Судья: Соловьёва Н.В. Дело [номер]а-10022/2020
(дело №2а-270/2020)
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 14 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,
судей: Ворониной Т.А., Есыревой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Корниенко В.В.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Поляковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном по докладу судьи Есыревой Е.В. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе администрации Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 05 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Тоншаевского района к администрации Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов,
установила:
Прокурор Тоншаевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Тоншаевский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, указывая, что прокуратурой Тоншаевского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления налогового законодательства и законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории администрации Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области нормативно-правовых актов проводится не в полном объеме. Так, решением сельского Совета Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 27.10.2017 № 84 утверждена программа «Комплексного развития социальной инфраструктуры на территории муниципального образования Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы», которой предусмотрено финансирование на 2020 год из местного, районного, областного и федерального бюджетов, инвестиционных ресурсов предприятий, организаций, предпринимателей, кроме того, решением сельского Совета Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 27.10.2017 года № 83 утверждена программа «Комплексного развития транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы», которой предусмотрено финансирование на 2020 год в сумме 370 000 рублей из местного бюджета. Вместе с тем антикоррупционную экспертизу данные нормативно-правовые акты уполномоченным органом местного самоуправления не прошли. Таким образом, со стороны администрации Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области допущены нарушения требований федерального законодательства, в части непроведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Непринятие мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленном законом порядке ведет к нарушениям, связанным с разработкой муниципальных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Бездействие должностных лиц органа местного самоуправления не соответствует нормативным правовым актам, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы решения сельского Совета Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 27.10.2017 г. № 84 и решения сельского Совета Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 27.10.2017 года № 83; обязать администрацию Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу решения сельского Совета Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 27.10.2017 г. № 84 и решения сельского Совета Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 27.10.2017 года № 83. В соответствии с ч.ч. 3, 9 ст.227 КАС РФ прокурор просил установить административному ответчику 10-дневный срок для совершения указанных действий.
Решением Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 05 августа 2020 года постановлено:
Административный иск прокурора Тоншаевского района к администрации Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов удовлетворить.
Признать бездействие администрации Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы решения сельского Совета Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 27.10.2017 года № 84, которым утверждена программа «Комплексного развития социальной инфраструктуры на территории муниципального образования Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы», и решения сельского Совета Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 27.10.2017 года № 83, которым утверждена программа «Комплексного развития транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы», незаконным, несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать администрацию Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу провести антикоррупционную экспертизу решения сельского Совета Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 27.10.2017 года № 84, которым утверждена программа «Комплексного развития социальной инфраструктуры на территории муниципального образования Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы», и решения сельского Совета Кодочиговского сельского совета Тоншаевского муниципального района от 27.10.2017 года № 83, которым утверждена программа «Комплексного развития транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы».
Обязать администрацию Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и прокурору.
В апелляционной жалобе администрация Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области просит решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 05 августа 2020 года изменить и установить срок для исполнения решения 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика в судебное заседании суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания административный ответчик извещен надлежащим образом.
Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Полякова А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 данного закона предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе, такой меры как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В статье 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
В соответствии со ст. 14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе:
1) устанавливать порядок утверждения и утверждать муниципальные программы противодействия коррупции;
2) устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона.
Из анализа данных правовых норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.
Из материалов дела следует и судом установлено, что прокуратурой Тоншаевского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления налогового законодательства и законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проверки установлено, что решением сельского Совета Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 27.10.2017 года № 84 утверждена программа «Комплексного развития социальной инфраструктуры на территории муниципального образования Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы», которой предусмотрено финансирование на 2020 год из местного, районного, областного и федерального бюджетов, инвестиционных ресурсов предприятий, организаций, предпринимателей; кроме того, решением сельского Совета Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 27.10.2017 года № 83 утверждена программа «Комплексного развития транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы», которой предусмотрено финансирование на 2020 год в сумме 370 000 рублей из местного бюджета. Данные нормативно-правовые акты не прошли антикоррупционную экспертизу.
Решением Кодочиговского сельского Совета от 28.12.2009 г. № 100 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Кодочиговского сельсовета Тоншаевского района Нижегородской области и их проектов.
Согласно пункту 1.2 Порядка антикоррупционной экспертизе подлежат акты (проекты): регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия органов местного самоуправления Кодочиговского сельсовета во взаимоотношениях с гражданами и негосударственными юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий; утверждающие административные регламенты оказания муниципальных услуг и выполнения отдельных государственных полномочий; связанные с распределением бюджетных средств; связанные с управлением муниципальной собственностью, связанные с размещением муниципального заказа; регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд, со ссылкой на вышеуказанные положения нормативных правовых актов, исходил из того, что со стороны администрации Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области допущены нарушения требований федерального законодательства в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, чем грубо нарушены основные принципы противодействия коррупции, направленные на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации и юридических лиц.
При этом суд в решении указал, что непринятие мер по проведению в установленном законом порядке антикоррупционной экспертизы решения сельского совета Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 27.10.2017 г. № 84 и решения сельского совета Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 27.10.2017 года № 83 ведет к нарушениям, связанным с разработкой муниципальных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и не противоречат требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности установленного судом срока для исполнения решения, с учетом наличия выходных дней, не могут являться основанием для изменения правильного по существу решения, так как судом первой инстанции установлен достаточный срок для исполнения решения суда в части проведения антикоррупционной экспертизы.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием к отмене правильного по существу решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, основаны на правильно примененных нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку фактически сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом тщательного исследования и проверки судом первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
определила:
решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 05 августа 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кодочиговского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области, без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе обжаловать судебные акты по настоящему делу в течение шести месяцев начиная со дня принятия апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Тоншаевский районный суд Нижегородской области.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 октября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи: