ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2755/19 от 15.06.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Благодатная Е.Ю. Дело № 33а-2856/2020

(№ 2а-2755/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 15 июня 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,

при секретаре Прокошкиной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Терещенко Натальи Дмитриевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Павловской Н.Л., о признании незаконными уведомления о приостановлении государственной регистрации и решения об отказе в государственной регистрации права собственности

по апелляционным жалобам представителя Терещенко Натальи Дмитриевны – Горбачева Павла Александровича, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 декабря 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителя административного истца Горбачева П.А., судебная коллегия

установила:

Терещенко Н.Д. обратилась в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором, с учётом увеличения требований, просила признать незаконными уведомление государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Павловской Н.Л. о приостановлении государственной регистрации от 26 августа 2019 г. , сообщение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Павловской Н.Л. об отказе в государственной регистрации от 27 ноября 2019 г. , возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность обеспечить перевод на русский язык нотариально удостоверенного договора купли-продажи земельного участка от 24 июня 2010 г., реестровый номер , и зарегистрировать за ней ранее возникшее право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый в сроки, предусмотренные статьёй 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на основании соответствующего заявления от 15 августа 2019 г. и приложенных к нему документов.

В обоснование заявленных требований указала, что 15 августа 2019 г. её представителем в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было подано заявление о государственной регистрации ранее возникшего права на вышеуказанный земельный участок, приложив к нему копию нотариально удостоверенного договора купли-продажи земельного участка от 24 июня 2010 г., реестровый и государственный акт на право собственности на земельный участок от 1 июня 2010 г. . Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Павловской Н.Л. от 26 августа 2019 г. осуществление государственной регистрации было приостановлено в связи с тем, что документ, подтверждающий ранее возникшее право на представлен, кроме того, заявителем не выполнено требование по переводу представленного договора. В связи с истечением срока приостановления и не устранением приведённых в данном уведомлении причин, сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Павловской Н.Л. от 27 ноября 2019 г. административному истцу отказано в государственной регистрации прав на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». По мнению административного истца, вышеуказанные решения являются незаконными.

В своих возражениях на административное исковое заявления представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым указал, что представленный административным истцом договор купли-продажи земельного участка от 24 июня 2010 г. в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством Украины подлежал обязательной государственной регистрации. Вместе с тем, документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества за Терещенко Н.Д. на государственную регистрацию не представлено, на договоре отсутствуют отметки, подтверждающие государственную регистрацию права собственности.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 декабря 2019 г. административное исковое заявление Терещенко Н.Д. удовлетворено частично.

Признано незаконным приостановление государственной регистрации, изложенное в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 26 августа 2019 г.

Признан незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права собственности на объект: земельный участок, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, изложенный в сообщении от 27 ноября 2019 г. .

На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Терещенко Н.Д. от 15 августа 2019 г. о регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части требований – отказано.

С Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Терещенко Н.Д. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.

В апелляционной жалобе, поданной представителем Терещенко Н.Д. – Горбачевым П.А., ставится вопрос об отмене судебного акта в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ввиду нарушения норм материального права.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неверно установлено, что отсутствие перевода на русский язык нотариально удостоверенного договора купли-продажи земельного участка от 24 июня 2010 г., реестровый , не являлось основанием для приостановления, а в последующем и для отказа в осуществления государственной регистрации права. Согласно судебной практики, с целью восстановления и защиты нарушенных прав и законных интересов административного истца, на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым необходимо возложить обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

В апелляционной жалобе, поданной представителем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ставится вопрос об отмене судебного акта, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам административного дела.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Терещенко Н.Д. не зарегистрировала своё право собственности на земельный участок в органе, осуществляющем на тот момент государственную регистрацию прав, в связи с чем регистрация права собственности в Едином государственном реестре недвижимости невозможна без предоставления документа, подтверждающего ранее возникшее право собственности на данный земельный участок. Кроме того, государственным регистратором были направлены запросы нотариусам Вовченок С.А. и Мущеровой В.Е. для подтверждения факта удостоверения вышеуказанного договора. На момент принятия решения о приостановления государственной регистрации, ответы на запросы не поступили. В связи с истечением срока приостановления и не устранением административным истцом приведённых в данном уведомлении причин, сообщением от 27 ноября 2019 г. отказано в государственной регистрации прав на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В судебном заседании представитель Терещенко Н.Д. по нотариально удостоверенной доверенности от 19 июля 2019 г. Горбачев П.А. поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

