ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2754/2021 от 26.01.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Наумова А.В., № 2а-2754/2021

дело № 33а-94/2022 пост. ...

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Улан-Удэ 26 января 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Ихисеевой М.В.

судей коллегии Матвеевой Н.А., Назимовой П.С.

при секретаре Федоровой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ма Ю. к МВД по Республике Бурятия о признании незаконными действий, возложении обязанности принять заявление по апелляционной жалобе Ма Ю. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 25 октября 2021 года, которым административный иск удовлетворен и постановлено:

признать незаконными действия МВД по Республике Бурятия по отказу Ма Ю. в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Возложить на МВД по Республике Бурятия обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять заявление Ма Ю. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

обращаясь в суд, гражданка Китайской Народной Республики Ма Ю. просила признать незаконными действия МВД по Республике Бурятия, выразившиеся в отказе в приёме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации; обязать МВД по Республике Бурятия устранить допущенное нарушение.

Требования мотивированы тем, что 28 сентября 2021 года Ма Ю. обратилась в ОРВР УВМ МВД по Республике Бурятия с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, представив документы, в том числе сведения о регистрации по месту жительства. Административный ответчик отказал в приеме документов, сославшись на пункт 45.6 Административного регламента МВД России по представлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 8 июня 2020 года № 407. Основанием для отказа в приеме документов явилось то обстоятельство, что Ма Ю. находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания ввиду истечения срока действия визы. Указанные действия, по мнению административного истца, являются незаконными. Срок визы закончился 9 марта 2020 года. 22 марта 2020 года Ма Ю. по ее заявлению было отказано в предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации; данный отказ оспорен в судебном порядке, требования оставлены без удовлетворения. Выехать из Российской Федерации административный истец не имел возможности в связи с закрытием границ и прекращением транспортного сообщения с Китаем. Указом Президента РФ от 15 июня 2021 года № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 года и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 года законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 года включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации. На основании данного Указа Президента РФ Ма Ю. вправе была подать заявление на выдачу разрешения на временное проживание, а ответчик, соответственно, должен был принять заявление и рассмотреть его.

В суд первой инстанции Ма Ю. не явилась, ее представитель Шаракшанэ Б.В. требования поддержал.

Представитель административного ответчика МВД по Республике Бурятия Шатонова М.В. и заинтересованное лицо Фастунова Н.В. полагали, что оснований для удовлетворения требований не имеется.

Районным судом вынесено решение об удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика МВД по Республике Бурятия Шатонова М.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что основанием для отказа в принятии заявления Ма Юань явилось нахождение последней на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания. Согласно статье 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные, предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Однако срок действия визы Ма Ю. истек 9 марта 2020 года, данный срок не продлевался. Вывод суда о том, что в соответствии с положениями подпункта «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 15 июня 20212 года № 364 Ма Ю. имеет право обратиться с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, несмотря на отсутствие действующей визы, основан на неверном толковании законодательства.

В заседании судебной коллегии представитель административного ответчика МВД по Республике Бурятия Шатонова М.В. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Ма Юань, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явилась; ее представитель Шаракшанэ Б.В. возражал против отмены судебного решения.

Заинтересованное лицо - старший инспектор по ОП ОРВР УВМ МВД по Республике Бурятия Фастунова Н.В. в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежаще.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 2 данного Закона под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Из материалов дела следует, что гражданка Китайской Народной Республики Ма Ю. прибыла в Российскую Федерацию 12 декабря 2019 года через пункт Забайкальск Забайкальского края в визовом порядке.

Срок действия визы истек 9 марта 2020 года. С заявлением о продлении срока действия визы административный истец в установленном порядке не обращался.

28 сентября 2021 года Ма Ю. обратилась в ОРВР УВМ МВД по Республике Бурятия с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Процедура и сроки предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации определены Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 8 июня 2020 года № 407 (далее - Административный регламент).

По смыслу пункта 30.5 Административного регламента иностранный гражданин кроме прочих документов должен предоставить вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, определен в пунктах 45 - 46 Административного регламента.

Одним из таких оснований является нахождение иностранного гражданина на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания) (пункт 45.6 Административного регламента).

Административный ответчик отказал Ма Ю в приеме заявления на основании пункта 45.6 Административного регламента в связи с тем, что последняя находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания, поскольку срок действия визы истек 9 марта 2020 года.

