ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-279/2022 от 08.06.2022 Рязанского областного суда (Рязанская область)

дело №2а-279/2022

УИД 62RS0005-01-2021-002325-22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Воейкова А.А.,

судей Никишиной Н.В., Логвина В.Н.,

при секретаре Поповой Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти и возложении обязанности по исполнению требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ, по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области на решение Рязанского районного суда Рязанской области от 01 февраля 2022 года, которым административные исковые требованияРршолор удовлетворены.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Логвина В.Н., объяснения представителя административного ответчика Королева С.В., помощников прокурора Рязанской области Воробьевой В.А. и Стромаковой Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Рязанского района Рязанской области Веселов М.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование, что прокуратурой района при осуществлении надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установлено, что автомобильная дорога от автодороги «Рязань-Пронск-Скопин» подъезд к д.Аксиньино Рязанского района Рязанской области является бесхозяйной, не имеет собственника и балансодержателя, что препятствует выделению денежных средств на её содержание и ремонт.

Согласно пункту 2 «Критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения» (утв. Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 №184) автомобильными дорогами общего пользования межмуниципального значения, в том числе, являются автомобильные дороги, являющиеся подъездами от автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения к населённым пунктам с постоянно проживающим населением.

Автомобильная дорога «Рязань-Пронск-Скопин» (12+210 – 29+900) идентификационный ОП РЗ 61К-005, протяжённостью 17,7 км, в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, является автомобильной дорогой регионального значения Рязанской области, проходящей по территории Рязанского района.

По данным администрации МО - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в д.Аксиньино зарегистрировано 3 человека.

Поскольку автомобильная дорога «Рязань-Пронск-Скопин» подъезд к д.Аксиньино Рязанского района Рязанской области подпадает под вышеназванные критерии автомобильных дорог межмуниципального значения, она подлежит включению в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области.

Согласно пункту 1 части 1 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (утв. Постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 №7), Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Как следует из раздела III указанного Положения, Министерство осуществляет подготовку предложений Правительству Рязанской области по утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования, перечня автомобильных дорог необщего пользования.

Ссылаясь на нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное движение по дорогам, заместитель прокурора Рязанского района Рязанской области просил суд признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по направлению в Правительство Рязанской области предложения о включении автомобильной дороги от автомобильной дороги «Рязань-Пронск-Скопин» подъезд к д.Аксиньино Рязанского района Рязанской области в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области», а также обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить в Правительство Рязанской области предложение о включении автомобильной дороги от автомобильной дороги «Рязань-Пронск-Скопин» подъезд к д.Аксиньино Рязанского района Рязанской области в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области».

01.02.2022 Рязанский районный суд Рязанской области принял решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В апелляционной жалобе Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, в котором определить разумный срок исполнения решения суда. Указывает, что судом не учтен аргумент административного ответчика о том, что в Рязанском районе Рязанской области отсутствует автомобильная дорога: подъезд к д. Аксиньино от автодороги «Рязань-Пронск-Скопин». Также считает, что судом не дана оценка его доводам о том, что на приведенных земельных участках (названных как автомобильная автодорога: подъезд к д. Аксиньино от автодороги «Рязань-Пронск-Скопин») не выполняется ни одного требования, установленного законодательством Российской Федерации для определения такого объекта капитального строительства, как автомобильная автодорога. Так называемая автомобильная дорога не поставлена на кадастровый учет, как и земельный участок в границах полосы отвода.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Рязанского района Рязанской области Хижняк Р.Ю. просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Королев С.В. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Помощник прокурора Рязанской области Стромакова Е.А. в судебном заседании пояснила, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с непривлечением к участию в деле АО «Павловское», по земельным участкам которого проходит автомобильная дорога подъезд к д. Аксиньино от автодороги «Рязань-Пронск-Скопин».