Как усматривается из материалов административного дела, 24 июня 2010 г., на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи, реестровый , Терещенко Н.Д. приобретён земельный участок площадью 0,0474 га, который находится за пределами населённого пункта, <адрес>. Указанный договор зарегистрирован в государственном реестре сделок за .

Вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учёт и ему присвоен .

15 августа 2019 г. представитель Терещенко Н.Д. – Горбачев А.П. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, приложив к нему нотариально удостоверенный договор купли-продажи земельного участка от 24 июня 2010 г., реестровый , доверенность от 19 июля 2019 г., извлечение из Государственного реестра правообладателей от 24 июня 2010 г., государственный акта на право собственности на земельный участок от 1 июня 2010 г. и квитанцию от 15 августа 2019 г.

Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Павловской Н.Л. от 26 августа 2019 г. осуществление действий по государственной регистрации права собственности на вышеназванный земельный участок приостановлено до 25 ноября 2019 г. на основании пунктов 5, 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что заявителем не представлен документ, выданный органом, на тот момент осуществляющим государственную регистрацию права собственности на земельные участки, подтверждающий произведённую государственную регистрацию права. Таким образом, государственным регистратором сделан вывод, что Терещенко Н.Д. не зарегистрировала своё право собственности на земельный участок в органе, осуществляющем на тот момент государственную регистрацию прав, в связи с чем регистрация права собственности в Едином государственном реестре недвижимости невозможна без предоставления документа, подтверждающего ранее возникшее право собственности на данный земельный участок. Для осуществления государственной регистрации заявителю рекомендовано обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности совместно с продавцом, либо представить на государственную регистрацию документ, подтверждающий государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок (ранее возникшее право). Кроме того, государственным регистратором были направлены запросы нотариусам ФИО15 и ФИО16 для подтверждения факта удостоверения вышеуказанного договора.

В связи с истечением срока приостановления и не устранением приведённых в данном уведомлении причин, сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Павловской Н.Л. от 27 ноября 2019 г. административному истцу отказано в государственной регистрации прав на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Полагая, что вышеуказанные решения государственного регистратора являются незаконными, Терещенко Н.Д. обратилась в суд.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что нотариально удостоверенный договор купли-продажи земельного участка, с приложенным к нему государственным актом, выданным предыдущему собственнику, является достаточным основанием для регистрации права собственности административного истца на данный объект недвижимого имущества.

Судебная коллегия не может не согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», устанавливающим, что правовую основу государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).

Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

С указанной даты на территории вновь созданных субъектов Российской Федерации действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным выше Законом (часть 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

В силу прямого предписания статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Федеральный законодатель определил, что до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя нормативными правовыми актами названных субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, могут быть установлены особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав)..

Основания государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены статьёй 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Так, согласно пунктам 5, 7, 9 части 1 статьи 26 вышеуказанного Федерального закона, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

В соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Согласно части 4 статьи 8 названного Закона Республики Крым перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N 264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.

В соответствии с подпунктами 1, 18 пункта 1 Перечня документами, подтверждающими наличие ранее возникшего права на объект недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, является изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 г. являются, в т.ч. государственный акт на право собственности на землю (земельный участок), а также договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации.

Согласно пункту 3 Перечня, указанные в подпунктах 18, 23, 24 пункта 1 настоящего Перечня документы не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Из материалов административного дела следует, что при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, представителем Терещенко Н.Д. был представлен, в т.ч. нотариально удостоверенный договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка от 24 июня 2010 г., реестровый , а также государственный акт на право собственности ФИО11 (Продавца) на земельный участок от 1 июня 2010 г. .

Доказательств того, что вышеуказанный земельный участок относится к имуществу, указанному в части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», материалы административного дела не содержат и административным ответчиком не представлено.

