ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-267/20 от 01.09.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Шкредов С.А.

№ 2а-267/2020 дело № 33а – 2491/2020

67RS0011-01-2020-000377-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Штейнле А.Л.,

судей: Туникене М.В., Холиковой Е.А.,

при помощнике судьи Прозоровой Я.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному иску прокурора Дорогобужского района Смоленской области к Администрации МО «Дорогобужский район» Смоленской области о признании незаконным бездействия по принятию мер на возврат субсидий в бюджет по апелляционной жалобе представителя Блинова Юрия Сергеевича – Битюкова Павла Анатольевича на решение Дорогобужского районного суда Смоленской области от 19 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения представителя Блинова Ю.С. – Битюкова П.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Накцевой И.С. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Дорогобужского района Смоленской области обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Дорогобужский район» Смоленской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на обеспечение возврата субсидии в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области с ИП Блинова Ю.С. по соглашению № 5 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) от 18.12.2018 г., возложении обязанности принять меры по взысканию в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области субсидии по Соглашению № 5 от 18.12.2018 г. В обоснование указал, что 18.12.2018 г. между Администрацией МО «Дорогобужский район» Смоленской области (Главный распорядитель) и индивидуальным предпринимателем Блиновым Ю.С. (Получатель) заключено Соглашение № 5 о предоставлении субсидии последнему из бюджета Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области в 2018 году в размере 630 599 рублей 47 копеек, в том числе: 623 194 рубля 10 копеек - средства областного бюджета, 7 405 рублей 37 копеек - средства бюджета Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области. Пунктом 4.3.9 Соглашения № 5 установлена обязанность Получателя не менее чем на срок по 31.12.2019 г. использовать просубсидированное оборудование для собственных нужд в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг); не сдавать в аренду, не продавать, не допускать иного отчуждения просубсидированного оборудования. В ходе проверки установлено, что просубсидированное транспортное средство - автобус «ПАЗ 4234-04», гос.рег.знак Блинов Ю.С. сдавал в аренду ФИО1 29.10.2019 г. Главе МО «Дорогобужский район» Смоленской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления субсидий, однако должностными лицами Администрации МО «Дорогобужский район» Смоленской области меры, направленные на обеспечение возврата субсидии в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области, не приняты.

Определением суда от 04.06.2020 г. в качестве заинтересованного лица на стороне ответчика привлечен ИП Блинов Ю.С.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Дорогобужского района Старощук А.Д. поддержал заявленные требования.

Представитель Администрации МО «Дорогобужский район» Смоленской области Сосонкина B.C., заинтересованное лицо ИП Блинов Ю.С. и его представитель Битюков П.А. административный иск не признали.

Решением Дорогобужского районного суда Смоленской области от 19.06.2020 г. признано незаконным бездействие Администрации МО «Дорогобужский район» Смоленской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение возврата субсидии в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области с ИП Блинова Ю.С. по Соглашению № 5 о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) от 18.12.2018 г. На Администрацию МО «Дорогобужский район» Смоленской области возложена обязанность принять меры по взысканию в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области субсидии по Соглашению №5 о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) от 18.12.2018 г.

В апелляционной жалобе представитель Блинова Ю.С. – Битюков П.А. просит решение суда отменить и принять новое – об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что заключенный договор фрахтования транспортного средства, вопреки выводам суда, не является договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ), а является договором фрахтования (ст. 787 ГК РФ, ст. 27 Устава автомобильного транспорта), поскольку в нем указан точный маршрут перевозки, в то время как в договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем указывается только время аренды без указания маршрута. Ссылается на то, что нарушение в виде заключения договора аренды автобуса влечет на основании п. 5.3 Соглашения № 5 лишение права получателем в течение трех лет на участие в конкурсах на предоставление финансовой поддержки. Возврат средств субсидии предусмотрен только в случае нарушения условий получения и расходования средств субсидии, а не приобретенного оборудования. Кроме того, поскольку субсидия предоставлялась для целей предпринимательской деятельности, спор подлежал рассмотрению в арбитражном суде.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Согласно ч. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением Администрации МО «Дорогобужский район» Смоленской области от 11.09.2017 № 30 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) (Приложение №1) и Положение о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) (Приложение №2).

Согласно Положению о порядке предоставления субсидий право на получение субсидии имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, победившие в конкурсе на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) (далее - победители конкурса) (пункт 3).

Целью предоставления субсидии является финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на их развитие, повышение конкурентоспособности, увеличение вклада в социально-экономическое развитие Дрогобужского городского поселения Дрогобужского района Смоленской области, осуществляемая путем возмещения части затрат на уплату первого взноса (аванса) субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) (пункт 4).

Условием предоставления субсидии победителям конкурса является, в том числе, заключение с Администрацией муниципального района соглашения о предоставлении субсидии по форме, установленной Финансовым управлением (пункт 5).

Предельный размер субсидии на одного победителя конкурса составляет 2,5 млн. рублей с учетом результатов ранее проведенных в текущем году конкурсов. Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства в размере, определенном в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса), но не более 90 процентов от фактически произведенных затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования с учетом предельного размера субсидий (пункт 6).

Администрация муниципального района в пределах полномочий, определенных федеральным, областным и муниципальным законодательством, финансовое управление и Департамент инвестиционного развития Смоленской области осуществляют обязательные проверки соблюдения условий, цели и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, выявленных в текущем финансовом году, субсидии подлежат добровольному возврату на лицевой счет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области, открытый Финансовым управлением Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, в полном объеме.

Средства субсидий, предоставленные с нарушениями условий предоставления указанных субсидий, которые были выявлены по истечении соответствующего финансового года, подлежат добровольному возврату в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области в полном объеме.

