ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2669/2021 от 23.12.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Бармин Д.Ю. Дело № 33а-5597/2021 (2а-2669/2021)

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 23 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Стёксова В.И.,

судей

Елсукова А.Л., Сметаниной О.Н.,

при секретаре

Соловьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации города Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 08 октября 2021 года по административному исковому заявлению прокурора города Кирова к МБУ «Кировское управление гражданской защиты» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, которым постановлено:

признать незаконным бездействие МБУ «Кировское управление гражданской защиты» по непринятию мер, направленных на приведение деятельности по тушению пожаров в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановления Правительства РФ от 28.07.2020 № 1131 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры»; обязать МБУ «Кировское управление гражданской защиты» в срок до 01.07.2022 привести деятельность по тушению пожаров в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1131 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры».

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Елсукова А.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Кирова обратился в суд с административным исковым заявлением к МБУ «Кировское управление гражданской защиты» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Кирова проведена проверка соблюдения требований законодательства о лицензировании деятельности при тушении пожаров в деятельности МБУ «Кировское управление гражданской защиты». Структурным подразделением МБУ «Кировское управление гражданской защиты» является поисково-спасательный отряд. В число основных задач отряда входит выполнение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров. 25.02.2021, 28.02.2021, 13.04.2021, 11.05.2021 указанным отрядом осуществлялось тушение пожаров. Вместе с тем МБУ «Кировское управление гражданской защиты» осуществляется лицензируемый вид деятельности по тушению пожаров без получения необходимой лицензии, без проверки соответствия оборудования, личного состава, материальной ценности лицензионным требованиям. Постановлением Первомайского районного суда г. Кирова от 05.07.2021 МБУ «Кировское управление гражданской защиты» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. В нарушение требований законодательства до настоящего времени лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров в МБУ «Кировское управление гражданской защиты» отсутствует, при этом деятельность по тушению пожаров осуществляется. Вместе с тем, осуществление деятельности по тушению пожаров без соответствующей лицензии может повлечь получение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и организаций. Просил признать незаконным непринятие МБУ «Кировское управление гражданской защиты» мер по приведению деятельности по тушению пожаров в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 №1131 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры» незаконным; возложить на МБУ «Кировское управление гражданской защиты» в срок до 01.01.2022 обязанность привести деятельность по тушению пожаров в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 №1131 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры».

Судом постановлено вышеприведенное решение.

Не согласившись с принятым решением, представитель администрации города Кирова Караваева Е.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование жалобы указала на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Отметила, что в отличие от деятельности по тушению пожаров проведение аварийно-спасательных работ не включает в себя непосредственно саму ликвидацию пожаров. Задачами поисково-спасательного отряда, согласно Положения, является именно выполнение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, непосредственно тушение пожаров Положением не предусмотрено. Сославшись на Федеральные законы «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» полагает, что выполнение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров это самостоятельный вид деятельности, не тождественный деятельности по тушению пожаров, при этом действующим законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности по выполнению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров. Также выразила несогласие с судебной оценкой доказательств, считает необоснованными выводы суда о преюдициальном значении постановления Первомайского районного суда г. Кирова от 05.07.2021 по делу об административном правонарушении, которым МБУ «Кировское управление гражданской защиты» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу, прокурор г.Кирова Шиляев Е.А., представитель ГУ МЧС России по Кировской области Собенин И.В. считают обжалуемое решение суда законным и обоснованным, постановленным при правильном применении судом норм материального и процессуального права.

Представитель МБУ «Кировское управление гражданской защиты» Радченко В.С. и представитель администрации г. Кирова по доверенности Караваева Е.А. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, на её удовлетворении настаивали.

Как следует из пояснений Радченко В.С., деятельность по тушению пожаров поисково-спасательный отряд Учреждения не осуществляет, а осуществляет исключительно аварийно-спасательные работы.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кировской области Русанова О.А. и представитель ГУ МЧС России по Кировской области Собенин И.В. в судебном заседании с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласились, считают обжалуемое решение суда законным и обоснованным.

Представитель ГУ МЧС России по Кировской области Собенин И.В. в судебном заседании дополнительно пояснил, что при реализации своих полномочий администрация города Кирова обеспечивает конституционное право граждан на защиту жизни и здоровья, соблюдая статью 76 Технического регламента о пожарной безопасности через деятельность МБУ «Кировское управление гражданской защиты», а именно организации деятельности по прикрытию муниципальных объектов и населенных пунктов подразделением, осуществляющим тушение пожаров.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Постановлением администрации г. Кирова от 18.10.2011 № 3485-п создано Муниципальное бюджетное учреждение «Кировское управление гражданской защиты».

