ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2663/2021 от 11.10.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Цыкуренко А.С. Дело № 33а-9427/2021

(№ 2а-2663/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 11 октября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кагитиной И.В., Павловского Е.Г.,

при секретаре Прокошкиной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Скляр Александра Александровича к Министерству внутренних дел по Республике Крым, главному специалисту – эксперту отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым Медведовской Л.Г., начальнику отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым Осинской И.В., заместителю начальника отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым Пальченко А.В. о признании незаконным и отмене решения об аннулировании разрешения на временное проживание от 15 апреля 2021 г.

по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 июня 2021 г., которым административное исковое заявление удовлетворено

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителя административного истца Денисовой Е.А., представителя административного ответчика Артамоновой И.И., судебная коллегия

установила:

Скляр А.А., являясь гражданином Украины, обратился в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что решение об аннулировании разрешения на временное проживание нарушает его право на уважение личной и семейной жизни вопреки положениям норм международного права.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены главный специалист – эксперт отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым Медведовская Л.Г., начальник отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым Осинская И.В., заместитель начальника отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым Пальченко А.В.

В возражениях на административное исковое заявление представитель Министерства внутренних дел по Республике Крым указал на то, что в ходе проверки по заявлению Скляр А.А. о выдаче вида на жительство была получена информация о наличии у последнего судимости. Установлено, что приговором Джанкойского районного суда Республики Крым от 5 февраля 2015 г. Скляр А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 33, частью 3 статьи 30, частью 3 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде восьми месяцев лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии общего режима. 2 апреля 2015 г. данный приговор оставлен без изменений и вступил в законную силу. 5 июня 2015 г. административный истец освободился из мест лишения свободы по отбытию наказания. Судимость гражданина Украины Скляр А.А. не погашена.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 июня 2021 г. административное исковое заявление Скляр А.А. удовлетворено.

Признано незаконным и отменено решение Министерства внутренних дел по Республике Крым от 15 апреля 2021 г. об аннулировании разрешения на временное проживание Скляр А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В апелляционной жалобе, поданной представителем Министерства внутренних дел по Республике Крым, ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам административного дела.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на момент принятия оспариваемого решения от 15 апреля 2021 г., гражданин Украины Скляр А.А. имел не снятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. По мнению подателя апелляционной жалобы, при принятии решения административный ответчик принял во внимание приоритет интересов большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина, имеющего не снятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, связанного с незаконным пересечением государственной границы Российской Федерации

На апелляционную жалобу поданы возражения представителя административного истца.

В судебном заседании представитель Министерства внутренних дел по Республике Крым по доверенности от 11 января 2021 г. Артамонова И.И. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель Скляр А.А. по нотариально удостоверенной доверенности от 19 июля 2021 г. Денисова Е.А. в судебном заседании поддержала поданные ею возражения на апелляционную жалобу.

Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым находит решение суда первой инстанции незаконным.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального права.

В силу положений части 4 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации иностранные граждане имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Наличие у иностранного гражданина непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, относится к числу оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание или аннулирования ранее выданного разрешения (подпункт 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Судом первой инстанции установлено, что Скляр А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г. Запорожье, УССР, является гражданином Украины, с 2012 года проживает на территории Российской Федерации, с 30 марта 2019 г. находится в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации, детей от данного брака не имеет, с 10 марта 2020 г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, платит налоги, зарегистрирован по месту временного пребывания: <адрес>.

Приговором Джанкойского районного суда Республики Крым от 5 февраля 2015 г. Скляр А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 33, частью 3 статьи 30, частью 3 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде восьми месяцев лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии общего режима.

5 июня 2015 г. Скляр А.А. освобождён по отбытию наказания.

Как следует из материалов административного дела, 16 декабря 2020 г. Скляр А.А. обратился с заявлением о выдаче вида на жительства в Российской Федерации, по результатам которого 15 апреля 2021 г. принято решение , которым гражданину Украины Скляр А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, аннулировано разрешение на временное проживание в Российской Федерации от 9 августа 2019 г. за , сроком действия до 9 августа 2022 г., на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Уведомлением заместителя начальника отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым Пальченко А.В. от 22 апреля 2021 г. Скляр А.А. сообщено о принятом решении.

Суд первой инстанции, признавая незаконным и отменяя решение Министерства внутренних дел по Республике Крым от 15 апреля 2021 г. об аннулировании разрешения на временное проживание, исходил из того, что оспариваемое решение сопряжено с ограничениями права лица на уважение личной жизни, не отвечает критериям норм международного права.

В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом

На момент получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, действовал приказ МВД России от 9 ноября 2017 г. N 846, которым был утверждён Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации.

Согласно пункта 20 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги установлен пунктом 28 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 25.1 Административного регламента срок предоставления государственной услуги составляет шесть месяцев со дня принятия заявления, поданного иностранным гражданином или в отношении иностранного гражданина, имеющим (его) разрешение на временное проживание в Российской Федерации

Пунктом 55 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Так, в силу подпункта 55.5 Административного регламента, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, в случае, если данный иностранный гражданин осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Согласно пункту 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав и свобод человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Совершенное административным истцом преступление относится к категории тяжких преступлений, соответственно судимость указанного лица погашается по истечении 8 лет после отбытия им наказания, то есть в 2023 году. При этом, по состоянию на дату принятия оспариваемого решения от 15 апреля 2021 г. судимость гражданина Украины Скляр А.А. не была снята, и не погашена.

Судебная коллегия отмечает, что судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление, и служит основанием для оценки его как обладающего повышенной общественной опасностью.

Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.

Семейное положение Скляр А.А. при указанных выше фактических обстоятельствах не может служить поводом для признания оспариваемых актов органов государственной власти как нарушающих его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку они приняты с учётом степени общественной опасности преступных деяний заявителя, в части незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации.

Как указано в статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.), вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, допустимо, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления, препятствующего иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 7, подпункт 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 115-ФЗ, часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»), правомерно расценено Министерством внутренних дел по Республике Крым как основание для принятия соответствующего решения об аннулировании Скляр А.А. разрешения на временное проживание в Российской Федерации, являются оправданными, справедливыми и соразмерными с учётом степени опасности деяния, совершенного административным истцом.

То обстоятельство, что на момент подачи заявления о выдаче вида на жительство Скляр А.А. данную информацию не утаивал, и что с 2015 по 2016г. осуществлял трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании патента, вышеуказанных обстоятельств не умаляют.

Учитывая вышеизложенное, Министерство внутренних дел по Республике Крым обоснованно, в пределах предоставленных полномочий своим решением от 15 апреля 2021 г. аннулировало Скляр А.А. разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

При таком положении, решение суда первой инстанции нельзя признать соответствующим требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 июня 2021 г. и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления (пункт 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Крым – удовлетворить.

Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 июня 2021 г. – отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Скляр Александра Александровича к Министерству внутренних дел по Республике Крым, главному специалисту – эксперту отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым Медведовской Л.Г., начальнику отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым Осинской И.В., заместителю начальника отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым Пальченко А.В. о признании незаконным и отмене решения об аннулировании разрешения на временное проживание от 15 апреля 2021 г.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи И.В. Кагитина

Е.Г. Павловский