ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-269/20 от 16.12.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Кернечишина И.М. Дело № 33а-7759/2020

УИД 22RS0053-01-2020-000394-84

№ 2а-269/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2020 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Бакланова Е.А.,

судей Соболевой С.Л., Копцевой Г.В.,

при секретаре Ждановой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Топчихинского района Алтайского края на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по административному иску прокурора Топчихинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Топчихинского района Алтайского края об оспаривании бездействия.

Заслушав доклад судьи Бакланова Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Топчихинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, требуя с учетом уточнения признать незаконным бездействие администрации Топчихинского района Алтайского края по организации обеспечения теплоснабжения на территории с.Белояровка Топчихинского района Алтайского края и возложить на административного ответчика обязанность организовать обеспечение теплоснабжения потребителей с.Белояровка Топчихинского района Алтайского края в течение отопительного периода 2020-2021 годов, обратить решение суда к немедленному исполнению. В обоснование требований указано, что на балансе ООО «Ресурс» с июня 2018 года находилось имущество коммунального хозяйства, в том числе теплотрасса, скважина на ферме, водопровод, скважина около котельной, котельная. В соответствии с решением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ на администрацию Топчихинского района возложена обязанность принять в муниципальную собственность указанные объекты коммунального хозяйства. В ходе проведенной проверки было выявлено, что органом местного самоуправления указанное имущество в муниципальную собственность не принято, подготовка к осенне-зимнему периоду 2020-2021 годов не начата, несмотря на то, что именно на администрацию Топчихинского района возложена обязанность организовать обеспечение надёжного теплоснабжения потребителей жилых домов и социальных объектов с.Белояровка. Несоблюдение установленных норм законодательства о теплоснабжении представляет собой угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в с.Белояровка.

Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ требования прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Топчихинского района Алтайского края по организации обеспечения теплоснабжения на территории с. Белояровка Топчихинского района Алтайского края, на административного ответчика возложена обязанность организовать обеспечение теплоснабжения потребителей с. Белояровка Топчихинского района Алтайского края в течение отопительного периода 2020-2021 годов и обратить решение суда в этой части к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе администрация Топчихинского района Алтайского края просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что все необходимые мероприятия по организации обеспечения теплоснабжения потребителей с. Белояровка были предприняты. При этом указано на недоказанность обращения ООО «Ресурс» к администрации с просьбой о принятии в муниципальную собственность объектов коммунального хозяйства, в то время как административный ответчик в целях исполнения решения Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ неоднократно просил Общество представить документацию на указанные объекты. ООО «Ресурс» не уведомляло о прекращении осуществления теплоснабжения, документы для принятия имущества в муниципальную собственность, а также о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей не представляло. В свою очередь, администрация района не имеет полномочий вмешиваться в хозяйственную деятельность юридического лица. По результатам совещания от ДД.ММ.ГГ было решено поставить вопрос о надежности теплоснабжения с. Белояровка на постоянный контроль, подготовить котел и необходимое оборудование для оперативного запуска теплоснабжения социальных объектов села. ДД.ММ.ГГ в МБОУ Белояровская средняя общеобразовательная школа передан котел. По результатам совещания от ДД.ММ.ГГ принято решение осуществлять постоянный контроль за ходом подготовки ООО «Ресурс» к отопительному сезону 2020-2021 годов, в случае необходимости принять меры к автономному теплоснабжению социальных объектов и населения с. Белояровка.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы участвовавший в деле прокурор и заинтересованное лицо ООО «Ресурс» просят оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Топчихинского района Алтайского края Трусов Е.Д. доводы жалобы поддержал, прокурор отдела прокуратуры Алтайского края Рыкова Ю.В. против удовлетворения жалобы возражала; иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая публичный спор и удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории с.Белояровка Топчихинского района администрацией Топчихинского района не осуществлена, однако тепловые сети и котельная в муниципальную собственность не приняты, в надлежащее для эксплуатации состояние не приведены, иные котельная или тепловые сети также не созданы, нормативный запас резервного топлива для отопления социальных объектов не обеспечен, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга потребителей коммунальной услуги теплоснабжения.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 части 1, части 4 статьи 14, пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения теплоснабжения населения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, являются вопросами местного значения муниципальных районов и на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частям 1, 1.1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 4 части 1).

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов отнесено к общим принципами организации отношений в сфере теплоснабжения.

При этом под надежностью теплоснабжения понимается такая характеристика состояния системы теплоснабжения, при которой обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (пункт 17 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

Исходя из пунктов 1 - 3 части 1, частей 2 и 3 статьи 20 Закона о теплоснабжении, муниципальные образования, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду, которая в отношении муниципальных образований осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, а в отношении остальных из названных лиц - органами местного самоуправления в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. Такие правила утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103.

