ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2684/2021 от 16.09.2021 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Еремеев О.И. Дело № 2а-2684/2021

Дело № 33а-2145/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2021 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Качура И.О., при секретаре Синцовой Ю.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области к ФИО1о взыскании задолженности по налогам, пени

по частной жалобе ФИО1 на определение Южно-Сахалинского городского суда от 13 мая 2021 года об оставлении административного искового заявления без рассмотрения в части.

Изучив материалы административного дела, судья

у с т а н о в и л а:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 1 по Сахалинской области) обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., взыскании задолженности по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. и пени <данные изъяты> руб.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Муниципальное унитарное предприятие «Охинское коммунальное хозяйство».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области в части требований о взыскании с ФИО1 задолженности по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. и пени в связи с просрочкой уплаты НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп. оставлено без рассмотрения.

В частной жалобе на определение суда ФИО1 ставит вопрос об отмене судебного акта.

В письменных возражениях на частную жалобу Межрайонная ИФНС России № 1 по Сахалинской области просит оставить определение суда без изменения.

В соответствии с частью 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично.

В суде апелляционной инстанции административный ответчик ФИО1 частную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области ФИО2 просил оставить определение суда без изменения.

Изучив материалы административного дела, доводы частной жалобы, прихожу к следующему.

Оставляя административное исковое заявление налогового органа без рассмотрения в части, суд исходил из того, что административным истцом в нарушении пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования настоящего спора.

С указанным выводом суда первой инстанции следует согласиться в силу следующего.

На основании пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 4 статьи 52, пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление, требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 11 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, пени, штрафа, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2017 года № ММВ-7-8/200@ «Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» закреплено, что требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная КЭП налогоплательщика.

Приказом Федеральной налоговой службы от 22 августа 2017 года № ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, которым предусмотрена возможность направления налогоплательщику через его личный кабинет документов (информации), сведений, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме.

В соответствии с пунктами 9 и 10 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика.

Для обеспечения получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления на получение доступа представляет физическому лицу регистрационную карту, в которой указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль.

При первом входе в личный кабинет налогоплательщика физическому лицу необходимо сменить первичный пароль либо подтвердить его дальнейшее использование (пункт 14 Порядка).

Как следует из письма Федеральной налоговой службы от 22 августа 2016 г. N БС-4-11/15377@ налогоплательщиками, получившими доступ к информационному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (далее - ЛК ФЛ), считаются физические лица, получившие регистрационную карту и сменившие первичный пароль при входе в ЛК ФЛ, а также все пользователи, подключившиеся с помощью сертификата ключа электронной подписи или с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Исключение составляют пользователи, отказавшиеся от пользования ЛК ФЛ или заблокировавшие свою учетную запись, а также пользователи, утратившие возможность доступа к информационному ресурсу в случае неизменения полученного первичного пароля в течение 30 дней с момента получения регистрационной карты.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в налоговый орган с заявлением на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика, после чего ему выдана регистрационная карта для использования кабинета налогоплательщика, в которой указаны логин и первично присвоенный физическому лицу пароль.

Вместе с тем, ФИО1 личный кабинет не открывал, доступ к серверу «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» с помощью логина и пароля, выданных Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области не получен.

Доказательств открытия доступа к серверу и активности пользователя посредством осуществления входа в личный документ налоговым органом суду первой и апелляционной инстанции не представлено.

При этом налоговое уведомление и требования об уплате НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ, пени по НДФЛ в адрес административного ответчика направлялись исключительно в электронном виде на личный кабинет налогоплательщика.

Данные обстоятельства Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области не оспариваются.

Таким образом, представленные в материалы дела документы с достоверностью подтверждают, что уведомление и требования об уплате НДФЛ и пени , направлены налоговым органом в нарушение приведенных законоположений.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оставляя административные исковые требования без рассмотрения в части, обоснованно исходил из недоказанности направлении налоговым органом ФИО1 налоговых уведомления и требований об уплате налога на имущество физических лиц и пени.

Необходимость соблюдения досудебного урегулирования спора посредством предоставления налогоплательщику возможности исполнить в добровольном порядке требования контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы прямо установлена частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, несоблюдение указанных требований влечет правовые последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы частной жалобы не являются основанием к отмене определения суда.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

о п р е д е л и л а:

определение Южно-Сахалинского городского суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО1- без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Сахалинского областного суда И.О. Качура