ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-271/2021 от 31.05.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Коновалова И.Е.

Дело № 33а-5063/2021; 2а-271/2021

УИД 59RS0040-01-2021-000151-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.

судей Шалагиновой Е.В., Овчиниковой Н.А.

при секретаре Селезневой Н.А.,

рассмотрела 31 мая 2021 г. в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Чайковского городского суда Пермского края от 15 февраля 2021 года, которым постановлено:

«Административный иск Вотинова Дмитрия Александровича удовлетворить.

Признать незаконным решение № КУВД-001/2020-8202784/4 от 22.12.2020 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилой дом площадью 102 кв.м., расположенный по адресу: **** на земельном участке с кадастровым номером **:648 и возложить обязанность произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на жилой дом площадью 102 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером **:648 за Вотиновым Дмитрием Александровичем».

Заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., объяснения представителя административного истца Козьминых А.Е., представителей административного ответчика Моисеевой Т.А. и Евдокимовой Ю.Р., изучив материалы дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Вотинов Д.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра по Пермскому краю) о признании отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество незаконным, возложении обязанности.

В обоснование требований указал, что 09.09.2020 он обратился с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – жилой дом, расположенный по адресу: ****, площадью 102 кв.м., 2 этажа, расположенный на земельном участке с кадастровым номером **:648. К заявлению были приложены все предусмотренные законом документы, включая декларацию об объекте недвижимости и технический план, подготовленный кадастровым инженером Х. (ООО «ГеоСтандарт»). 22.12.2020 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на дом было отказано. С данным отказом он не согласен. Дом расположен на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, а не к сельскохозяйственным угодьям. Действующим законодательством установлено право собственника возводить на садовом земельном участке жилые дома, правилами землепользования и застройки Фокинского сельского поселения также закреплено такое право. В решении об отказе в регистрации не указаны основания отказа и отсутствует ссылка на конкретную норму.

Просит признать незаконным решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилой дом, площадью 102 кв.м., 2 этажа, расположенный по адресу: ****, на земельном участке с кадастровым номером **:648, № КУВД-001/2020-8202784/4 от 22 декабря 2020 года, принятое Управлением Росреестра по Пермскому краю; возложить на Управление Росреестра по Пермскому краю обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на жилой дом, площадью 102 кв.м., расположенный по адресу: **** 17, на земельном участке с кадастровым номером **:648, за Вотиновым Д.А.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Управление Росреестра по Пермскому краю, считает его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указывает, что земельный участок истца образован путем выдела земельной доли, а исходный земельный участок сформирован как сельскохозяйственные угодья. Следовательно, невозможность размещения на данном земельном участке объектов капитального строительства обусловлена тем, что земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям. Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие чего они не могут быть изменены. Правила землепользования и застройки, предусматривающие возведение жилых домов на сельскохозяйственных угодьях, противоречат целевому назначению земельного участка. Установленный органом местного самоуправления вид разрешенного использования земельного участка без соблюдения необходимых процедур (предшествующего изменения категории) не должен влечь за собой последующие нарушения законодательства при осуществлении учетно-регистрационных действий. Поскольку градостроительные регламенты для земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий не устанавливаются, вид разрешенного использования спорного земельного участка не мог быть самостоятельно изменен органом местного самоуправления, соответственно, возведение объектов капитального строительства на земельном участке, принадлежащем истцу, не могло быть осуществлено. На момент приостановления регистрации земельный участок истца имел разрешенное использование «садоводство», предназначенное для сельскохозяйственного производства.

Административным истцом Вотиновым Д.А. и администрацией Чайковского городского округа представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на то, что земельный участок не относится к землям сельхозугодий, потому отказ в регистрации жилого дома незаконен. Также указывают на неправильность толкования административным ответчиком норм, касающихся земель сельскохозяйственного назначения, разрешающих ведение садоводства и строительство жилого жома на таком земельном участке.

Представители административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Моисеева Т.А. и Евдокимова Ю.Р. в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить.

Представитель административного истца Козьминых А.Е. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Каких-либо ходатайств не заявляли.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административного ответчика, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, уведомлением от 22 декабря 2020 года № КУВД-001/2020-8202784/4 Управление Росреестра по Пермскому краю сообщило Вотиновой Н.В., действующей в интересах Вотинова Д.А. по доверенности об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав. В уведомлении указано, что объект учета расположен на земельном участке с кадастровым номером **:648 с категорией земель для сельскохозяйственного назначения и разрешенным видом использования: ведение садоводства, данный земельный участок образован из земельного участка **:623 с категорией земель для сельскохозяйственного назначения и разрешенным видом использования: ведение садоводства, данный земельный участок образован из земельных участков **:182 и **:183, данные земельные участки имеют категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. На землях с категорией: сельскохозяйственное назначение и видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства строительство запрещено. Основания для регистрации до перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов отсутствуют. В обоснование доводов ссылаются на ст. 7, 8, 77, 79 ЗК РФ, ст. 23 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», ст. 36 ГрК РФ, ст. 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (л.д. 8-10).

Согласно техническому плану здания от 25 марта 2020 года, подготовленного ООО «ГеоСтандарт» в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием объекта недвижимости жилой дом, расположенного по адресу: Российская Федерация, ****, территория ТСН Долгопрудный, проезд 3-й, заказчик Вотинов Д.А., здание расположено на земельном участке с кадастровым номером **:648, количество этажей – 2, год завершения строительства – 2020, площадь объекта – 102 кв.м. (л.д. 11-36).

Согласно выписке из ЕГРН от 27 октября 2020 года в отношении земельного участка с кадастровым номером **:648, расположенного по адресу: ****, площадь участка 600 +/- 214 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: ведение садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, ведение садоводства, собственник Вотинов Д.А. (л.д. 37-39).

Согласно выписке из ЕГРН от 11 марта 2019 года в отношении жилого строения с кадастровым номером **:1589, расположенного по адресу: ****, дата присвоения кадастрового номера – 6 августа 2018 года, площадь 102 кв.м., количество этажей – 2, год завершения строительства – 2018, объект расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером **:631, собственник Вотинов Д.А. (л.д. 40-41).

Письмом от 19 января 2021 года Управление архитектуры и строительства администрации Чайковского городского округа сообщило Вотинову Д.А., что в соответствии с правилами землепользования и застройки Фокинского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером **:648 расположен в границах территориальной зоны Сх3 «Зона садового хозяйства». В данное зоне предусмотрены основные виды разрешенного использования земельного участка: ведение огородничества (13.1); ведение садоводства (13.2). Вспомогательные виды разрешенного использования не установлены, условно разрешенные виды использования земельного участка не установлены. Дополнительное разъяснено, что вид разрешенного использования «ведение садоводства» включает в себя осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей (л.д. 67-68).

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.263 ГК РФ, ст.7, п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ, ст.26, ст.27, ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Суд исходил из того, что разрешенное использование и назначение земельного участка позволяет возводить на нем объекты капитального строительства. Тот факт, что спорный земельный участок, образован из земельных участков, которые ранее образованы из состава сельскохозяйственных угодий, не может повлечь нарушение права истца на владение и пользование принадлежащим земельным участком, в том числе в части строительства жилого дома, поскольку выбытие земель сельскохозяйственного назначения и образование земельных участков с разрешенным использованием, допускающим возведение объектов капитального строительства, в отсутствие земельного контроля со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, приводит к нарушению права конечного приобретателя имущества.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии ч.1 ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 указанного Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

В силу п.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовым земельным участком является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (ч.2 ст.23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).

Сводом правил "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" СП 53.13330.2011, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. N 849, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе - теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей (пункт 6.4). При этом в приложении Б "Термины и определения" к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом - здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.

Из приведенных норм следует, что не требуется получение разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома на дачном земельном участке.

Согласно ч.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Судебная коллегия исходит из того, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером **:648 и назначение территориальной зоны позволяет возводить на нем объекты капитального строительства. Тот факт, что спорный земельный участок образован из земельных участков, которые ранее образованы из состава сельскохозяйственных угодий, и то обстоятельство, что выбытие земель сельскохозяйственного назначения и образование земельных участков с разрешенным использованием, допускающим возведение объектов капитального строительства, осуществлено в отсутствие земельного контроля со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, не может повлечь нарушение права истца на владение и пользование принадлежащим ему земельным участком.

При соблюдении административным истцом порядка обращения за государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией права собственности, действия регистрирующего органа по отказу в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не могут быть признаны обоснованными.

Проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, использующими земельные участки, положений ч.6 ст.79 ЗК РФ осуществляется при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, а не в при осуществлении органом регистрации государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, соответственно, выводы административного ответчика о нарушении административным истцом положений ч.6 ст.79 ЗК РФ, выразившемся в возведении жилого дома на земельном участке, относящемся к категории «земли сельскохозяйственного назначения», не могли послужить основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Кроме того, ч.3 ст.3 Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, проверка законности возведения на земельном участке объекта недвижимости не входит в компетенцию органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ч. 2 ст. 177, ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чайковского городского суда Пермского края от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Председательствующий -

Судьи -