ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-268/2022 от 23.09.2022 Южного окружного военного суда

Председательствующий Черкасов А.Н.

Дело № 2а-268/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-883/2022

23 сентября 2022 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:

председательствующего Тогубицкого В.А.,

судей Килярова М.Х. и Шендрикова И.В.,

при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков – Кусова З.В. на решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 26 июля 2022 г., которым удовлетворены заявленные капитаном запаса Мурзабековым Магомедом Султангиреевичем требования о признании незаконными решения жилищной комиссии и действий командира войсковой части , связанных отказом в перерасчете субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия).

Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя командира – Тотиева М.Ю. в обоснование доводов поданной жалобы, судебная коллегия

установила:

на основании решения жилищной комиссии войсковой части от 16 августа 2018 г. (протокол № 16) при определении размера жилищной субсидии Мурзабекову М.С. уменьшен норматив на 37,2 кв.м, приходящихся на него с членами его семьи в жилом домовладении №5, расположенном по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляет 74,1 кв.м.

Решением той же жилищной комиссии от 23 июня 2022 г., оформленным протоколом № 10-22 и утвержденным командиром войсковой части , Мурзабекову М.С. в перерасчете жилищной субсидии и доплате в размере стоимости ранее учтенных 27,78 кв.м отказано со ссылкой на отсутствие механизма такой доплаты.

Мурзабеков М.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение от 23 июня 2022 г. и обязать жилищную комиссию и командира войсковой части его отменить.

Кроме того, он просил суд возложить на командира войсковой части обязанность оформить документы для производства ему доплаты жилищной субсидии и взыскать в его пользу с этой воинской части судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины, в размере 300 руб.

Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Право военнослужащих на жилье носит заявительный характер. Мурзабеков М.С. своевременно не представил сведения о количестве жильцов, зарегистрированных и проживающих в жилом домовладении <адрес> расположенном по адресу: <адрес> Исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512, действовавшего на момент выплаты жилищной субсидии, обязанность по предоставлению выписок из домовых книг возложена на военнослужащего. Поэтому представление административным истцом новых документов через год после принятия жилищной комиссией решения о размере выплаты ему жилищной субсидии не может служить основанием для его пересмотра. Исходя из изложенного, автор жалобы считает, что расчет жилищной субсидии административным ответчиком произведен правильно с учетом имеющихся сведений, а указание суда об обратном – не соответствующим обстоятельствам дела. При этом в жалобе обращается внимание на то, что доплата жилищной субсидии административному истцу повлечет нарушение прав других военнослужащих, ожидающих ее выплаты.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее – Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 ст. 15 Закона военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона (абзац 12).

Порядок предоставления жилищной субсидии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (абзац 18).

Он определен в Порядке, утвержденном приказом Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 сентября 2018 г. № 428.

По делу установлено, что Мурзабеков М.С. проходил военную службу в войсковой части , общая продолжительность которой составляет более 20 лет.

С 2002 года административный истец вместе с супругой, а с 2009 года четверо их детей зарегистрированы по месту жительства в жилом доме <адрес> по адресу: <адрес>, общей площадью 74,1 кв.м, принадлежавшем на праве собственности его тестю М.М. (умер ДД.ММ.ГГГГ г.).

Решением жилищной комиссии войсковой части от 3 апреля 2012 г. (протокол № 11) административный истец вместе с членами семьи (супруга и четверо детей) приняты на жилищный учет для обеспечения жилым помещением в избранном после увольнения Мурзабекова М.С. с военной службы постоянном месте жительства в <адрес>.

В соответствии с рапортом административного истца жилищной комиссией войсковой части принято решение от 19 июня 2015 г. (протокол № 11) об установлении формы обеспечения его жилым помещением в виде жилищной субсидии.

Приказом командира войсковой части от 9 сентября 2016 № 33 л/с Мурзабеков М.С. уволен с военной службы по истечении срока контракта, а приказом командира войсковой части от 7 ноября 2016 г. № 220 с/ч он с этой же даты исключен из списков личного состава воинской части.

На основании решения указанной жилищной комиссии от 16 августа 2018 г. (протокол № 16) Мурзабекову М.С. уменьшен норматив на 37,2 кв.м, приходящихся на него с членами его семьи в жилом доме <адрес> по адресу: <адрес> общая площадь которого составляет 74,1 кв.м. Размер жилищной субсидии рассчитан исходя из стоимости 70,8 кв.м жилого помещения. При этом жилищная комиссия исходила не из количества лиц, постоянно проживающих в указанном жилом помещении, а из количества зарегистрированных в нем лиц.

16 августа 2018 г. командиром войсковой части издан приказ № 315 о выплате Мурзабекову М.С. жилищной субсидии в размере 7188316 руб. 95 коп.

Согласно платежному поручению № 472486 жилищная субсидия перечислена административному истцу на его расчетный счет 20 августа 2018 г. в указанном размере.

В силу части 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

Как следует из вступившего в законную силу 8 апреля 2022 г. решения Нальчикского гарнизонного военного суда от 3 февраля 2022 г.:

–суд признал незаконным решение жилищной комиссии войсковой части от 11 ноября 2021 г. (протокол №20-21) об отказе в удовлетворении заявления Мурзабекова М.С. о доплате ему ранее выплаченной жилищной субсидии;

– на указанный жилищный орган возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца по данному вопросу, которое было получено 29 августа 2019 г.

–в оспоренном решении жилищной комиссии, в том числе и судебном заседании представителем административных ответчиков признан факт регистрации 16 человек в спорном домовладении №5 по состоянию на 16 августа 2018 г., то есть на дату принятия решения о размере жилищной субсидии, подлежащей выплате административному истцу.

23 июня 2022 г. решением жилищной комиссии войсковой части (протокол № 10-22) фактически признано право Мурзабекова М.С. на обеспечение жилищной субсидией в размере 8145408 руб. 44 коп., недоплата при этом составила 956 491 руб. 49 коп., то есть в размере стоимости 9,42 кв.м жилого помещения (разница 37,2 и 27,78 кв.м). Однако в этом отказано в связи с отсутствием механизма такого перерасчета.

Поскольку Порядок и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок реализации права военнослужащего на жилищное обеспечение посредством предоставления жилищной субсидии, не содержат запрета на возможность последующего перерасчета жилищной субсидии военнослужащему, если он имеет такое право, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости производства Мурзабекову М.С. перерасчета жилищной субсидии.

При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого решения жилищной комиссии войсковой части и правомерно удовлетворил заявленные требования.

Поскольку оспариваемое решение жилищной комиссии войсковой части не устраняет допущенные в отношении административного истца нарушения, связанные с неправильным расчетом размера жилищной субсидии и ее несвоевременной выплатой в положенном размере, то указание в жалобе на невозможность пересмотра решения жилищной комиссии в связи с поздним представлением Мурзабековым М.С. необходимых сведений нельзя признать состоятельным.

Довод жалобы о том, что перерасчет жилищной субсидии истцу повлечет нарушение прав других военнослужащих, ожидающих выплату жилищной субсидии, является необоснованным, поскольку каждый военнослужащий имеет право на восстановление в судебном порядке своих нарушенных прав в полном объеме.

Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 26 июля 2022 г. по административному исковому заявлению Мурзабекова Магомеда Султангиреевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 3 октября 2022 г.