Согласно частям 4 и 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которыми установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе подготовку к сезонной эксплуатации (пункт 1.8). Целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период (пункт 2.6.1).

Пунктом 2.6.3 названных Правил предусмотрено, что сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учётом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.

Как усматривается из материалов дела, теплоснабжение потребителей на территории села Белояровка Топчихинского района (49 частных жилых домов, школы, детского сада, ФАП, Почты, администрации сельсовета и др.) осуществлялось ООО «Ресурс», основным видом деятельности которого, согласно Единому государственному реестру юридических лиц является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока.

На балансе ООО «Ресурс», являющегося правопреемником сельскохозяйственного производственного кооператива «Родина», с июня 2018 года находится имущество коммунального хозяйства, в том числе теплотрасса (с.Белояровка, место нахождения котельная) и котельная (с.Белояровка, ул.Молодежная).

Согласно акту проверки готовности *** от ДД.ММ.ГГ муниципальное образование Белояровский сельсовет было готово к отопительному сезону 2019-2020 годов, составлен паспорт готовности к указанному отопительному периоду (л.д. 155-156).

Ввиду значительной изношенности котельной и теплотрассы, возможности возникновения аварий, на рабочем совещании по организации теплоснабжения в с.Белояровка от ДД.ММ.ГГ, на котором присутствовал глава района, а также должностные лица администрации Топчихинского района, было решено поставить вопрос о надежности теплоснабжения населения и социальных объектов с. Белояровка на постоянный контроль, а также подготовить котел и необходимое оборудование для оперативного запуска теплоснабжения (л.д. 147).

Согласно акту от ДД.ММ.ГГ из МКОУ Чистюньская средняя образовательная школа Топчихинского района в МБОУ Белояровская средняя образовательная школа был передан котел КВр-0,4 МВт, приобретенный по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГ*** (л.д. 148, 151-154).

По результатам рабочего совещания от ДД.ММ.ГГ принято решение поручить председателю комитета ЖКХ, дорожного хозяйства, транспорта, связи Исупову М.С. осуществлять постоянный контроль за ходом подготовки ООО «Ресурс» к отопительному сезону 2020-2021 годов, в случае невыполнения обязательств ООО «Ресурс» по теплоснабжению населения и социальных объектов принять меры к их автономному теплоснабжению (л.д. 149).

Как усматривается из информации комитета по экономике и инвестиционной политики администрации Топчихинского района, фактический остаток угля для учреждений социальной сферы района на ДД.ММ.ГГ составил 1076,4 т.

Предметом заявленных прокурором Топчихинского района требований является признание незаконным бездействия администрации Топчихинского района Алтайского края по организации обеспечения теплоснабжения на территории с.Белояровка Топчихинского района Алтайского края. Основанием административного иска являются обстоятельства, на которые ссылается административный истец.

Суд должен рассматривать иск исходя из предмета и оснований (фактических обстоятельств), определяя по своей инициативе круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу.

Решением Арбитражного суда Алтайского суда от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, признано незаконным бездействие администрации Топчихинского района, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность, в том числе теплотрассы и котельной, на администрацию района возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность указанное выше имущество.

Обращаясь с настоящим административным иском, прокурор Топчихинского района указал, что органом местного самоуправления данное имущество не принято в муниципальную собственность, подготовка к прохождению осенне-зимнего периода 2020-2021 годов не начата, меры по подготовке и обеспечению эксплуатации котельной в предстоящий отопительный период не принимаются.

Вместе с тем, неисполнение вышеуказанного решения арбитражного суда само по себе не свидетельствует о допущенном администрацией Топчихинского района Алтайского края незаконном бездействии.

Согласно ответу администрации Топчихинского района от ДД.ММ.ГГ*** на запрос прокурора администрацией района рассматривается возможность строительства котельной для образовательной организации и переноса администрации Белояровского сельсовета в здание школы, администрацией сельсовета проводится мониторинг жилых домов на наличие альтернативных источников теплоснабжения.

Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Данный принцип выражается, в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Однако при разрешении настоящего административного дела судом первой инстанции указанный принцип в должной мере не соблюден, в связи с чем апелляционной инстанцией приняты новые доказательства, свидетельствующие о том, что орган местного самоуправления, располагая сведениями о ненадлежащем состоянии имеющейся котельной, теплотрассы и об отказе ООО «Ресурс» от оказания услуг по теплоснабжению села, принял решение об установлении нового котельного оборудования и строительстве теплотрассы в с.Белояровка, в связи с чем был осуществлен ряд мероприятий.

В частности, в соответствии с протоколом рабочего совещания по организации теплоснабжения в с.Белояровка от ДД.ММ.ГГ, на котором присутствовали глава муниципального района, директор и главный энергетик ООО «Ресурс» были приняты решения: вывести из эксплуатации источник теплоснабжения, о чем уведомить органы местного самоуправления и потребителей теплоснабжения; осуществить обход жителей с.Белояровка, потребителей тепловой энергии, с целью мониторинга наличия в домах альтернативного автономного источника теплоснабжения, изучения намерения по отключению от центральной теплосети; расторгнуть договоры теплоснабжения по соглашению сторон; принять меры по установлению котельного оборудования в МБОУ Белояровская средняя образовательная школа.

В период с 04 по ДД.ММ.ГГ от потребителей тепловой энергии, проживающих в частных домах с.Белояровка, в адрес ООО «Ресурс» поступили заявления о расторжении договоров теплоснабжения и отключении их от центральной сети теплоснабжения.

Таким образом, на администрации Топчихинского района лежала обязанность по организации теплоснабжения социальных объектов с. Белояровка.

ДД.ММ.ГГ между ООО «Котельный завод Техмашинжинеринг» и МБОУ Белояровская средняя образовательная школа заключены муниципальные контракты ***, *** о поставке оборудования для теплоснабжения (л.д.37-50).

Согласно актам о приемке выполненных работ *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ и *** от ДД.ММ.ГГ подрядчиком произведены ремонтные работы по размещению помещения котельной в здании СДК с. Белояровка, а также работы по монтажу отопительных котлов в здании МБОУ Белояровская средняя образовательная школа.

Постановлением администрации Топчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** отменена актуализированная схема теплоснабжения с. Белояровка Топчихинского района, утверждённая постановлением от ДД.ММ.ГГ***.

ДД.ММ.ГГ постановлением администрации Топчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** утверждена программа проведения проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов теплоснабжающих, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, расположенных на территории муниципального образования Топчихинский район Алтайского края.

Согласно графику проведения проверки готовности к отопительному периоду (приложение 1 к Программе) дата проведения проверки администрации Белояровского сельсовета, МБОУ Белояровская средняя образовательная школа, Белояровский сельский Дом культуры, Белояровский ФАП – ДД.ММ.ГГ.

Распоряжением администрации Топчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-р утверждена комиссия по проведению оценки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов.

Распоряжением администрации Топчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-р установлен лимит расходования угля на отопительный период 2020-2021 годов.

ДД.ММ.ГГ составлен акт проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов, согласно которому муниципальное образование Белояровский сельсовет готово к отопительному периоду.

Согласно распоряжению администрации Топчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-р начало отопительного периода определено с ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ между ООО «Топчихинская угольная компания» и МБОУ Белояровская средняя образовательная школа заключен муниципальный контракт на поставку угля с сентября 2020 года по апрель 2021 года.

Согласно представленным счетам-фактурам поставки угля осуществлялись ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ.

Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика пояснил, что с.Белояровка полностью обеспечено теплоснабжениям. Данное утверждение лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрацией Топчихинского района Алтайского края были приняты меры при подготовке к отопительному сезону 2020-2021 годов на территории с.Белояровка и незаконного бездействия, вопреки доводам административного искового заявления, не допущено.

Данных о нарушении административным ответчиком требований законодательства, установленного контролирующими органами по результатам проверочных мероприятий, регламентированных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду», Приказом Ростехнадзора от 17 июля 2013 года № 314 «Об утверждении методических рекомендаций по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду», Методическими рекомендациями по техническому освидетельствованию трубопроводов тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденными Госстроем Российской Федерации от 12 августа 2003 года, Приказом Госстроя Российской Федерации от 6 сентября 2000 года № 203 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации», в материалы дела не представлено.

Учитывая, что выполнение администрацией Топчихинского района возложенной на данный орган местного самоуправления обязанности по организации теплоснабжения в пределах муниципального образования подтверждено представленными доказательствами, решение суда первой инстанции нельзя признать правильным.

Судебная защита нарушенного права в случае признания незаконным бездействия направлена на восстановление нарушенного права путем возложения обязанности осуществить определенные действий.

Поскольку со стороны администрации Топчихинского района при подготовке к отопительному сезону был предпринят комплекс мер по организации теплоснабжения в с.Белояровка, цель судебной защиты предполагаемого нарушения права неопределенного круга лиц отсутствовала. Невыполнение определенных запланированных мероприятий к конкретному сроку, ввиду объективных причин, относительно обстоятельств настоящего дела правового значения не имеет, поскольку это не повлекло нарушение теплоснабжения муниципального образования, и само по себе не свидетельствует о бездействии.

При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Топчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить и принять по делу новое решение.

Административные исковые требования прокурора Топчихинского района о признании незаконным бездействия администрации Топчихинского района Алтайского края по организации обеспечения теплоснабжения на территории села Белояровка Топчихинского района Алтайского края, возложении обязанности организовать обеспечение теплоснабжения потребителей села Белояровка Топчихинского района Алтайского края в течение отопительного периода 2020-2021 годов оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи