ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-273/20 от 10.02.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0009-01-2020-000602-35

Дело №2а-273/2020, 33а-577/2021 судья Худяков В.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Тверь 10 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе:

председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Васильевой Т.Н. и Иванова Д.А.

при секретаре судебного заседания Алексанян А.Г.

по докладу судьи Иванова Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калмыкова В.В. к администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области и главе администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области Осташовой С.В. об оспаривании решения об отказе в выдаче справки о наличии личного подсобного хозяйства и возложении обязанности выдать такую справку

по апелляционной жалобе главы администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области Осташовой С.В. на решение Зубцовского районного суда Тверской области от 30 ноября 2020 года, в соответствии с которым административное исковое заявление удовлетворено полностью. Решение администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области об отказе в выдаче Калмыкова В.В. справки о наличии личного подсобного хозяйства признано незаконным. Производство по делу в части требования о возложении обязанности выдать справку прекращено. С администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области в пользу Калмыкова В.В. взыскано 300 рублей в возмещение судебных расходов.

Судебная коллегия

установила:

Калмыков В.В. обратился в Зубцовский районный суд Тверской области с административным исковым заявлением к администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области (далее – администрации), и главе администрации Осташовой С.В., в котором просил признать незаконными решение об отказе в выдаче справки о наличии личного подсобного хозяйства площадью 5000 квадратных метров на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, и возложить на администрацию обязанность выдать такую справку. В обоснование иска указано, что по договору от 14 августа 2020 года Калмыков В.В. арендовал указанный земельный участок на срок 20 лет. 19 сентября 2020 года высадил на нём посадочный материал. 21 сентября 2020 года направил в администрацию заявление, в котором просил выдать справку о наличии личного подсобного хозяйства. 1 октября 2020 года администрация направила ему ответ, в котором отказала в выдаче справки, нарушив действующее законодательство (т. 1 л.д. 9-11).

Глава администрации Осташова С.В. направила письменные возражения, в которых указала, что не признаёт иск, поскольку Калмыков В.В. не подтвердил факта ведения личного подсобного хозяйства. Посадка 4 саженцев, не свидетельствует о том, что он производил и перерабатывал сельскохозяйственную продукцию (л.д. 68-69).

На заседание суда первой инстанции глава администрации Осташова С.В. и представитель администрации Бахвалов С.Л. не признали административный иск и поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях. По ходатайству административного ответчика Осташовой С.В. суд приобщил к делу справку, выданную администрацией Калмыкову В.В. 26 ноября 2020 года, о том, что на арендуемом им земельном участке высажено 4 саженца плодово-ягодных деревьев (л.д. 66, 73-77). Административный истец направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 64).

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше (л.д. 78-83).

Глава администрации Осташова С.В. подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда и прекратить производство по делу. В жалобе указано, что на день обращения Калмыкова В.В. в администрацию в похозяйственней книге отсутствовали сведения о личном подсобном хозяйстве на арендованном им земельном участке. Согласно законодательству такие сведения вносятся на основании сплошного обхода хозяйств и опроса членов хозяйств, которые проводятся ежегодно, с 1 по 15 июля. Административный истец не представил доказательств фактического ведения личного подсобного хозяйства. Высадка плодовых деревьев не является такой деятельностью. Кроме того, вопреки условиям договора аренды, до начала производства работ Калмыков В.В. не провёл государственную историко-культурную экспертизу земельного участка (л.д. 89-92).

Лица, участвующие в деле, на заседание суда апелляционной инстанции не явились. Административный истец своего отношения к жалобе не выразил.

Проверив материалы дела, судебная коллегия установила, что 14 августа 2020 года Калмыков В.В. и администрация Зубцовского района Тверской области заключили договор аренды, в соответствии с которым для ведения личного подсобного хозяйства Калмыков В.В. получил в пользование на 20 лет земельный участок из состава земель населённых пунктов с кадастровым номером площадью 5000 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 22-26). 19 сентября 2020 года он частично обкосил земельный участок и высадил на нём 4 саженца плодово-ягодных деревьев. 21 сентября 2020 года Калмыков В.В. направил в администрацию Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области письменное заявление о выдаче справки о наличии личного подсобного хозяйства. 1 октября 2020 года администрация дала Калмыкову В.В. письменный ответ, в котором указала, что отказывает в выдаче справки из-за отсутствия личного подсобного хозяйства на арендуемом земельном участке (л.д. 19, 20). 26 ноября 2020 года администрация направила Калмыкову В.В. письменную справку о том, что на выделенном ему земельном участке высажено 4 саженца плодово-ягодных деревьев (л.д. 66).

Эти обстоятельства подтверждаются доказательствами, которые были исследованы судом первой инстанции, являются относимыми, допустимыми, достоверными, в своей совокупности и взаимосвязи достаточными для того, чтобы установить фактические обстоятельства дела.

Согласно Федеральному закону от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство – это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведётся гражданином в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретённом для ведения личного подсобного хозяйства (ч. 1 и 2 ст. 2). Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 5). Органы местного самоуправления осуществляют поддержку граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ст. 7). Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведётся личное подсобное хозяйство (ст. 10). Учёт личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретён земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчёл; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учёта личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8).

В соответствии с Порядком ведения похозяйственных книг, утверждённым приказом Минсельхоза России от 11 октября 2010 года №345, ведение похозяйственных книг в целях учёта личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений, на территории которых имеются хозяйства (п. 1). Руководитель органа местного самоуправления обеспечивает организацию ведения книг и в установленном порядке назначает должностных лиц, ответственных за их ведение и сохранность (п. 2). Записи в книгу производятся на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств. Сведения собираются ежегодно по состоянию на 1 июля путём сплошного обхода хозяйств и опроса членов хозяйств в период с 1 по 15 июля. Содержание сведений в книге может быть уточнено по состоянию на другие даты по инициативе членов хозяйств, в том числе при очередном обращении члена хозяйства за выпиской из похозяйственной книги (п. 7). В книгу записываются все хозяйства, находящиеся на территории органов местного самоуправления, в том числе те, где отсутствуют жилые строения (ветхие, сгоревшие, обвалившиеся и т.д.), но ведётся хозяйство, а также отдельные жилые дома (хутора, лесные сторожки, железнодорожные станции, разъезды, будки и т.п.) и дома в мелких населённых пунктах. В этих случаях орган местного самоуправления делает запись о состоянии объекта и отсутствии в них граждан, которые могли бы представить сведения о хозяйстве (п. 9). Помимо иных сведений, в книге указывается адрес хозяйства, другая информация, необходимая для идентификации хозяйства, фамилия, имя и отчество члена хозяйства, а также его паспортные данные, площадь земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и иных видов разрешённого использования, находящихся в пользовании членов хозяйства, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми и ягодными насаждениями (п. 10, 11, 23). Любой член хозяйства вправе получить выписку из книги в любом объёме, по любому перечню сведений и для любых целей. Выписка из книги может составляться в произвольной форме, форме листов похозяйственной книги или по форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (п. 34).

Применительно к данному случаю это означает, что администрация должна была рассматривать заявление Калмыкова В.В. как повод для выполнения прямо возложенной на неё законом обязанности по сбору и внесению в похозяйственную книгу сведений о вновь образованном личном подсобном хозяйстве. В своём заявлении административный истец указал все необходимые данные и в соответствии с законодательством был вправе получить выписку из книги в любом объёме, по любому перечню сведений и для любых целей. Администрация была обязана выдать такую выписку в произвольной форме, в том числе в форме справки, однако отказала Калмыкову В.В., нарушив его права и указанные выше требования законодательства, поэтому суд первой инстанции правильно признал этот отказ незаконным.

Доводы ответчиков о том, что административный истец фактически не вёл личное подсобное хозяйство, не провёл государственную историко-культурную экспертизу земельного участка, а сведения о наличии хозяйства могли быть внесены в похозяйственную книгу только с 1 по 15 июля, судебная коллегия отвергает.

Способ ведения личного подсобного хозяйства определяется гражданином самостоятельно без вмешательства органов местного самоуправления, если не нарушаются требования закона. При этом очевидно, что для проведения сельскохозяйственных работ разумно учитывать состояние земельного участка, время года и другие обстоятельства. Своим письменным заявлением и фактическими действиями Калмыков В.В. на добровольной основе довёл до сведения администрации, что начал ведение личного подсобного хозяйства на специально переданном ему для этой цели земельном участке. После этого у администрации возникла обязанность произвести действия по учёту вновь образованного личного подсобного хозяйства с занесением о нём в похозяйственную книгу информации по перечню, указанному в Федеральному закону от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», и в порядке, утверждённом приказом Минсельхоза России от 11 октября 2010 года № 345. По смыслу закона, администрация должна осуществлять поддержку граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Давать оценку, насколько правильно они действуют при ведении хозяйства, орган местного самоуправления не уполномочен.

Обязанность администрации вести похозяйственную книгу, в том числе вносить в неё сведения не только с 1 по 15 июля, но и по состоянию на другие даты по инициативе членов хозяйств, а также право гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, на получение выписки из похозяйственной книги в любом объёме, по любому перечню сведений и для любых целей предусмотрены действующим законодательством. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления. Таким образом, администрация как орган местного самоуправления, действующий на постоянной основе, была обязана предоставить административному истцу выписку в нужный ему момент с учётом разумного срока, необходимого для проведения действий по учёту личного подсобного хозяйства и изготовления соответствующего документа, а не после ежегодного обхода и опроса членов хозяйств в период с 1 по 15 июля, то есть во второй половине лета 2021 года.

В качестве единственного основания для отказа в выдаче справки в ответе администрации, направленном Калмыкову В.В., указано отсутствие на выделенном ему земельном участке личного подсобного хозяйства. Обстоятельства, связанные с государственной историко-культурной экспертизой, не являлись предметом рассмотрения администрации и поэтому не могут признаваться основаниями для признания судом её решения обоснованным (абз. 2 и 3 п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 2 ст. 194 и ч. 2 ст. 225 КАС Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. Несмотря на то, что в ходе судебного разбирательства администрация направила Калмыкову В.В. справку, в которой указала, что он высадил саженцы на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, суд первой инстанции не воспользовался правом прекращения производства по делу при разрешении административного искового требования о признании решения администрации незаконным. С учётом позиции и процессуального поведения административных ответчиков для выполнения задач административного судопроизводства, одной из которых является укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных правоотношений, судебная коллегия тоже не видит оснований для прекращения производства по делу в этой части.

Прекращение производства по административному исковому требованию о возложении на администрацию обязанности выдать справку о наличии личного подсобного хозяйства сторонами не оспаривается. Оснований для изменения или отмены судебного решения в этой части по собственной инициативе судебная коллегия также не находит. Судом первой инстанции полно и верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену принятого решения.

Между тем, в резолютивной части решения суд первой инстанции указал, что удовлетворил административное исковое заявление полностью, тогда как фактически принял решение о частичном удовлетворении иска. Судебная коллегия считает необходимым исправить допущенную неточность.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Зубцовского районного суда Тверской области от 30 ноября 2020 года изменить, указав в резолютивной части, что административные исковые требования Калмыкова В.В. удовлетворены частично.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области Осташовой С.В. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи