ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-26/19 от 25.11.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Полунина О.Г. Дело № 33а-7458/2020

УИД22RS0037-01-2019-000965-76

№ 2а-26/2019 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2020 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Бакланова Е.А., Копцевой Г.В.,

при секретаре Ждановой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Жданова В. А. на решение Павловского районного суда Алтайского края от 13 августа 2020 года

по делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю к Жданову В. А. о взыскании задолженности по налогам, пени.

Заслушав доклад судьи Копцевой Г.В., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю (далее – МИФНС России № 7 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Жданова В.А. налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере *** руб., пени по нему в размере *** руб., транспортный налог за 2017 год в размере 211 100 руб., пени по нему в размере 3 140,12 руб., земельный налог за 2017 год в размере *** руб., пени по нему в размере *** руб.

В обоснование заявленных требований указано, что Жданов В.А. является плательщиком названных налогов, поскольку ему в 2017 году на праве собственности принадлежали транспортные средства, объекты недвижимости и земельные участки, расположенные на территории <адрес> Алтайского края. Административному ответчику направлялись налоговое уведомление и требование о необходимости уплаты указанных сумм налога и пени, однако добровольно налог и пени уплачены не были. 28 июня 2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Павловского района Алтайского края отказано в принятии заявления налогового органа о выдаче судебного приказа в связи с поступлением возражений должника.

Определением Павловского районного суда от 4 августа 2020 года производство по административному делу в части требований МИФНС России № 7 по Алтайскому краю о взыскании земельного налога выделено в отдельное производство.

С учетом уточнения требований МИФНС России № 7 по Алтайскому краю просила взыскать с Жданова В.А. налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере *** руб., пени по нему в размере *** руб., транспортный налог за 2017 год в размере *** руб., пени по нему в размере *** руб.

Решением Павловского районного суда от 13 августа 2020 года требования налогового органа удовлетворены, с Жданова В.А. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 159 000 руб., пени по нему в размере *** руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере *** руб., пени по нему в размере *** руб., всего *** руб. С Жданова В.С. в бюджет муниципального образования Павловского района Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере *** руб.

В апелляционной жалобе административный ответчик Жданов В.А. просит изменить решение суда в части размера налога на имущество физических лиц за 2017 год путем его уменьшения до 58 176 руб. и пени по нему в связи с перерасчетом, а также пени по транспортному налогу до полного отказа в удовлетворении. В обоснование ссылается на периодическое гашение задолженности по налогам с 2019 года по день вынесения решения на сумму более *** руб.; обращает внимание, что на дату вынесения оспариваемого решения имелся судебный приказ № 2а-411/2020, вынесенный мировым судьей судебного участка № 1 Павловского района Алтайского края о взыскании пеней по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу, по налогу на доходы физических лиц за; не согласен с суждениями суда относительно имеющейся у него возможности осуществить сверку с налоговым органом до рассмотрения дела, учитывая что Жданов В.А. находился на больничном, чем нарушен принцип состязательности.

В возражениях на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суд оставить без изменения. Кроме того, представил заявление об отказе от части административных исковых требований в размере *** руб. по налогу на имущество физических лиц и начисленной пене в размере *** руб.

В судебное заседание суда апелляционной лица, участвующие в деле не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу подпункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации жилой дом, квартира, гараж, иные здание, строение, сооружение, помещение, расположенные в пределах муниципального образования, признается объектом налогообложения.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Собрания депутатов Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края от 14 ноября 2014 года № 69 «О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Павловский сельсовет Павловского района Алтайского края» установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах муниципального образования Павловский сельсовет Павловского района Алтайского края: до 300000 рублей (включительно) – 0,1 %; свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) – 0,3%; свыше 500000 рублей – 0,5 %.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 29 октября 2014 года № 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год» (зарегистрировано в Минюсте России 18 ноября 2014 года № 34768) коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, в 2017 году равен 1,425.

Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом, в 2017 году Жданов В.А. являлся собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, инвентаризационная стоимость *** руб. ***), <адрес>, кадастровый ***, инвентаризационная стоимость *** руб. ***), <адрес>, кадастровый ***, инвентаризационная стоимость *** руб. ***), <адрес>, кадастровый ***, инвентаризационная стоимость *** руб. ***), <адрес>, кадастровый ***, инвентаризационная стоимость *** руб. (***), а также собственником транспортных средств: ГАЗ322132, государственный регистрационный знак *** 106 л/с; ДЭУ БМ090, государственный регистрационный знак ***, 177 л/с; КИА КОСМОС AM818АВ-Д, государственный регистрационный знак *** 171 л/с; KIA COSMOS АМ818AW-D, государственный регистрационный знак ***, 171 л/с; УАЗ469БГ, государственный регистрационный знак ***, 75 л/с; KIA COSMOS KM818W, государственный регистрационный знак ***, 165 л/с; ГАЗ 322131, 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, 98 л/с; ГАЗ 322131, 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, 98 л/с; ГАЗ322131, государственный регистрационный знак *** 98 л/с; ГАЗ 322132, государственный регистрационный знак ***, 98 л/с; ГАЗ 66, государственный регистрационный знак ***, 115 л/с; КИА КОСМОС АМ818, государственный регистрационный знак ***, 171 л/с; КИА КОСМОС АМ818, государственный регистрационный знак ***, 171 л/с; ГАЗ322132, государственный регистрационный знак ***, 140 л/с; ГАЗ322132, государственный регистрационный знак ***, 140 л/с; ГАЗ322132, государственный регистрационный знак *** 140 л/с; ТОЙОТА Л. К., государственный регистрационный знак ***, 200 л/с; ГАЗ322132, государственный регистрационный знак <адрес>, 140 л/с; ГАЗ322132, государственный регистрационный знак ***, 140 л/с; ГАЗ322132, государственный регистрационный знак *** 140 л/с; ХУНДАЙ ЧОРУС, государственный регистрационный знак *** 100 л/с; ХУНДАЙ АЭРОТАУН, государственный регистрационный знак ***, 185 л/с; ГАЗ322132, государственный регистрационный знак ***, 106 л/с; ГАЗ322132, государственный регистрационный знак *** 106 л/с; ГАЗ322132, государственный регистрационный знак *** 106 л/с.

Согласно налоговому уведомлению № 76145027 от 21 августа 2018 года налоговым органом исчислен транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере *** руб. и *** руб. (соответственно).

Размер транспортного налога (*** и налога на имущество физических лиц *** руб.), подлежащих уплате административным ответчиком, административным истцом рассчитан верно, с учетом установленных налоговых ставок при правильном определении налоговой базы, за вычетом денежных сумм по транспортному налогу, уменьшенных административным истцом в связи со снятием транспортных средств с учета.

Налоговое уведомление направлено Жданову В.А. с соблюдением положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации 10 сентября 2018 года, что подтверждается списком заказных писем ***. Установлен срок уплаты налога до 03 декабря 2018 года.

Требование об уплате налога № 832 направлено Жданову В.А. налоговым органом 22 февраля 2019 года в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается списком заказных писем № 100246. В требовании установлен срок его исполнения до 26 марта 2019 года.

28 июня 2019 года определением мирового судьи судебного участка № 1 Павловского района Алтайского края в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогам и пени со Жданова В.А. отказано по причине поступления до рассмотрения заявления возражений должника против вынесения судебного приказа, в связи с чем 18 сентября 2019 года административный истец обратился в Павловский районный суд Алтайского края с указанным административным исковым заявлением, то есть с соблюдением установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» сроков обращения в суд.

Таким образом, учитывая, что Жданов В.А. в 2017 году являлся плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, принимая во внимание соблюдение налоговым органом сроков обращения в суд и порядка взыскания недоимки и пени, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания недоимки и пени по указанным налогам в названном размере за 2017 год.

Довод жалобы об уплате административным ответчиком начиная с 2019 года задолженности по налогам не влечет отмену решения суда, в силу следующего.

Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее – Правила).

Согласно пункту 7 Правил в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать значения, в том числе «ЗД» - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов).

Пунктом 8 Правил установлено, что в реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах. Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой. Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 12 Правил в реквизите «Код» распоряжения о переводе денежных средств указывается уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20 или 25 знаков.

Согласно Письму МНС России № ФС-8-10/1199, Сбербанка России № 04-5198 от 10 сентября 2001 года «О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» налоговые органы с целью сокращения количества возможных ошибок при указании плательщиками информации в реквизитах платежных документов обеспечивают автоматизированное формирование и заполнение за налогоплательщиков бланков платежных документов формы № ПД (налог).

Сформированные в налоговом органе платежные документы должны иметь индивидуальный номер (который проставляется в реквизите «Индекс документа») и быть зарегистрированы в налоговом органе в специальном журнале (реестре).

Таким образом, в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме № ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.

Из представленных административным ответчиком суду апелляционной инстанции платежных документов, а также административным истцом ответа на запрос следует, что денежные средства в размере 90 000 руб. внесенные Ждановым В.А. 18 июня 2019 года по индексу документа «0», по реквизиту «106» ЗД, по реквизиту «107» - 27.05.2019 учтены налоговым органом в счет уплаты задолженности за 2016, 2017 и 2018 гг. по налогу на доходы физических лиц;

денежные средства в размере *** руб. внесенные Ждановым В.А. 17 июля 2019 года по индексу документа «0», по реквизиту «106» ЗД, по реквизиту «107» - 27.05.2019 учтены налоговым органом в счет уплаты задолженности за 2017 и 2018 гг. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 года;

денежные средства в размере *** руб. внесенные Ждановым В.А. 19 августа 2019 года по индексу документа «*** учтены налоговым органом в счет уплаты задолженности за полугодие и девять месяцев 2018 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 года;

денежные средства в размере *** руб. внесенные Ждановым В.А. 18 сентября 2019 года по индексу документа «***» учтены налоговым органом в счет уплаты задолженности за 2016, 2017, 2018 гг. по налогу на доходы физических лиц;

денежные средства в размере *** руб. внесенные Ждановым В.А. 22 января 2020 года по индексу документа «***» учтены налоговым органом в счет уплаты задолженности за 2017 и 2018 гг. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды с 1 января 2017 года;

денежные средства в размере *** внесенные Ждановым В.А. 19 февраля 2020 года по индексу документа «***» учтены налоговым органом в счет погашения задолженности за 2018 и 2019 гг. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 года;

денежные средства в размере *** руб. внесенные Ждановым В.А. 19 февраля 2020 года по индексу документа «***» учтены налоговым органом в счет погашения задолженности за 2018 и 2019 гг. на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды с 1 января 2017 года;

денежные средства в размере *** руб. внесенные Ждановым В.А. 18 марта 2020 года по индексу документа «***» учтены налоговым органом в счет погашения задолженности за 2018 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 года.

Представленные акты об изъятии денежных средств судебным приставом-исполнителем от 12 апреля 2019 года не принимаются во внимание, поскольку свидетельствуют о наличии возбужденного исполнительного производства в отношении должника ООО <данные изъяты>»; возбужденного исполнительного производства в отношении Жданова В.А об исполнении постановления об административном правонарушении, выданного ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД РФ по Алтайскому краю; возбужденного исполнительного производства в отношении Жданова В.А об исполнении постановления, выданного Управлением пенсионного фонда в Павловском районе с предметом исполнения – страховые взносы.

Акты об изъятии денежных средств судебным приставом-исполнителем от 19 апреля 2019 года, от 17 мая 2019 года, от 10 июня 2019 года и от 17 июня 2020 года также не принимаются во внимание, так как свидетельствуют об исполнении судебных приказов № *** от 28 мая 2018 года и № *** от 23 июня 2017 года, выданных мировым судьей судебного участка № 1 Павловского района Алтайского края.

Акты об изъятии денежных средств судебным приставом-исполнителем от 14 июня 2019 года и от 20 июля 2020 года не влекут отмену решения суда, поскольку свидетельствуют об исполнении постановления № *** от 10 июля 2018 года, выданного МИФНС России № 7 по Алтайскому краю и постановления № *** от 23 декабря 2016 года, выданного ГУ – УПФ РФ в Павловском районе Алтайского края.

Ссылки в жалобе о наличии на момент вынесения оспариваемого решения судебного приказа № *** о взыскании пеней, являются несостоятельными, поскольку указанным приказом взысканы пени, в том числе по транспортному налогу за 2017 год за периоды, не входящие в предмет рассмотрения настоящего спора.

Более того, названный судебный приказ по жалобе административного ответчика отменен Павловским районным судом Алтайского края 16 ноября 2020 года.

Административное исковое заявление МИФНС России № 7 по Алтайскому краю о взыскании задолженности по налогу и пени со Жданова В.А. находилось на рассмотрении в суде в период с 18 сентября 2019 года по 13 августа 2020 года, при этом копия административного иска Ждановым В.А. получена 16 сентября 2019 года, в связи с чем доводы автора жалобы об отсутствии у него возможности провести сверку с налоговым органом являются несостоятельными. Нахождение административного ответчика на лечении с 12 по 14 августа 2020 года не свидетельствует о нарушении судом принципа состязательности.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

Вместе с тем, налоговым органом в суде апелляционной инстанции заявлен отказ от иска в части сумм налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 62 771 руб. и начисленных на них пеней в размере *** руб., которые выставлены административному ответчику налоговым уведомлением № *** от 21 августа 2018 года и требованием № *** сформированным по состоянию на 31 января 2019 года, в связи с перерасчетом.

Принимая во внимание положения части 2 статьи 46, статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также то, что отказ от иска в части требований является правом административного истца, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, судебная коллегия принимает заявленный отказ от части административного иска, решение суда отменяет в части вышеназванных требований, а производство по делу в этой части прекращает, с изложением резолютивной части решения в новой редакции, с указанием иных сумм налога на имущество физических лиц и начисленных пеней, подлежащих взысканию с административного ответчика, общий размер которых составляет *** руб.

Изменение размера указанных сумм в данном случае влечет изменение размера подлежащей взысканию государственной пошлины, который составляет *** руб.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

принять отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю от административного иска к Жданову В.А. в части требований о взыскании налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере *** руб., начисленной на него пени в размере *** руб.

Решение Павловского районного суда Алтайского края от 13 августа 2020 года в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере *** руб., начисленной на него пени в размере *** руб. отменить.

Производство по делу в части указанных требований прекратить в связи с отказом административного истца от административного иска.

Повторное обращение в суд с теми же требованиями и по тем же основаниям не допускается.

Резолютивную часть решения изложить в новой редакции.

Взыскать с Жданова В.А,, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере *** руб. и начисленные на нее пени в размере *** руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере *** руб., всего – *** руб.

Взыскать с Жданова В.А, в доход бюджета муниципального образования Павловский район Алтайского края государственную пошлину в размере *** руб.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: