ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-274/20 от 09.09.2020 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Пашнанов С.О. Дело № 33а-689/2020

Дело № 2а-274/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 9 сентября 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Говорова С.И. и Кутлановой Л.М.,

при секретаре Манжиковой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаряевой Марины Николаевны к окружной избирательной комиссии по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, полномочия которой возложены на избирательную комиссию Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, о признании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты собрания Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия незаконным, отмене этого решения, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты, по апелляционной жалобе председателя окружной избирательной комиссии по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу Республики Калмыкия Будледяева М.Г. на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 3 сентября 2020 г.

Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения представителя административного ответчика Будледяева М.Г., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя административного истца Санджиновой О.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Буриновой А.М. об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Гаряева М.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что 17 июля 2020 г. она обратилась с письменным заявлением в порядке самовыдвижения о регистрации кандидатом в депутаты собрания депутатов Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Алцынхутинское СМО РК), к которому приложила необходимые документы.

2 августа 2020 г. решением окружной избирательной комиссии по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, полномочия которой возложены на избирательную комиссию Алцынхутинского СМО РК (далее – избирательная комиссия) ей было отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с тем, что она не представила сведения об изменении данных о себе, а также уведомление об открытии избирательного фонда либо об отказе создавать избирательный фонд. Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 17 августа 2020 г. решение избирательной комиссии от 2 августа 2020 г. признано незаконным и отменено; возложена обязанность на избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос о регистрации Гаряевой М.Н. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК.

22 августа 2020 г. решением избирательной комиссии ей повторно отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с тем, что она своевременно не представила первый финансовый отчет кандидата либо заявление, уведомляющее избирательную комиссию о решении кандидата не создавать избирательный фонд либо заявление, уведомляющее избирательную комиссию о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета.

Просила признать решение избирательной комиссии от 22 августа 2020 г. незаконным и отменить его, возложить обязанность на административного ответчика зарегистрировать ее кандидатом в депутаты.

Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 3 сентября 2020 г. административный иск Гаряевой М.Н. удовлетворен. Признано незаконным и отменено решение окружной избирательной комиссии по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, полномочия которой возложены на избирательную комиссию Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, от 22 августа 2020 г. № ** об отказе в регистрации Гаряевой М.Н. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК пятого созыва, выдвинутой путем самовыдвижения по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу. На окружную избирательную комиссию по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, полномочия которой возложены на избирательную комиссию Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия возложена обязанность зарегистрировать Гаряеву Марину Николаевну кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе председатель окружной избирательной комиссии по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу Республики Калмыкия Будледяев М.Г. просит отменить решение суда, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что выводы суда противоречат принципу равенства всех кандидатов, установленному Конституцией Российской Федерации и пунктом 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Законом Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия» установлен срок для представления документов на регистрацию не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени. Последней датой представления документов на регистрацию являлось 24 июля 2020 г. 18 часов 00 минут. Однако уведомление об отказе от создания избирательного фонда поступило в избирательную комиссию только 21 августа 2020 г. Указывает, что окружная избирательная комиссия правомерно отказала Гаряевой М.Н. в регистрации кандидатом в депутаты на основании подпунктов «в», «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а также в связи с несозданием кандидатом избирательного фонда.

Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Буриновой А.М о необходимости отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, исследовав дополнительные доказательства, представленные в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, исходил из того, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации Гаряевой М.Н. в качестве кандидата в депутаты является незаконным, поскольку после получения 18 августа 2020 г. извещения избирательной комиссии о выявленных недостатках в документах, административный истец незамедлительно исполнила обязательство по представлению уведомления о решении не создавать избирательный фонд. Решение избирательной комиссии повлекло нарушение предусмотренных законодательством гарантий, направленных на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права. Административным ответчиком нарушены сроки и процедура рассмотрения заявления Гаряевой М.Н., что поставило истца в неравное положение с иными кандидатами.

С такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с названным федеральным законом, иным законом.

Гарантии избирательных прав на участие в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Калмыкия определены Законом Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия» (далее – Закон РК от 22 сентября 2009 года).

В статье 34 Федерального закона № 67-ФЗ, указано, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Избирательная комиссия в течение установленного законом срока обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (пункт 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, часть 6 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и частью 1 статьи 19 Закона Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

Пунктом 11 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено открытие в целях финансирования своей избирательной кампании с разрешения соответствующей избирательной комиссии специального избирательного счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиале публичного акционерного общества «Сбербанк России», а при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района – в другой кредитной организации, расположенной на территории муниципального района, муниципального округа, городского округа.

В силу пункта 12 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия № 83/441-6 от 5 июня 2019 г. утвержден Порядок открытия, ведения и закрытия специального счета для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Калмыкия.

В соответствии с пунктом 1.1 названного Порядка избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, после регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательными комиссиями муниципальных образований до представления документов для их регистрации соответствующей избирательной комиссией обязаны открыть на основании договора банковского счета в филиале Публичного акционерного общества «Сбербанк России» либо соответствующем его подразделении (а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории соответствующего округа), указанном соответствующей избирательной комиссией (далее - Банк), специальные избирательные счета для формирования своих избирательных фондов. При отсутствии на территории округа кредитных организаций избирательное объединение определяет по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет.

Как предусмотрено подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; а также подпунктом «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно).

Аналогичные нормы закреплены в пункте 3 части 6.1 статьи 15 и пункте 9 части 6.1 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3.

В силу части 1 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 регистрация кандидатов, списков кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Для регистрации кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, представляет в эту избирательную комиссию предусмотренные законом документы не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени.

В силу приведенных норм избирательного законодательства, избирательная кампания является скоротечной и ограничена четкими временными рамками, исчисляемыми днями и часами.

Лицо, желающее реализовать свое пассивное избирательное право, проявляя должную добросовестность и осмотрительность должно следовать принципам избирательного законодательства о временных ограничениях.

В силу общих принципов права добросовестность участников избирательного процесса презюмируется.

Правовое значение для правильного разрешения дела имеет выяснение обстоятельств, которые бы указывали на наличие или отсутствие не зависящих от воли кандидата представить совместно с документами уведомление о создании избирательного фонда либо решение кандидата не создавать избирательный фонд, не позднее чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени.

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов Алынхутинского СМО РК от 23 июня 2020 г. № 7 назначены выборы депутатов Собрания Алцынхутинского СМО РК пятого созыва назначены на 13 сентября 2020 г.

24 июля 2020 г. окружная избирательная комиссии по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, полномочия которой возложены на избирательную комиссию Алцынхутинского СМО РК, приняла письменное заявление Гаряевой М.Н., датированное 17-ым июлем 2020 г. о самовыдвижении кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК пятого созыва, к заявлению приложены следующие документы: заявление от 17 июля 2020 г. о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу на 1л. в 1 экз., копия паспорта на 1л. в 1 экз., копия свидетельства о постановке на учет в налоговый орган на 1л. в 1 экз., копия диплома о среднем профессиональном образовании на 1 л. в 1экз., копия трудовой книжки на 2 л. в 1 экз., копия справки с места работы на 1л. в 1 экз., копия свидетельства о заключении брака на 1л., копия справки о наличии (отсутствии судимости) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на 1л. в 1 экз. Заявление о создании избирательного фонда Гаряевой М.Н.подано не было.

Решением избирательной комиссии № ** от 2 августа 2020 г. отказано в регистрации Гаряевой М.Н. в качестве кандидата, так как она не представила в избирательную комиссию до 18 часов 00 минут 24 июля 2020 г. сведения об изменениях в данных о кандидате, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г., а также уведомление об открытии избирательного счета либо заявления, уведомляющего избирательную комиссию о решении кандидата не создавать избирательный фонд.

Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 17 августа 2020 г. признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии от 2 августа 2020 г.; возложена обязанность на избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос о регистрации Гаряевой М.Н. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК.

18 августа 2020г. избирательная комиссия известила Гаряеву о необходимости представить первый финансовый отчет кандидата либо заявление о решение не создавать избирательный фонд, либо заявление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного фонда. 21 августа 2020г. Гаряева М.Н.подала в избирательную комиссию заявление о решении не создавать избирательный фонд.

22 августа 2020 г. решением избирательной комиссии № ** Гаряевой М.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с тем, что она не представила в избирательную комиссию в срок до 18 часов 00 минут 24 июля 2020 г. уведомление об открытии избирательного счета либо заявление, уведомляющего избирательную комиссию о решении кандидата не создавать избирательный фонд.

Выводы суд первой инстанции, о том, что после получения извещения избирательной комиссии о выявленных недостатках в документах Гаряева М.Н. незамедлительно представила недостающие документы 21 августа 2020 г., на основании чего решение избирательной комиссии признано незаконным, является несостоятельным, поскольку такое заявление должно быть подано до 18 часов 24 июля 2020г.

