ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-273/20 от 09.09.2020 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Пашнанов С.О. № 33а-691/2020

Дело № 2а-273/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

9 сентября 2020 года г. Элиста

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Говорова С.И. и Кутлановой Л.М.,

при секретаре Мучкаевой Р.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Эрендженова И.П. к Окружной избирательной комиссии по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, полномочия которой возложены на избирательную комиссию Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, о признании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия незаконным, отмене этого решения, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва по апелляционной жалобе председателя Окружной избирательной комиссии Алцынхутинского многомандатного избирательного округа Будледяева М.Г. на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 3 сентября 2020 года по делу № 2а-273/2020.

Заслушав доклад судьи Кутлановой Л.М. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения председателя Окружной избирательной комиссии Алцынхутинского многомандатного избирательного округа Будледяева М.Г., полагавшего необходимым решение суда отменить как незаконное с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований истца, заключение прокурора Буриновой А.М. об оставлении обжалуемого решения без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Эрендженов И.П. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК от 23 июня 2020 года № 7 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов Алцынхутинского СМО Республики Калмыкия пятого созыва. 16 июля 2020 года Эрендженовым И.П. в избирательную комиссию представлены все необходимые документы и сведения для уведомления о выдвижении кандидатом в порядке самовыдвижения. Решением избирательной комиссии от 2 августа 2020 года № 4/10 ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты по основаниям непредставления сведений об изменениях в данных о кандидате и уведомления об открытии избирательного счета либо о решении не создавать избирательный фонд. Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 11 августа 2020 года решение избирательной комиссии от 2 августа 2020 года признано незаконным и отменено с возложением обязанности повторно рассмотреть вопрос о регистрации Эрендженова И.П. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК. Решением Окружной избирательной комиссии по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, полномочия которой возложены на избирательную комиссию Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, от 18 августа 2020 года № 7/15 отказано в регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК пятого созыва Эрендженова И.П., выдвинутого в порядке самовыдвижения, по основаниям непредставления уведомления об открытии избирательного счета либо заявления, уведомляющего избирательную комиссию, о решении кандидата не создавать избирательный фонд. Документы, необходимые для выдвижения кандидатом в порядке самовыдвижения, в полном объеме представлены в избирательную комиссию своевременно. Избирательная комиссия после получения уведомления о выдвижении кандидата была обязана выдать заявителю документ о разрешении открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда. Однако разрешение открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда ему не выдано и о возможности его получения Эрендженову И.П. не сообщалось. По существу избирательная комиссия поставила его в неравное положение с другими кандидатами. 13 августа 2020 года избирательной комиссией принято решение № 5/12 об извещении административного истца о выявленных недостатках в представленных документах. 14 августа 2020 года Эрендженовым И.П. в избирательную комиссию представлены сведения об отсутствии изменений в ранее представленных данных и уведомление об отказе от создания избирательного фонда. Просил признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу от 18 августа 2020 года № 7/15 об отказе в регистрации Эрендженова И.П. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения; Обязать окружную избирательную комиссию по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу зарегистрировать Эрендженова И.П. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва; обратить решение к немедленному исполнению.

Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 3 сентября 2020 года административные исковые требования Эрендженова И.П. удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение Окружной избирательной комиссии по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, полномочия которой возложены на избирательную комиссию Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, от 18 августа 2020 года № 7/15 об отказе в регистрации Эрендженова И.П. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, выдвинутого путем самовыдвижения по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу. На Окружную избирательную комиссию по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, полномочия которой возложены на избирательную комиссию Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, возложена обязанность зарегистрировать Эрендженова И.П. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва. Решение обращено к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе председатель Окружной избирательной комиссии Алцынхутинского многомандатного избирательного округа Будледяев М.Г. просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. Ссылаясь на пункт 1.1 статьи 38, пункт 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статью 15 Закона Республики Калмыкия «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия», указывает, что последней датой представления документов на регистрацию являлось 24 июля 2020 года 18 часов 00 минут. Уведомление об отказе от создания избирательного фонда поступило в Окружную избирательную комиссию по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу только 14 августа 2020 года, что было установлено судом. Окружная избирательная комиссия по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу правомерно отказала Эрендженову И.П. в регистрации кандидатом в депутаты на основании подпунктов «в», «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а также в связи с несозданием кандидатом избирательного фонда.

Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения председателя Окружной избирательной комиссии Алцынхутинского многомандатного избирательного округа Будледяева М.Г., заключение прокурора Буриновой А.М. о необходимости отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, исследовав дополнительные доказательства, представленные в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации Эрендженова И.П. в качестве кандидата в депутаты является незаконным, поскольку после получения 13 августа 2020 года извещения избирательной комиссии о выявленных в документах недостатков, административный истец незамедлительно исполнил обязательство по представлению уведомления о решении не создавать избирательный фонд. Решение избирательной комиссии повлекло нарушение предусмотренных законом гарантий, направленных на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права. Административным ответчиком нарушены сроки и процедура рассмотрения заявления Эрендженова И.П., что поставило истца в неравное положение с иными кандидатами.

С такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с названным федеральным законом, иным законом.

Гарантии избирательных прав на участие в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Калмыкия определены Законом Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия» (далее – Закон РК от 22 сентября 2009 года).

В статье 34 Федерального закона № 67-ФЗ указано, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Избирательная комиссия в течение установленного законом срока обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (пункт 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, часть 6 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и частью 1 статьи 19 Закона Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

Пунктом 11 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено открытие в целях финансирования своей избирательной кампании с разрешения соответствующей избирательной комиссии специального избирательного счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиале публичного акционерного общества «Сбербанк России», а при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района – в другой кредитной организации, расположенной на территории муниципального района, муниципального округа, городского округа.

В силу пункта 12 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия № 83/441-6 от 5 июня 2019 г. утвержден Порядок открытия, ведения и закрытия специального счета для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Калмыкия.

В соответствии с пунктом 1.1 названного Порядка избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, после регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательными комиссиями муниципальных образований до представления документов для их регистрации соответствующей избирательной комиссией обязаны открыть на основании договора банковского счета в филиале Публичного акционерного общества «Сбербанк России» либо соответствующем его подразделении (а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории соответствующего округа), указанном соответствующей избирательной комиссией (далее - Банк), специальные избирательные счета для формирования своих избирательных фондов. При отсутствии на территории округа кредитных организаций избирательное объединение определяет по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет.

Как предусмотрено подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; а также подпунктом «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно) является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Аналогичные нормы закреплены в пункте 3 части 6.1 статьи 15 и пункте 9 части 6.1 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3.

В силу части 1 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 регистрация кандидатов, списков кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Для регистрации кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, представляет в эту избирательную комиссию предусмотренные законом документы не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени.

В силу приведенных норм избирательного законодательства, избирательная кампания является скоротечной и ограничена четкими временными рамками, исчисляемыми днями и часами.

Лицо, желающее реализовать свое пассивное избирательное право, проявляя должную добросовестность и осмотрительность должно следовать принципам избирательного законодательства о временных ограничениях.

В силу общих принципов права добросовестность участников избирательного процесса презюмируется.

Правовое значение для правильного разрешения дела имеет выяснение обстоятельств, которые бы указывали на наличие или отсутствие не зависящих от воли кандидата представить совместно с документами уведомление о создании избирательного фонда либо решение кандидата не создавать избирательный фонд, не позднее чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени.

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК от 23 июня 2020 года № 7 назначены выборы депутатов Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК на 13 сентября 2020 года.

24 июля 2020 года Окружная избирательная комиссия по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, полномочия которой возложены на избирательную комиссию Алцынхутинского СМО РК, приняла у Эрендженова И.П. письменное заявление, датированное 16 июля 2020 года, о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхцтинского СМО РК пятого созыва.

Решением избирательной комиссии № 4/10 от 2 августа 2020 года Эрендженову И.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК, так как он не представил в избирательную комиссию в установленные законом сроки, то есть до 18 часов 00 минут 24 июля 2020 года, сведения об изменениях в данных о кандидате, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Закона РК от 22 сентября 2009 года, а также уведомление об открытии избирательного счета либо заявление, уведомляющее избирательную комиссию о решении кандидата не создавать избирательный фонд, что предусмотрено п. 1 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ.

Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 11 августа 2020 года признано незаконным и отменено упомянутое решение избирательной комиссии от 2 августа 2020 года, на избирательную комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации Эрендженова И.П. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК.

13 августа 2020 года избирательной комиссией принято решение № 5/12 о направлении Эрендженову И.П. извещения о выявленных недостатках в документах, представленных в Окружную избирательную комиссию Алцынхутинского многомандатного избирательного округа.

13 августа 2020 года избирательной комиссией Эрендженому И.П. вручено извещение о выявленных недостатках в документах, представленных Эрендженовым И.П., для регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, в котором Эрендженов И.П. извещается об отсутствии в представленных документах первого финансового отчета либо заявления, уведомляющего избирательную комиссию о решении кандидата не создавать избирательный фонд, либо заявления, уведомляющего избирательную комиссию о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета.

14 августа 2020 года Эрендженов И.П. представил в избирательную комиссию уведомление об отсутствии изменения в ранее представленных сведениях и уведомление о решении не создавать избирательный фонд.

Решением избирательной комиссии № 7/15 от 18 августа 2020 года Эрендженову И.П. вновь отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, так как он не представил в избирательную комиссию в установленные законом сроки, то есть до 18 часов 00 минут 24 июля 2020 года уведомление об открытии избирательного счета либо заявления, уведомляющего избирательную комиссию о решении кандидата не создавать избирательный фонд, что предусмотрено п. 1 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ.

Указывая на то обстоятельство, что на момент повторного рассмотрения вопроса о регистрации Эрендженова И.П. кандидатом в депутаты он устранил выявленные недостатки и представил в избирательную комиссию уведомление о решении не создавать избирательный фонд, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения комиссии.

Между тем судом не учтено следующее.

В силу Закона Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 года № 124-IV-З «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия» регистрация кандидатов в депутаты заканчивается не позднее чем за 50 дней до дня голосования, то есть, в данном случае, до 24 июля 2020 года.

Суд первой инстанции установил, что административный истец Эрендженов И.П. сдал в окружную избирательную комиссию свое заявление о самовыдвижении кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия 16 июля 2020 года. При этом суд ссылается на дату, указанную в заявлении Эрендженова И.П., и показания свидетеля ФИО1 – секретаря окружной избирательной комиссии по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу до 24 июля 2020 года, пояснившей в суде о принятии ею заявления и приложенных к нему документов от кандидата Эрендженова И.П. именно 16 июля 2020 года.

Между тем из имеющегося в деле подтверждения о приеме документов у кандидата, выдвигаемого в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия на выборах депутатов Собрания депутатов Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, Эрендженова И.П. следует, что заявление и документы были представлены в комиссию Эрендженовым И.П. 24 июля 2020 года в 11 часов 40 минут, дата и время окончания приема документов – 24 июля 2020 года в 12 часов 20 минут.

Представитель ответчика – председатель Окружной избирательной комиссии Алцынхутинского многомандатного избирательного округа Будледяев М.Г. и в суде первой инстанции и суде апелляционной инстанции показал, что заявление Эрендженова И.П. о самовыдвижении и приложенные к нему документы вместе с представленным суду подтверждением о принятии документов были получены им от секретаря комиссии ФИО1 24 июля 2020 года с пояснением о поступлении документов именно 24 июля 2020 года. При этом, представитель ответчика пояснил, что до 24 июля 2020г. он Эрендженова И.П. в комиссии не видел, когда интересовался у секретаря комиссии о поступающих заявлениях, ФИО1 не сообщала ему о поступлении заявления и документов от Эрендженова И.П.

Более того, среди документов, приложенных Эрендженовым И.П. к заявлению о самовыдвижении, имеется справка МВД по Республике Калмыкия об отсутствии судимости и факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении Эрендженова И.П., датированная 20 июля 2020 года, которая не могла быть представлена административным истцом 16 июля 2020 года.