При отказе от добровольного возврата субсидий их возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством (пункт 12).

Как следует из материалов дела ИП Блиновым Ю.С. с ООО «Соллерис-Финанс» заключен договор лизинга № Бк-0718/9954 от 06.07.2018 на транспортное средство ПАЗ, модель 4234-04 идентификатор , сроком финансовой аренды с 06.07.2018 г. по 06.07.2020 г.

Указанное транспортное средство с государственным регистрационным знаком застраховано ФИО1 в ПАО СК «Росгосстрах» по договору RGOX21985953701000 на период с 06.03.2019 г. по 05.03.2020 г.

18.12.2018 г. между Администрацией МО «Дорогобужский район» Смоленской области и ИП Блиновым Ю.С заключено Соглашение № 5 о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим оговор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса).

Согласно п. 2.2 Соглашения № 5 субсидия предоставлялась ИП Блинову Ю.С. из бюджета Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области в 2018 г. в размере 630 599 рублей 47 копеек, в том числе: 623 194 рубля 10 копеек - средства областного бюджета, 7 405 рублей 37 копеек - средства бюджета Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области.

Как следует из п. 4.3.9 Соглашения № 5 ИП Блинов Ю.С. обязался не менее чем на срок до 31.12.2019 г. (включительно) использовать просубсидированное оборудование для собственных нужд в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг); не сдавать в аренду, не продавать, не допускать иного отчуждения просубсидированного оборудования.

09.04.2019 г. в отношении Шанкеева И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, а 17.07.2019 г. мировым судьей судебного участка № 33 в МО «Дорогобужский район» Смоленской области в отношении него вынесено постановление, в котором установлено, что Блинов Ю.С. по договору фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров от 01.03.2019 г. предоставил 03.04.2019 г. транспортное средство ПАЗ гос.номер ФИО2

Согласно договору фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров от 01.03.2019 г. ИП Блинов Ю.С. предоставил транспортное средство ПАЗ 4234 гос.рег.номер во временное пользование за плату ФИО2, а также обязался оказывать «Фрахтователю» своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства (п. 1.1); нести расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание (п/п «е», п.2.1).

Пунктом 4.1.7 заключенного между Администрацией МО «Дорогобужский район» Смоленской области и ИП Блиновым Ю.С Соглашения № 5 от 18.12.2018 г. предусмотрено, что Главный распорядитель обязуется: в случае установления Главным распорядителем информации о факте нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, предусмотренных Положением о предоставлении субсидий и настоящим соглашением, в том числе указания в документах, предоставленных Получателем в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений направлять Получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области в размере и сроки, определенные в указанном требовании.

29.10.2019 г. прокурор Дорогобужского района Смоленской области внес представление Главе МО «Дорогобужский район» Смоленской области об устранении нарушений бюджетного законодательства в сфере предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и принятию мер на обеспечение возврата субсидий в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района.

26.11.2019 г. в адрес прокурора Дорогобужского района Смоленской области Глава МО «Дорогобужский район» Смоленской области направил ответ о том, что факт сдачи транспортного средства автобуса ПАЗ 4234 в аренду является нарушением договорных обязательств между администрацией МО «Дорогобужский район» и ИП Блиновым Ю.С, но не влечет за собой необходимость возврата вышеуказанной субсидии.

Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора о признании бездействия Администрации МО «Дорогобужский район» Смоленской области незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение ч. 31 ст.78 Бюджетного кодекса РФ, п. 4.1.7 Соглашения № 5 должностными лицами Администрации какие-либо меры, направленные на обеспечение возврата субсидии в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области, не приняты, несмотря на установленный факт сдачи ИП Блиновым Ю.С. в аренду транспортного средства в нарушение пункта 4.3.9 Соглашения № 5.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и основан на правильном применении норм права.

Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что возврат средств субсидии предусмотрен только в случае нарушения условий получения и расходования средств субсидии, а не приобретенного оборудования, основан на неправильном толковании закона, положений заключенного соглашения и не может быть принята во внимание, поскольку условием предоставления субсидии являлось заключение с Администрацией соглашения, в заключенном сторонами Соглашении № 5 оговорена обязанности ИП Блинова Ю.С. до 31.12.2019 г. не сдавать просубсидированное оборудование в аренду, в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий средства субсидий, предоставленные с нарушениями условий предоставления указанных субсидий, подлежат возврату.

Доводы жалобы о том, что заключенный договор фрахтования транспортного средства не является договором аренды, в связи с чем пункт 4.3.9 Соглашения № 5 ИП Блиновым Ю.С. не нарушен, также являются несостоятельными, поскольку указанным пунктом предусмотрена обязанность ИП Блинова Ю.С. использовать просубсидированное оборудование для собственных нужд в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг); не сдавать в аренду, не продавать, не допускать иного отчуждения просубсидированного оборудования, однако по делу установлено, что просубсидированное оборудование было передано другому лицу по договору фрахтования от 01.03.2019 г., условия которого соответствуют положениям ст. 632 ГК РФ, что указывает на сдачу транспортного средства в аренду.

Довод жалобы о том, что спор подлежал рассмотрению в арбитражном суде, так как субсидия предоставлялась для целей предпринимательской деятельности, основан на неправильном толковании норм процессуального права. В административном иске оспаривается бездействие органа местного самоуправления по принятию мер на возврат субсидий в бюджет, характер спора не является экономическим, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому исходя из положений ст. 17 КАС РФ он подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дорогобужского районного суда Смоленской области от 19 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Блинова Юрия Сергеевича – Битюкова Павла Анатольевича - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: