ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2777/2023 от 21.12.2023 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Савинкина Е.В. УИД 11RS0005-01-2023-002815-53

(дело № 2а-2777/2023) дело № 33а-10660/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Соболева В.М.,

судей Колесниковой Д.А., Колосовой Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре Республики Коми 21 декабря 2023 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца Медникова А.Ю. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 3 июля 2023 года и частной жалобе Медникова А.Ю. на определение Ухтинского городского суда Республики Коми от 3 июля 2023 года о прекращении производства по административному делу по административному исковому заявлению Медникова А.Ю. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании бездействий незаконными, взыскании денежной компенсации, возложении обязанности провести реабилитационные мероприятия, предоставить услуги.

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Колосовой Н.Е., объяснения административного истца Медникова А.Ю., судебная коллегия по административным делам

установила:

Медников А.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным бездействия по необеспечению его надлежащими условиями содержания в период с 22 июня 2018 года по настоящее время, а также всеми мероприятиями, услугами и техническими средствами реабилитации в период с 29 июня 2021 года по настоящее время, признании нарушенными его прав, предусмотренных ст.7 УК РФ, ст.21, ч.4 ст.29 Конституции РФ, ст.91,94 УИК РФ, Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ, ст.9,19, 21 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, возложении обязанности провести все реабилитационные и абилитационные мероприятия, предоставить услуги и возможности использования технических средств реабилитации указанных в ИПРА №650.12.11/2021, взыскании денежной компенсации в размере 150 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом по слуху, в соответствии с ИПРА от 28 июня 2021 года ему требуется реабилитационные мероприятия: социально-средовая, социально-психологическая, социально-культурная, социально-бытовая и технические средства реабилитации: сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю не менее 80 см, телефонное устройство с функцией видеосвязи с навигацией с текстовым выходом, услуги по переводу русского жестового языка. Утвержденным в исправительной колонии распорядком дня предусмотрено время для проведения реабилитационных мероприятий по одному часу в день, однако эти мероприятия не проведены. Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 23 июня 2022 года по административному делу № 2а-2332/2022 на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить его техническими средствами реабилитации. Вопреки решению суда, он этими средствами реабилитации не обеспечен.

В качестве соответчиков судом привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России.

Определением суда от 3 июля 2023 года производство по делу в части исковых требований Медникова А.Ю. о возложении обязанности провести все реабилитационные и абилитационные мероприятия, предоставить услуги и возможности использования технических средств реабилитации указанных в ИПРА №650.12.11/2021 прекращено.

Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 3 июля 2023 года отказано в удовлетворении исковых требований Медникова А.Ю. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в части необеспечения надлежащими условиями содержания в период с 22.06.2018 по настоящее время и необеспечения его всеми мероприятиями, услугами и техническими средствами реабилитации в период с 29.06.2021 по настоящее время, признании нарушенными его права, предусмотренные ст.7 УК РФ, ст.21, ч.4 ст.29 Конституции РФ, ст.91,94 УИК РФ, Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ, ст.9,19, 21 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, взыскании денежной компенсации в размере 150 000 рублей.

В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми Медниковым А.Ю. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и прекращении производства по делу, возвращении административного искового заявления с приложенными документами, так как имеется вступившее вы законную силу, но не исполненное решение суда от 23 июня 2022 года, оспаривает выводы суда о том, что обеспечение слуховым аппаратом является достаточным для просмотра телевизора с другими осужденными, в связи с чем он не нуждается в иных средствах реабилитации, таких как сигнализатор звука, телефон с текстовым выходом и телевизор с телетекстом. Ссылаясь на положения Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 22 сентября 2015 г. N 222 "Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях", указывает, что администрация исправительного учреждения обязана не только обеспечить осужденного техническими средствами реабилитации, но и условия для их использования. Полагает, что ПВР ИУ не содержит положений, запрещающих осужденному-инвалиду пользоваться средствами реабилитации. Кроме того, приводит доводы о том, что суд, в нарушение положений ст. 16 ч. 2 и ст. 64 КАС РФ, фактически преодолел предыдущее решение суда по аналогичному спору и принял противоположное решение.

В частной жалобе Медников А.Ю. оспаривает выводы суда о наличии оснований для прекращения производства по делу в части возложения обязанности провести все реабилитационные и абилитационные мероприятия, предоставить услуги и возможности использования технических средств реабилитации указанных в ИПРА, так как он не в полном объеме обеспечен средствами реабилитации.

Административный истец Медников А.Ю., участвуя в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования системы видеоконференц-связи, от административного иска отказался в полном объеме, полагал производство по делу подлежащим прекращению в полном объеме.

Иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, извещены о месте, дате и времени слушания дела надлежащим образом.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Согласно части 2 статьи 304 названного кодекса при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Судебная коллегия не находит оснований для непринятия отказа административного истца Медникова А.Ю. от заявленного иска, поскольку такой отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В связи с изложенным, судебная коллегия считает необходимым принять отказ от административного иска и отменить решение и определение суда, прекратив производство по делу.

Руководствуясь статьей 46, 157, 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение и определение Ухтинского городского суда Республики Коми от 3 июля 2023 года отменить.

Принять отказ Медникова А.Ю. от административного иска к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании бездействий незаконными, взыскании денежной компенсации, возложении обязанности провести реабилитационные мероприятия, предоставить услуги.

Прекратить производство по делу по административному иску Медникова А.Ю. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании бездействий незаконными, взыскании денежной компенсации, возложении обязанности провести реабилитационные мероприятия, предоставить услуги.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось.

Мотивированное апелляционное определение составлено 22.12.2023.

Председательствующий -

Судьи -