором лесопатологами рассчитывались запасы лекарственного растения.

В самом заключении и в характеристике лесного участка Мензенского участкового лесничества Красночикойского лесничества указано, что береза не является преобладающей породой лесного участка и на всем обследованном участке лес с составом березы составляет 56 707 га из 114 978 обследованных.

Чага - это березовый гриб, растущий до зрелого объема 15 лет (согласно характеристикам, данным в заключении лесопатологической экспертизы в пункте 2.1.2.). Период сбора, при котором не будет истощаться запас чаги нормативными правовыми актами не определен, в связи с чем, подлежит применению срок, необходимый для созревания.

Частью 7 статьи 5 Закона Забайкальского края от 16 октября 2008 года 59-ЗЗК «О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что при заготовке пищевых лесных ресурсов и сборе лекарственных растений граждане должны соблюдать технологию заготовки лесных ресурсов, исключающую истощение лесных ресурсов. Сбор и заготовка плодов, ягод, орехов, грибов иных пищевых лекарственных ресурсов должны производиться способами, не наносящими вреда плодовым насаждениям, ягодникам и грибницам обеспечивающими своевременное воспроизводство их запасов.

Согласно пунктам 7, 16, 19 Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, утвержденных 5 декабря 2011 года приказом Рослесхоза № 511, граждане, юридические лица, которым предоставлено право использования лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, должны применять способы и технологии, исключающие истощение имеющихся ресурсов. Заготовка грибов должна проводиться способами, обеспечивающими сохранность их ресурсов. Заготовка лекарственных растений допускается в объемах, обеспечивающих своевременное восстановление растений и воспроизводство запасов сырья. Повторный сбор сырья лекарственных растений в одной и той же заросли (угодье) допускается только после полного восстановления запасов сырья конкретного вида растения.

Таким образом, указанными правилами установлен запрет на повторную заготовку до полного восстановления запаса лекарственного растения.

Предусмотренный проектной документацией объем ежегодной заготовки установлен без учета 15 летнего восстановительного периода, в соответствии с которым заготовка эксплуатационного запаса в количестве 416 тонн возможна 1 раз в 15 лет, а не ежегодно.

Таким образом, предусмотренный проектной документацией объем ежегодной заготовки чаги установлен необоснованно и влечет полное уничтожение лекарственного растения.

Оспариваемым прокурором приказом Министра природных ресурсов Забайкальского края от 19 декабря 2017 года № 1831 утверждена проектная документация, не соответствующая лесохозяйственному регламенту Красночикойского лесничества, необоснованно предусматривающая завышенный объем подлежащего заготовке растения без учета времени восстановления его запаса, что нарушает публичные интересы в сфере охраны окружающей среды.

Указанные нарушения при утверждении проектной документации привели к заключению сделки, позволяющей заготавливать чагу в объемах, не позволяющих лекарственному растению восстановиться, несоответствующих рациональному и неистощимому использованию лекарственных растений.

С учетом изложенного, доводы заявителей апелляционных жалоб об отсутствии оснований для признания незаконным в полном объеме приказа Министра природных ресурсов Забайкальского края от 19 декабря 2017 года № 1831 «Об утверждении проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества» являются несостоятельными.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ссылается на то, что заключение лесопатологической экспертизы ни прокурором, ни кем-либо иным из числа уполномоченных лиц в установленном порядке обжаловано не было и недействительным не признавалось.

Указанный довод не влечет отмены решения суда, поскольку указанные выше обстоятельства не противоречат выводам суда о незаконности оспариваемого приказа.

Довод апелляционной жалобы представителя заинтересованного лица ООО «ФастГарант» о пропуске прокурором установленного законом срока обращения в суд за защитой прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, судебная коллегия находит несостоятельным.

При рассмотрении дела установлено, что о незаконности оспариваемого приказа Забайкальскому межрайонному природоохранному прокурору стало известно не ранее 21 июня 2019 года из представленного отзыва на исковое заявление, в рамках рассмотрения гражданского дела в Арбитражном суде Забайкальского края по исковому заявлению Байкальского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействительным договора аренды лесного участка № 04-18 от 9 августа 2018 года. Данный отзыв представлен в прокуратуру 21 июня 2019 года и зарегистрирован за № 98-296-19, о чем имеется штамп входящей корреспонденции на титульном листе отзыва.

С этого момента при оценке законности приказа от 19 декабря 2017 года № 1831, которым утверждена проектная документация, на соответствие действующему федеральному законодательству выявлено нарушение указанным правовым актом положений, регламентирующих запрет осуществления заготовки растений, занесенных в Красную книгу РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление об оспаривании действий и решений может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В данном случае началом течения срока является установление обстоятельств нарушения прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц оспариваемым приказом. Установленные прокуратурой нарушения прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц и публичных интересов являются основанием для обращения прокурора в суд в порядке административного судопроизводства в порядке части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ. До установления факта нарушаемых прав и интересов, прокурор, как самостоятельное процессуальное лицо, действующее не в защиту своих интересов, а защищающее интересы иных лиц, не имел правовых оснований для обращения в суд.

Административное исковое заявление поступило в суд 12 июля 2019 года, то есть в течение трех месяцев с момента проверки законности приказа.

Таким образом, срок исковой давности для обращения прокурора в суд не пропущен.

Доводы жалоб указанных выше выводов не опровергают, не содержат фактов, которые влияют на их обоснованность, по сути сводятся к иному толкованию норм права, в связи с чем не могут явиться основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

В связи с изложенным, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда об удовлетворении исковых требований Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя административного ответчика и.о. министра природных ресурсов Забайкальского края Трофимовой С.М. и представителя заинтересованного лица ООО «ФастГарант» Серебрянского М.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий: И.В. Ходусова

Судьи: В.В. Пичуев

А.Г. Жилинский