Разрешая возникший между сторонами спор и удовлетворяя требования Ма Ю, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года № 364 иностранный гражданин, урегулировавший свой правовой статус в рамках предоставленной настоящим указом возможности, может в пределах разрешенного срока пребывания в Российской Федерации обратиться в территориальный орган МВД России по вопросу оформления временного или постоянного проживания на территории Российской Федерации, несмотря на отсутствие действующей визы.

С таким выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно Указу Президента РФ от 18 апреля 2020 года № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - Указ Президента РФ № 274) на период с 15 марта по 15 сентября 2020 года включительно приостановлено течение сроков действия виз, временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период.

Срок окончания действия визы Ма Ю не соответствует временному периоду, определенному Указом Президента РФ № 274.

Согласно письму МВД России от 19 марта 2020 года № 1/2964 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» при обращении иностранных граждан, в случае истечения срока действия визы, постановлено принимать решения о продлении срока временного пребывания таких иностранных граждан до 90 дней по мотивированному заявлению (в произвольной форме) о продлении срока временного пребывания с последующей выдачей транзитных виз для выезда из Российской Федерации.

Как следует из положений подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ Президента РФ № 364), иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 года и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 года законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 года включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.

Как следует из пояснений административного ответчика, в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, на основании Указания МВД России от 19 марта 2020 года № 1/2964 срок временного пребывания Ма Ю на территории Российской Федерации был продлен миграционным органом на 90 дней. В последующем срок временного пребывания продлевался на основании Указов Президента РФ № 274, № 364, вплоть до 12 декабря 2021 года.

Однако пункт 2 Административного регламента к числу заявителей (для получения государственной услуги) относит иностранного гражданина или лицо без гражданства, достигшего восемнадцатилетнего возраста, законно находящегося на территории Российской Федерации.

Под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином Федеральный закон № 115-ФЗ понимает лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (статья 2).

Пунктом 2 статьи 5 данного Закона установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо имеются иные основания, указанные в данном пункте, для продления срока временного пребывания.

Отказывая в принятии заявления Ма Ю, миграционный орган обоснованно исходил из того, что срок действия ее визы истек, в связи с чем иностранный гражданин находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания, что является основанием для отказа в принятии заявления, предусмотренным пунктом 45.6 Административного регламента.

Правовой анализ законодательства в рассматриваемой сфере позволяет прийти к выводу о том, что реализация прав иностранных граждан, направленных на получение государственной услуги по выдаче разрешительных документов, неразрывно связана с законностью пребывания такого лица в Российской Федерации.

То есть оказание государственной услуги осуществляется в отношении лишь иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации; Ма Ю., срок действия визы которой истек 9 марта 2020 года, к таким гражданам не относится.

В рамках Указов Президента РФ Ма Ю. урегулировала свой статус «временно пребывающей в Российской Федерации» для того, чтобы находиться в Российской Федерации без применения к ней мер административного воздействия и для организации дальнейшего ее беспрепятственного выезда из Российской Федерации.

Продление миграционным органом срока временного пребывания Ма Ю. на территории Российской Федерации на основании Указания МВД России от 19 марта 2020 года № 1/2964 и Указов Президента РФ обусловлено, прежде всего, неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой.

В подпункте «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года № 364 речь идет об иностранных гражданах, не имеющим законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, и которым предоставлена возможность урегулировать свое правовое положение для преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции либо выехать за пределы Российской Федерации.

То есть положения Указов Президента РФ № 274, 364 не предоставляют иностранному гражданину безусловного права (при отсутствии предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ оснований) изменить свой правовой статус с «временно пребывающего в Российской Федерации» на «временно проживающего в Российской Федерации».

Судебная коллегия, оценив представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что действия МВД Республике Бурятия, выраженные в отказе в принятии заявления Ма Ю. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, являются правильными, соответствуют требованиями законодательства, прав заявителя не нарушают.

В настоящее время Ма Ю. не лишена возможности выехать из Российской Федерации в страну постоянного проживания, и в последующем вновь ставить вопрос о предоставлении государственной услуги по получению разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене. По делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 25 октября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Ма Ю. к МВД по Республике Бурятия о признании незаконными действий, возложении обязанности принять заявление оставить без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 21 февраля 2022 года.

Председательствующий: М.В. Ихисеева

Судьи: Н.А. Матвеева

П.С. Назимова