Согласно п. 1.2 Устава МБУ «Кировское управление гражданской защиты», учреждение является постоянно действующим органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Город Киров».

Приказом МБУ «Кировское управление гражданской защиты» от 23.04.2018 № 57 утверждено Положение о поисково-спасательном отряде, который является структурным подразделением учреждения и в состав которого входит аварийно-спасательная группа по проведению работ, связанных с тушением пожаров.

В соответствии с п. 2.3 Положения о поисково-спасательном отряде в число основных задач отряда входит выполнение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

Для реализации поисково-спасательным отрядом МБУ «Кировское управление гражданской защиты» своих задач в с. Русское дислоцирована аварийно-спасательная служба.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ).

В соответствии с п. 1, 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 №1131, настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры осуществляет Министерство российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Удовлетворяя заявленные требования Прокурора г. Кирова, суд первой инстанции исходил из того, что МБУ «Кировское управление гражданской защиты» допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на приведение деятельности по тушению пожаров в соответствие с требованиями вышеприведенных нормативно-правовых актов.

При этом в основу решения судом первой инстанции положено постановление Первомайского районного суда г. Кирова по делу об административном правонарушении от 05.07.2021, имеющее, по мнению суда, преюдициальное значение для данного административного дела. Согласно постановлению МБУ «Кировское управление гражданской защиты» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ за то, что 25.02.2021 МБУ «КУГЗ» осуществлено тушение пожаров в садовом доме садового товарищества «Урожай» (участок № 61) с. Русское, 28.02.2021 в двухэтажном доме по адресу: г. Киров, д. Балезинщина, 54а, 13.04.2021 и 11.05.2021 тушение очага возгорания полигона ТБО в п. Костино, 12.05.2021 тушение лесного пожара в д. Куликовская.

Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, при этом выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

В статье 22 вышеприведенного закона указано, что тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14, пунктом 8.1 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.

Как следует из материалов дела, ни МБУ «Кировское управление гражданской защиты» ни поисково-спасательный отряд к муниципальной пожарной охране не относится, органами местного самоуправления право на создание муниципальной пожарной охраны не реализовано.

Согласно пояснениям представителя административного ответчика и заинтересованного лица – администрации города Кирова, а также Положению о поисково-спасательном отряде, отряд в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

В силу части 1 статьи 5 вышеуказанного закона к аварийно-спасательным работам, в том числе, относятся аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не учел, что осуществление поисково-спасательным отрядом деятельности по тушению пожаров ни Уставом МБУ «Кировское управление гражданской защиты» ни Положением о поисково-спасательном отряде не предусмотрено.

Соглашаясь с позицией заинтересованного лица – администрации г. Кирова, судебная коллегия принимает во внимание, что деятельность по тушению пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров по своей сути являются различными видами деятельности (работ), поскольку аварийно-спасательные работы не включают в себя непосредственно тушение пожаров, что также не оспаривается административным истцом и заинтересованным лицом ГУ МЧС России по Кировской области.

Таким образом, поскольку Уставом МБУ «Кировское управление гражданской защиты» и Положением о поисково-спасательном отряде осуществление деятельности по тушению пожаров не предусмотрено, нормативно-правовыми актами осуществление такой деятельности на Учреждение не возложено, непринятие Учреждением мер, направленных на приведение деятельности по тушению пожаров в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановления Правительства РФ от 28.07.2020 № 1131 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры» не может быть признано незаконным.

Признавая выводы суда первой инстанции о преюдициальном значении постановления Первомайского районного суда г. Кирова по делу об административном правонарушении от 05.07.2021 ошибочными, судебная коллегия принимает во внимание, что Учреждение было привлечено к административной ответственности за осуществление без лицензии деятельности, не предусмотренной Уставом Учреждения и Положением о поисково-спасательном отряде, оценка действий Учреждения была дана в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении и правового значения для рассмотрения данного административного дела, по убеждению судебной коллегии, не имеет.

С учетом вышеприведенного осуществление фактической деятельности Учреждением по тушению пожаров без соответствующей лицензии может являться основанием для рассмотрения вопроса о привлечении его к ответственности.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований прокурора, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания и в соответствии с пунктами 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 08 октября 2021 года отменить, вынести новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора города Кирова к МБУ «Кировское управление гражданской защиты» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности – отказать.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 27 декабря 2021 года.

Председательствующий: Судьи:

Определение29.12.2021