ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-267/2021 от 12.05.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД: 34RS0008-01-2020-009252-39 дело № 2а-267/2021

Судья Галахова И.В. дело № 33а-5054/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2021 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Сергеева С.С., Гоношиловой О.А.

при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Смоляковой А.А. о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено

по апелляционной жалобе административного ответчика Смоляковой А.А.

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 08 февраля 2021 года, которым удовлетворены требования прокурора Центрального района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Смоляковой А.А. о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Информация, содержащаяся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте <.......>, а также по URL-адресам:

<.......>,

<.......>,

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Центрального района Волгограда, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что в ходе проведенного мониторинга Интернет-ресурсов выявлена страница в социальной сети «ВКонтакте» с URL-адресом: <.......>, на котором осуществляется распространение видео – и фотоматериалов, в т.ч. с участием несовершеннолетних, демонстрирующих нетрадиционные сексуальные отношения, символику гомосексуальных движений и текстовые лозунги.

Информация, распространяемая в свободном доступе на данном сайте противоречит общепризнанным нормам нравственности и морали, способна причинить вред несовершеннолетним.

С учетом уточненных требований, прокурор просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по URL-адресу: <.......>, а также по URL-адресам:

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик Смолякова А.А. ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что к административной ответственности за распространение размещенной на ее странице в интернет ресурсе «В Контатке» она не привлекалась. Помимо этого, страница не содержит информации запрещенной к распространению. В настоящее время, она приняла меры к ограничению доступа к своей странице на указанном интернет ресурсе.

Выслушав представителя административного ответчика Смоляковой А.А. – Григорьева В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Тришкина В.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, п. 4 ч.2 ст. 5 указанного Федерального закона относит информацию, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения.

Пункт 7 ч. 2, п. 5 ч. 2 ст. 5 названного Федерального закона налагает запрет на распространение указанной информации среди детей любого возраста, то есть среди лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации.

В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Часть 1 ст. 6.21 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившуюся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Конституционным Судом Российской Федерации признано, что запрет осуществления указанных в ч. 1 ст. 6.21 КоАП Российской Федерации публичных действий в отношении несовершеннолетних призван предотвратить повышенную концентрацию их внимания на вопросах сексуальных отношений, способную при неблагоприятном стечении обстоятельств в значительной степени деформировать представления ребенка о таких конституционных ценностях, как семья, материнство, отцовство и детство, и негативно отразиться не только на его психологическом состоянии и развитии, но и на социальной адаптации; устанавливая специальный (ограничительный) правовой режим распространения информации, касающейся нетрадиционных сексуальных отношений, ее доступности для несовершеннолетних, федеральный законодатель принимал во внимание и социально-психологические особенности личности ребенка, связанные с восприятием такой информации; при этом сам по себе запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений - как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, - среди несовершеннолетних, которые в силу возраста не могут самостоятельно критически оценить полученные сведения, не исключает подачи соответствующей информации в нейтральном (просветительском, художественном, историческом) контексте; такое информирование, если оно лишено признаков пропаганды, т.е. не направлено на формирование предпочтений, связанных с выбором нетрадиционных форм сексуальной идентичности, и обеспечивает индивидуализированный подход, учитывающий особенности психического и физиологического развития детей в той или иной возрастной группе, характер конкретного освещаемого вопроса, может осуществляться с привлечением специалистов - педагогов, медиков, психологов.

Из материалов дела следует, что административный ответчик Смолякова А.А. является владельцем сайта в социальной сети «ВКонтакте» с указателем <.......>

Из материалов дела также следует, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Центрального района г. Волгограда 31.08.2020, выявлена страница в социальной сети «ВКонтакте» с указателем <.......>, на которой размещена информация по URL-адресам:

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......> на которых осуществляется распространение видео и фотоматериалов, в т.ч. с участием несовершеннолетних, демонтрирующих нетрадиционные сексуальные отношения, символику гомосексуальных движений и текстовые лозунги.

Вход на вышеуказанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет- пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Целью обращения прокурора в суд с настоящим административным иском является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Признание тех или иных информационных материалов, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу здоровью детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

По делам о признании информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Смолякова А.А. не привлекалась к административной ответственности, судебная коллегия находит не состоятельными к отмене постановленного по делу решения, поскольку для разрешения настоящего административного спора юридическое значение имеет установление факта размещения на интернет ресурсе информации за распространение которой предусмотрена административная ответственность, а не факта привлечения лица разместившего такую информацию к ответственности.

Доводы Смоляковой А.А. о том, что высказывание мнения о нетрадиционных сексуальных отношениях находится в рамках свободы выражения, что не противоречит законодательству РФ, суд первой инстанции обоснованно отвергнуты.

Судом справедливо отмечено, что распространение административным ответчиком своих убеждений и предпочтений, касающихся сексуальной ориентации и конкретных форм сексуальных отношений, не должно ущемлять достоинство других лиц и ставить под сомнение общественную нравственность в ее понимании, сложившемся в российском обществе, поскольку иное противоречило бы основам правопорядка.

Ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 № 496-О и от 19.01.2010 № 151-О-О). Осуществляемое на основании ст. 71 Конституции РФ регулирование свободы слова и свободы информации не предполагает создание условий, способствующих формированию и утверждению в обществе в качестве равнозначных иных, отличных от общепризнанных, трактовок института семьи и сопряженных с ним социальных и правовых институтов.

Содержащуюся на страницах сайтов информацию, следует расценивать как пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, что не основано на традиционных представлениях о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве и ущемляет права ребенка, в том числе с точки зрения общепризнанных европейских ценностей, охраняемых нормами международного права. Запрет к такой пропаганде, направленной на защиту здоровья детей, не может расцениваться как дискриминационный, поскольку в равной степени относится ко всем.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного ответчика выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

Судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 08 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Смоляковой А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий судья:/подпись/

Судьи:/подпись/