На основании части 2 статьи 150 и части 1 статьи 307 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

В силу пункта 3 статьи 309, пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Как следует из материалов дела и установлено судом, автомобильная дорога «Рязань-Пронск-Скопин» (12+210 – 29+900) идентификационный , протяжённостью 17,7 км, является автомобильной дорогой регионального значения, проходящей по территории Рязанского района, включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области, утверждённый постановлением Правительства Рязанской области от 17.11.2010 года.

В д. Аксиньино Рязанского района Рязанской области имеется постоянно проживающее население.

Отделением ГИБДД ОМВД России по Рязанскому району составлены акты выявленных недостатков, представлена информация о том, что автомобильная дорога подъезд к д. Аксиньино Рязанского района Рязанской области от автодороги «Рязань-Пронск-Скопин» является бесхозяйной, ее состояние не соответствует требованиям действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения. Данная автомобильная дорога не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области.

Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (часть 1 статьи 5).

Судебной коллегией установлено, что по общедоступным данным Публичной кадастровой карты и согласно выпискам из ЕГРН от 25.01.2022 (л.д.51-119) единственный подъезд к д. проходит по земельным участкам сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: , , , находящимся в собственности Акционерного общества «Павловское».

На данное обстоятельство административный ответчик ссылался в своих возражениях при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 N 184 утверждены Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения (далее также - Критерии), а также Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров.

В соответствии с пунктом 2 Критериев автомобильными дорогами общего пользования межмуниципального значения, в том числе являются автомобильные дороги, являющиеся подъездами от автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения к населенным пунктам с постоянно проживающим населением.

Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации) (часть 6 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве (часть 11 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Частью 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности; полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацам 1, 2, 3 подпункта 1 пункта 1 раздела III Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 N 7 (в ред. от 28.12.2021 г.) данное Министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Рязанской области по утверждению критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования, перечня автомобильных дорог необщего пользования.

Из анализа указанных норм следует, что осуществление полномочий Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области по подготовке предложений Правительству Рязанской области по утверждению критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и по утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования, перечня автомобильных дорог необщего пользования, предопределяет разрешение последующих вопросов по передаче автомобильной дороги в собственность субъекта.

Согласно статье 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются стороны, заинтересованные лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик (часть 1 статьи 38 КАС РФ).

Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. О вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле или об отказе в этом судом выносится определение (статья 47 КАС РФ).

Согласно пункту 3 части 3 статьи 135 КАС РФ одной из задач суда при подготовке дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Вместе с тем, административный спор рассмотрен и разрешен судом без учета вышеизложенных норм материального и процессуального права.

Правительство Рязанской области и Акционерное общество «Павловское», права и обязанности которых явно могут быть затронуты при разрешении административного дела, к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц не привлекались, в их адрес не направлялись копии административного иска и извещения о дате, времени и месте слушания дела; позиция по существу спора судом не выяснялась.

Судебная коллегия полагает, что вопреки требованиям пункта 3 части 3 статьи 135 КАС РФ суд первой инстанции не выполнил надлежащим образом подготовку дела к судебному разбирательству, не разрешил вопрос о составе лиц, участвующих в деле.

Допущенные судом первой инстанции нарушения процессуального закона судебная коллегия признает существенными, поскольку они не позволили гарантировать соблюдение одного из принципов административного судопроизводства, закрепленного в части 7 статьи 6 КАС РФ - состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

В результате рассмотрения дела в отсутствие не привлеченных к участию лиц, последние были лишены возможности участвовать в судебном разбирательстве, реализовывать свои права, предусмотренные статьей 45 КАС РФ, представить доказательства в опровержение доводов, указанных в административном исковом заявлении.

Учитывая изложенное, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене, а административное дело в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит правильно определить круг лиц, участвующих в деле, провести надлежащую подготовку дела к судебному разбирательству, дать оценку представленным сторонами доказательствам, всем доводам участвующих в деле лиц, и принять законное решение по заявленным требованиям с соблюдением положений статей 178, 227 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рязанского районного суда Рязанской области от 01 февраля 2022 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий-

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 июня 2022 года.