Гаряева М.Н., желающая реализовать свое пассивное избирательное право, и участвовать в выборах депутатов Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК пятого созыва, должна была до 18 часов 24 июля 2020 г. представить весь пакет необходимых документов, в том числе заявление о решении не создавать избирательный фонд. В случае если она желала открыть специальный избирательный счет, то должна была, проявляя добросовестность и осмотрительность, подать соответствующее заявление ранее 24 июля 2020 г., с тем чтобы избирательная комиссия могла выдать уведомление об открытии счета. Однако такие действия Гаряева М.Н. не совершила.

Обстоятельств, которые бы указывали на наличие или отсутствие препятствий, не зависящих от воли кандидата, представить совместно с документами уведомления об открытии счета либо решение кандидата не создавать избирательный фонд, не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени, не имеется.

Стороной административного истца не приведены какие-либо конкретные фактические данные и не представлены соответствующие доказательства, подтверждающие объективный характер затруднений в сборе документов на заблаговременное представление документов, необходимых для регистрации кандидата.

Из представленных в судебное заседание суда апелляционной инстанции стороной административного ответчика оригиналов документов, поданных Гаряевой М.Н. видно, что довод административного истца о подаче ею документов в избирательную комиссию 17 июля 2020 г. не подтверждается, поскольку все приложенные к заявлению документы датируются после 20 июля 2020 г. Заявление о решении не создавать избирательный фонд подано Гаряевой М.Н. лишь 21 августа 2020 г.

Доводы Гаряевой М.Н. и ее представителя Санджиновой О.С., что она подала необходимые документы вместе с заявлением 17 июля 2020 г. являются несостоятельными по следующим основаниям. Из представленных материалов дела следует, что к заявлению Гаряевой М.Н., датированному 17-ым июлем 2020 г. были следующие документы: заявление о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу на 1л. в 1 экз., копия паспорта на 1л. в 1 экз., копия свидетельства о постановке на учет в налоговый орган на 1л. в 1 экз., копия диплома о среднем профессиональном образовании на 1 л. в 1экз., копия трудовой книжки на 2 л. в 1 экз., копия справки с места работы на 1л. в 1 экз., копия свидетельства о заключении брака на 1л., копия справки о наличии (отсутствии судимости) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на 1л. в 1 экз.

Вместе с тем, трудовая книжка Гаряевой заверена работодателем 21 июля 2020 г., справка с места работы выдана 21 июля 2020 г., справка об отсутствии судимости от 20 июля 2020 г. Указанные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестности истца при подаче документов в избирательную комиссию.

Ссылка суда на показания секретаря комиссии ФИО1, что документы и заявление сданы Гаряевой в избирательную комиссию 17 июля 2020 г. несостоятельны, поскольку все приложенные документы датированы датой позже 17 июля 2020 г. и не могли быть поданы ранее.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что Гаряева М.Н. не подавала документы 17 июля 2020 г. и доводы представителя административного ответчика Будледяева М.Г. о получении документов избирательной комиссией 24 июля 2020 г. не опровергнуты.

Доводы представителя административного истца Санджиновой О.С., что ее доверитель намеревалась создать избирательный фонд, и избирательная комиссия не исполнила свои обязанности, с учетом указанных обстоятельств нельзя принять во внимание, нежелание создавать избирательный фонд подтверждается заявлением Гаряевой М.Н. от 21 августа 2020 г.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии у избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации указанного кандидата, является незаконным.

Таким образом, вывод административного ответчика в оспариваемом решении от 22 августа 2020 года № ** о наличии предусмотренного пп. «в», «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктов 3, 9 части 6.1 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, в связи несозданием кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно) основания для отказа в регистрации Гаряевой М.Н. в депутаты Собрания депутатов Алцынхутинского СМО РК пятого созыва, выдвинутой путем самовыдвижения по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, является законным и обоснованным.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о неправильном определении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, что в силу п.п. 1 и 3 части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием отмены оспариваемого судебного акта полностью и принятия по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 3 сентября 2020 года по делу № 2а-274/2020 г. отменить.

В удовлетворении административного искового заявления Гаряевой Марины Николаевны к окружной избирательной комиссии по Алцынхутинскому многомандатному избирательному округу, полномочия которой возложены на избирательную комиссию Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты собрания Алцынхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия незаконным, отмене этого решения, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты - отказать.

Апелляционную жалобу по делу удовлетворить.

Кассационная жалоба может быть подана в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (г. Краснодар) через Сарпинский районный суд Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий

Л.Л. Лиджеева

Судьи

С.И. Говоров

Л.М. Кутланова