ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-26/20 от 27.04.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а-4744/2020 Судья: Зотова А.С.

(Дело № 2а-26/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2020 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Смолина А.А.,

судей Магденко А.В., Знамеровского Р.В.,

при секретаре Ахмировой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 19 по Челябинской области на решение Варненского районного суда Челябинской области от 03 февраля 2020 года по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу и пени,

Заслушав доклад судьи Магденко А.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Челябинской области обратилась в Варненский районный суд Челябинской области с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2016 год в размере 734 руб., за 2017 год в размере 846 руб., пени в размере 28,33 руб., по транспортному налогу за 2015 год в размере 2 020 руб., за 2016 год в размере 2 020 руб., за 2017 год в размере 2 020 руб., пени в размере 101,10 руб., по земельному налогу за 2016 год в размере 938 руб., за 2017 год в размере 938 руб., пени в размере 33,82 руб.

В обоснование иска указано на то, что ФИО1 в установленные сроки обязанность по уплате налога на имущество, транспортного и земельного налогов не исполнила, в связи с чем, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислены пени. В соответствии с требованиями статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику выставлены требование от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога. Требования направлены в адрес налогоплательщика заказным письмом. В установленный срок недоимка в бюджет не поступили, в связи с чем, налоговый орган вынужден обратиться в суд для принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика ФИО1

Суд постановил решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Межрайонная ИФНС России № 19 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу и пени, отказал в полном объеме.

Не согласившись с данным решением, представитель административного истца Межрайонная ИФНС России № 19 по Челябинской области обратилась в областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новое решение, взыскав с ФИО1 недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 734 руб., транспортному налогу за 2015 год в размере 2 020 руб., за 2016 год в размере 2 020 руб., земельному налогу за 2016 год в размере 938 руб.

В обоснование доводов жалобы указано на то, что инспекцией не производился перерасчет налоговых обязательств, предусмотренный пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по смыслу и положений данной статьи предусматривают перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, в том числе транспортного налога, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления с вязи с перерасчетом. Ранее транспортный налог на автомобиль ТОЙОТА АУРИС, <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный номер , принадлежащий ФИО1 за 2015, 2016 годы не исчислялся и не взыскивался. Полагает, что судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что повлекло к неверному применению норм материального права, что является основаниям для отмены или изменения решения суда.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 19 по Челябинской области, административный ответчик ФИО1, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) и введением в Челябинской области режима повышенной готовности и режима самоизоляции просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом.

Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав материалы дела в полном объеме, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником транспортного средства автомобиля ТОЙОТА АУРИС, <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный номер , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, также собственником недвижимого имущества квартиры, площадью 50,40 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; также собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, в отношении следующего имущества:

квартиры, площадью 50,40 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер , за 2016 год в общем размере 734 руб. Сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;

земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , за 2016 год в общем размере 938 руб.

Также в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, в отношении следующего имущества:

квартиры, площадью 50,40 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер , за 2017 год в общем размере 734 руб. Сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;

земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , за 2017 год в общем размере 938 руб.;

в отношении транспортного средства автомобиля ТОЙОТА АУРИС, <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный номер , за 2015, 2016, 2017 годы в общем размере 6 060 руб. Сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением обязанности в полном объеме по уплате налогов налогоплательщику ФИО1 выставлены требования:

от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 672 руб., пени в размере 32,39 руб. Срок исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ;

от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 672 руб., пени в размере 29,76 руб., а также транспортного налога за 2015, 2016, 2017 годы в размере 6 060 руб. и пени в размере 101,10 руб. Срок исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные требования в установленный срок не были исполнены, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 29 июля 2019 года, а после его отмены (определение об отмене от 12 августа 2019 года) в суд с указанным административным исковым заявлением 10 декабря 2019 года.

03 февраля 2020 года налогоплательщиком была перечислена на счет ИФНС России № 19 по Челябинской области сумма задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество за 2017 год, а также пени, о чем свидетельствуют квитанции, представленные в материалы дела. Недоимка по транспортному налогу за 2015 и 2016 гг., земельному налогу за 2016 год и налогу на имущества за 2016 год, не погашена.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного истца, указал на обязанность Инспекции исчислить транспортный налог за 2015 и 2016 годы в соответствии со статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации в 2016 и 2017 годах, а в связи с отсутствием в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ сведений о перерасчете транспортного налога за соответствующие периоды, указал на нарушение сроков направления налогового уведомления на уплату налога, что свидетельствует о пропуске процессуальных сроков для взыскания налогов.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Исходя из положений пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации также установлено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов - транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Таким образом, исходя из положений части 1 статьи 363, части 1 статьи 362, статей 52, 360 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция вправе была направить ФИО1 налоговое уведомление не позднее ДД.ММ.ГГГГ о выполнении обязанности по уплате транспортного налога за 2015, 2016, 2017 годы, то есть за три налоговых периода, предшествующих календарному году (2018) направления налогового уведомления.

Согласно п. 2 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч.1). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ч.3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (ч. 4).

В силу пункта 4 статьи 397 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце 1 настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце 2 настоящего пункта.

В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Как установлено судом апелляционной инстанции, инспекция исчислила ФИО1 транспортный налог в общей сумме 6 060 руб. за три налоговых периода (2015, 2016, 2017 годы) и ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес ФИО1 налоговое уведомление о его уплате, в том числе за 2015, 2016 годы в размере 4 040 руб. (по 2 020 руб. за каждый указанный год) и за 2017 год в размере 2 020 руб., указав в нем срок уплаты налога - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Также согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ со сроком ДД.ММ.ГГГГ, ответчику исчислен налог на имущество в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , за 2016 год в размере 734 руб. и земельный налог в отношении земельного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , за 2016 год в общем размере 938 руб.

Из представленных в дело налогового уведомления не следует, что налоговым органом осуществлялся перерасчет налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2016 гг.

Доказательств, что ранее в адрес ответчика направлялись налоговые уведомления за налоговые периоды 2015 и 2016гг. с исчислением транспортного налога в отношении вышеуказанного автомобиля, не представлено. В данном случае налоговый орган не производил никаких перерасчетов налогоплательщику в спорном налоговом периоде; ФИО1 был рассчитан транспортный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих направлению налогового уведомления и определена сумма для его уплаты в установленный для этого срок.

Согласно пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Таким образом, права налогоплательщика направлением налоговых уведомлений в вышеуказанные срока не нарушаются, обязанность по уплате налогов возникает только после его направления и получения.

Поскольку налогоплательщиком ФИО1 добровольно не исполнена предусмотренная налоговым законодательством обязанность по уплате транспортного налога за 2015, 2016 года, налога на имущество и земельного налога за 2016 год, доказательств обратного административным ответчиком не представлено, а судом не установлено, у суда первой инстанции отсутствовали достаточные основания для отказа в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 19 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество и земельному налогу за 2016 год, транспортному налогу за 2015 и 2016 годы.

Следовательно, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2015 и 2016 гг., налога на имущество и земельного налога за 2016 год, не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с вынесением нового решения об удовлетворении требования налогового органа в указанной части.

Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма государственной пошлины в размере 400 рублей, рассчитанной на основании статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика ФИО1

Руководствуясь статьями 306-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Варненского районного суда Челябинской области от 03 февраля 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №19 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу и пени, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Челябинской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 734 руб., земельному налогу за 2016 год в размере 938 руб., транспортному налогу за 2015 год в размере 2 020 руб., транспортному налогу за 2016 год в размере 2 020 руб., всего в размере 5 712 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Председательствующий

Судьи