Таким образом, вышеуказанный нотариально удостоверенный договор купли-продажи земельного участка от 24 июня 2010 г. в совокупности с государственным актом на право собственности ФИО11 (Продавца) на земельный участок от 1 июня 2010 г. , выданные на территории Республики Крым до её принятия в Российскую Федерацию, подтверждают ранее возникшее право Терещенко Н.Д. на объект недвижимого имущества – расположенный по адресу: <адрес>.

В связи с чем, с выводом государственного регистратора и доводами апелляционной жалобы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отсутствии у Терещенко Н.Д. зарегистрированного права, согласиться нельзя.

Приказом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 7 марта 2017 г. № П/47 утверждён Административный регламент Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Административный регламент).

Согласно подпункту 9 пункта 130 Административного регламента, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

В силу положений части 6 статьи 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» непредставление (несвоевременное предоставление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что заявитель не может нести ответственность за неполучение государственным регистратором ответа на межведомственный запрос от соответствующего органа.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики, неполучение ответчиком по состоянию на 26 августа 2018 г. ответов на межведомственные запросы, направленные нотариусам Вовченок С.А. и Мущеровой В.Е., не могло послужить основанием для приостановления осуществления государственной регистрации права собственности.

Как верно установлено судом первой инстанции, отсутствие перевода на русский язык нотариально удостоверенного договора купли-продажи земельного участка от 24 июня 2010 г., реестровый , не являлось основанием для приостановления, а в последующем и для отказа в осуществления государственной регистрации права.

Так, в силу части 6 статьи 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» в случае если документы, являющиеся основаниями государственной регистрации ранее возникшего права, ограничения права и обременения объекта недвижимого имущества либо осуществляемых одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, оформлены не на русском языке и заявителем по собственной инициативе не представлены документы, содержащие осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перевод таких документов на русский язык, исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, обеспечивает перевод на русский язык таких документов. Перевод на русский язык таких документов осуществляется уполномоченными на это должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, и заверяется подписью такого должностного лица и печатью данного органа. Нотариальное свидетельствование перевода таких документов на русский язык или подлинности подписи названного должностного лица, осуществившего перевод, не требуется. Документы, содержащие перевод названных документов, включаются в соответствующие реестровые дела.

Из материалов административного дела видно, что административный истец представила вместе с заявлением документы, необходимые для регистрации ее права собственности на земельный участок, законодательство Российской Федерации не устанавливает срок, в течение которого необходимо осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, следовательно, отсутствие регистрации права не земельный участок на основании договора купли-продажи, заключенного до присоединения Республики Крым к Российской Федерации, не имеет правового значения.

Статья 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определяет круг лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, устанавливая в части 3 субъектов обращения по вопросу государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, предусматривает, что при государственной регистрации нотариально не удостоверенного договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора необходимо заявление обеих сторон договора, если иное не установлено названным законом (пункт 3), либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки (пункт 5 в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ, вступившего в законную силу с 1 января 2017 г.).

Таким образом, нотариально удостоверенный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, с приложенным к нему государственным актом, выданным предыдущему собственнику, при указанных выше обстоятельствах является достаточным основанием для регистрации права административного истца на земельный участок.

В связи с чем, требования административного истца в части возложения на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный земельный участок, подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы представителя Терещенко Н.Д. – Горбачева П.А. заслуживают внимания.

Учитывая установление нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемыми решениями государственного регистратора, документальное подтверждение уплаты государственной пошлины в размере 300,00 руб. за подачу административного искового заявления в суд с требованиями неимущественного характера, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Терещенко Н.Д. судебные расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере.

Доводы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.

Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 декабря 2019 г. подлежит изменению.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу представителя Терещенко Натальи Дмитриевны – Горбачева Павла Александровича удовлетворить.

Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 декабря 2019 г. – изменить, возложив на Государственный комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности Терещенко Натальи Дмитриевны на земельный участок, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, на основании заявления её представителя Горбачева Павла Александровича от 15 августа 2019 г.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 декабря 2019 г. оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи З.И. Курапова

Е.Г. Павловский