Из показаний свидетеля ФИО1 в суде первой инстанции не следует, что Эрендженов И.П. в период с 16 июля по 24 июля 2020 года представлял какие-либо документы в избирательную комиссию.

Таким образом, показания свидетеля ФИО1 противоречат имеющимся по делу объективным доказательствам, опровергающим факт подачи Эрендженовым И.П. заявления о самовыдвижении с приложенными документами в избирательную комиссию 16 июля 2020 года.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что показания свидетеля ФИО1 являются недостоверными и не могут быть приняты в качестве доказательства по делу. В материалах дела отсутствуют какие-либо объективные доказательства, свидетельствующие о подаче Эрендженовым И.П. в избирательную комиссию заявления о самовыдвижении 16 июля 2020 года.

Определяя дату и время подачи Эрендженовым И.П. заявления о самовыдвижении и соответствующих документов в избирательную комиссию, и приема указанных документов комиссией, судебная коллегия исходит из даты и времени, указанных в подтверждении о приеме документов (дата подачи документов - 24 июля 2020 года 11 часов 40 минут, дата окончания приема документов – 24 июля 2020 года 12 часов 20 минут) и пояснений представителя ответчика об этом. Указанные дата и время подачи и приема документов ничем объективно не опровергнуты.

При таких обстоятельствах, являются несостоятельными выводы суд первой инстанции о незаконности решения избирательной комиссии со ссылкой при этом на незамедлительное представление в комиссию Эрендженовым И.П. недостающих документов 14 августа 2020г., поскольку такое заявление с документами должны быть поданы до 18 часов 00 минут 24 июля 2020г.

Эрендженов И.П., желающий реализовать свое пассивное избирательное право, и участвовать в выборах депутатов Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК пятого созыва, должен был до 18 часов 00 минут 24 июля 2020 г. представить весь пакет необходимых документов, в том числе, заявление о решении не создавать избирательный фонд. В случае если он желал открыть специальный избирательный счет, то должен был, проявляя добросовестность и осмотрительность, подать соответствующее заявление ранее 24 июля 2020 г., с тем, чтобы избирательная комиссия могла выдать уведомление об открытии счета. Однако такие действия Эрендженов И.П. не совершил.

Обстоятельств, которые бы указывали на наличие или отсутствие не зависящих от воли кандидата препятствий к представлению им совместно с документами уведомления об открытии счета либо решения кандидата не создавать избирательный фонд, не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов 00 минут 24 июля 2020 года по местному времени, не имеется.

Стороной административного истца не приведены какие-либо конкретные фактические данные и не представлены соответствующие доказательства, подтверждающие объективный характер затруднений в сборе документов на заблаговременное представление документов, необходимых для регистрации кандидата.

Доводы административного истца о том, что он намеревался создать избирательный фонд, и избирательная комиссия не исполнила свои обязанности по выдаче разрешения на это, с учетом указанных обстоятельств, нельзя принять во внимание, нежелание создавать избирательный фонд подтверждается уведомлением Эрендженова И.П. от 14 августа 2020 г.

Ввиду изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии у избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации указанного кандидата, является незаконным.

Таким образом, вывод административного ответчика в оспариваемом решении от 18 августа 2020 года № 7/15 о наличии предусмотренного пп. «в», «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктов 3, 9 части 6.1 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, в связи несозданием кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно) основания для отказа в регистрации Эрендженова И.П. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК пятого созыва, выдвинутого путем самовыдвижения по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, является законным и обоснованным.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о неправильном определении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, что в силу п.п. 1 и 3 части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием отмены оспариваемого судебного акта полностью и принятия по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 3 сентября 2020 года по делу № 2а-273/2020 отменить.

В удовлетворении административного искового заявления Эрендженова И.П. к Окружной избирательной комиссии по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, полномочия которой возложены на избирательную комиссию Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, о признании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия незаконным, отмене этого решения, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва отказать. Апелляционную жалобу удовлетворить.

Кассационная жалоба может быть подана через Сарпинский районный суд Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в г.Краснодаре.

Председательствующий Л.Л. Лиджеева

Судьи С.И.Говоров

Л.М.Кутланова