ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-13753/2022 (2а-2801/2020)
г. Уфа 31 августа 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Багаутдиновой А.Р.
при секретаре судебного заседания Ширшовой Э.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Республике Башкортостан к Ибраеву РА о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по апелляционной жалобе Ибраева РА на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Багаутдиновой А.Р., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 27 по Республике Башкортостан (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан) обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то обстоятельство, что Ибраев Р.А., являясь собственником транспортного средства, в установленный законом срок не оплатил транспортный налог за 2015, 2016, 2017, 2018 годы, в связи с чем ему были начислены пени.
В связи с изложенным в административном иске налоговый орган просил взыскать с Ибраева Р.А. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 750 рублей, за 2016 год –750 рублей, за 2017 год – 750 рублей, за 2018 год – 750 рублей, пени по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017, 2018 годы – 283,81 рублей, в том числе за 2015 год в размере 16,75 рублей, за 2016 год – 110,57 рублей, за 2017 год – 42,20 рублей, за 2018 год – 11,31 рублей, а также по требованию № 4435 от 27 ноября 2016 года в размере 102,98 рублей.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 декабря 2020 года, принятым по правилам главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан удовлетворены в полном объеме. С Ибраева Р.А. в доход федерального бюджета также взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда, Ибраев Р.А. обратился с апелляционной жалобой, указывая на то обстоятельство, что 28 января 2016 года решением Арбитражного суда Республики Башкортостан он признан несостоятельным (банкротом), все его имущество, в том числе жилой дом, реализованы с торгов конкурсным управляющим, в связи с чем административным ответчиком не были получены требования об уплате налога.
В соответствии с положениями части 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы на данное решение суда первой инстанции осуществляется судьей единолично.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзацу 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принудительное взыскание имущественных налогов и пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно пункту 3 той же статьи требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по данным регистрационного органа ГИБДД в период с 2015 года по 2020 год Ибраев Р.А. являлся собственником транспортного средства ..., в связи с чем налоговым органом в его адрес были направлены налоговые уведомления:
- № ... от 12 сентября 2016 года о необходимости уплаты транспортного налога за налоговый период 2015 года (л.д. 6-7),
- № ... от 20 сентября 2017 года о необходимости уплаты транспортного налога за налоговый период 2016 года (л.д. 8-9),
- № ... от 19 августа 2018 года о необходимости уплаты транспортного налога за налоговый период 2017 года (л.д. 10-11),
- № ... от 22 августа 2019 года о необходимости уплаты транспортного налога за налоговый период 2018 года (л.д. 12-13).
В связи с неуплатой транспортного налога в установленные законом сроки в адрес налогоплательщика направлены требования:
- № ... от 07 февраля 2017 года о необходимости уплаты в срок до 28 марта 2017 года задолженности по транспортному налогу и пени за 2015 год и пени в общей сумме 766,75 рублей (л.д. 18-19);
- № ... от 21 февраля 2018 года о необходимости уплаты в срок до 27 марта 2018 года задолженности по транспортному налогу и пени за 2016 год и пени в общей сумме 765,84 рублей (л.д. 21-22);
- № ... от 30 января 2019 года о необходимости уплаты в срок до 26 марта 2019 года задолженности по транспортному налогу и пени за 2017 год в общей сумме 760,96 рублей (л.д. 24-25);
- № ... от 11 июля 2019 года о необходимости уплаты в срок до 06 ноября 2019 года пени по транспортному налогу в общей сумме 125,97 рублей (л.д. 27-28);
- № ... от 13 февраля 2020 года о необходимости уплаты в срок до 26 марта 2020 года задолженности по транспортному налогу и пени в общей сумме 761,31 рублей (л.д. 30-31).
Поскольку сумма задолженности по транспортному налогу и пени, подлежащая взысканию с Ибраева Р.А., превысила 3 000 рублей при направлении ответчику требования № 352285 от 13 февраля 2020 года, которым был установлен срок уплаты задолженности до 26 марта 2020 года, срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа в силу абзаца второго пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации истекал 26 сентября 2020 года (26 марта 2020 года + 6 месяцев).
05 июня 2020 года по заявлению налогового органа, поданному в установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок, мировым судьей судебного участка № 6 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан был вынесен судебный приказ о взыскании с Ибраева Р.А. указанной выше задолженности. Определением того же мирового судьи от 04 сентября 2020 года судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений относительно порядка его исполнения.
С настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан обратилась в суд 19 октября 2020 года, то есть в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя административные исковые требования налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо доказательств по исполнению административным ответчиком обязанности по уплате налога суду не представлено.
Судебная коллегия с решением суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации возникновение обязанности по уплате налога связывается с наличием объекта налогообложения.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Из материалов дела следует, что транспортное средство ..., на которое начислены заявленные ко взысканию суммы транспортного налога и пени, было утилизировано Ибраевым Р.А. 01 августа 2017 года и прекратило свое существование в качестве объекта налогообложения, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для взыскания с административного ответчика транспортного налога за период с 01 августа 2017 года и начисленных на них пени.
При этом несвоевременное исполнение административным ответчиком обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета (в сентябре 2020 года) не может служить основанием для возложения на него обязанности по уплате транспортного налога, поскольку обязанность по уплате имущественного налога обусловлена наличием у налогоплательщика объекта налогообложения.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции о полном удовлетворении заявленных налоговым органом требований подлежит отмене с вынесением нового решения о взыскании с Ибраева Р.А. недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 750 рублей, за 2016 год – 750 рублей, за 2017 год – 437,50 рублей (750 рублей / 12 месяцев х 7 месяцев владения имуществом), пени по транспортному налогу за 2015 год – 16,75 рублей, за 2016 год – 15,84 рублей, за 2017 год – 6,39 рублей (437,50 рублей х 7,5% х 13 дней / 300 = 1,42 рублей) + (437,50 рублей х 7,75% х 44 дня / 300 = 4,97 рублей).
При этом судебная коллегия не находит оснований для взыскания с административного ответчика пени в сумме 102,98 рублей, включенных в требование № 4435 от 27 ноября 2016 года, поскольку они начислены на сумму недоимки, образовавшуюся до 01 января 2015 года, и в силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются безнадежными ко взысканию и подлежащими списанию.
В то же время судебная коллегия не находит оснований для освобождения административного ответчика от уплаты транспортного налога за указанный налоговый период в связи с введением в отношении него процедуры банкротства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что определением от 05 марта 2014 года заявление ИП Ибраева Р.А. о признании несостоятельным (банкротом) принято к производству Арбитражного Суда Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от 25 августа 2014 года (дело № ...) ИП Ибраев Р.А. признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство; определением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от 28 января 2016 года конкурсное производство завершено.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
По смыслу вышеназванных разъяснений, для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу.
Установив вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания недоимки по транспортному налогу за налоговые периоды 2015 - 2017 года, являющейся текущей задолженностью по обязательным платежам, поскольку заявленная ко взысканию в настоящем административном деле задолженность по уплате транспортного налога и пени возникла у административного ответчика 31 декабря 2014 года, после даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (05 марта 2014 года).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 декабря 2020 года отменить и принять по делу новое решение о частичном удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Республике Башкортостан.
Взыскать с Ибраева РА задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 750 рублей, за 2016 год – 750 рублей, за 2017 год – 437,50 рублей, пени по транспортному налогу за 2015 год – 16,75 рублей, за 2016 год – 15,84 рублей, за 2017 год – 6,39 рублей.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Республике Башкортостан отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий А.Р. Багаутдинова
Справка: судья Гиниятова А.А.
Мотивированное апелляционное определение составлено 08 сентября 2022 года.