Судья Саматова Д.И. УИД 16RS0050-01-2020-004831-80 Дело №2а-2809/2020 Дело №33а-12981/2020 Учет № 192а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 9 октября 2020 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Сибгатуллиной Л.И., судей Куляпина Д.Н., Гафиятуллина Ш.Ш., при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе Хасанова Шамиля Камилевича на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан суда от 16 июня 2020 года, которым постановлено: административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан к Шамилю Камилевичу Хасанову о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить. Взыскать с Шамиля Камилевича Хасанова в доход соответствующего бюджета в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан налоговую задолженность по транспортному налогу за 2017 года и пени в размере 4 332 рублей 42 копеек. Взыскать с Шамиля Камилевича Хасанова в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 400 рублей. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Хасанова Ш.К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан Исмаева А.В., высказавшегося против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия установила: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан (далее – межрайонная ИФНС России №4 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Хасанову Ш.К. о взыскании с него недоимки по транспортному налогу и пени. В обоснование требований указано, что Хасанов Ш.К. в 2017 году являлся собственником автотранспортного средства KIA CERATO, и соответственно административный ответчик является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом было направлено уведомление с указанием на необходимость уплаты налога в срок не позднее 3 декабря 2018 года. 20 сентября 2019 года мировым судьей судебного участка №6 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу в размере 4 270 руб., пени по состоянию на 30 января 2019 год в размере 62,42 руб. 1 октября 2019 года определением мирового судьи судебный приказ отменен. Суммы налога и пени, указанные в заявлении о выдаче судебного приказа, до настоящего времени не уплачены. Административный истец просил взыскать с Хасанова Ш.К. недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 4 270 руб. и пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 62,42 руб. за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года. Суд принял решение в вышеприведенной формулировке. В апелляционной жалобе Хасанова Ш.К. ставится вопрос об отмене решения суда от 16 июня 2020 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. Указывается, что срок для обращения в суд с административным исковым заявлением пропущен административным истцом по неуважительной причине. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене. На основании части статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Положениями статьи 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а в силу статьи 75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога может быть начислена пеня. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 НК РФ). Из материалов дела видно, что в 2017 году за административным ответчиком было зарегистрировано транспортное средство автомобиль KIA CERATO с государственным регистрационным знаком Е440ХХ/116. Соответственно Хасанов Ш.К. являлся плательщиком транспортного налога. 24 августа 2018 года межрайонной ИФНС России №4 по Республике Татарстан административному ответчику направлено налоговое уведомление №68332293 об уплате транспортного налога в размере 4 270 руб. сроком уплаты не позднее 3 декабря 2018 года. 15 февраля 2019 года межрайонной ИФНС России №4 по Республике Татарстан Хасанову Ш.К. направлено требование по состоянию на 30 января 2019 года об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 4 270 руб. и пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 62,42 руб. сроком уплаты до 18 марта 2019 года. Обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год и об уплате пени по транспортному налогу административным ответчиком не исполнена. Обстоятельство направления административным истцом административному ответчику налоговых уведомлений и требования об уплате налога, пени, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из неисполнения административным ответчиком как налогоплательщиком своей конституционной обязанности по своевременной и полной уплате законно установленных налогов, расценил доводы административного истца о пропуске установленного законом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением как состоятельные, и с учетом данных обстоятельств пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска. При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства. Абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ). Пунктом 1 Указа Президента РФ от 25 марта 2020 №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Федеральным органам государственной власти предписано определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих с 30 марта по 3 апреля 2020 года функционирование этих органов (пункт 3). Аналогичные положения предусмотрены также и пунктом 6 Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которым федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами предписано определить численность соответственно федеральных государственных служащих, работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 года включительно функционирование этих органов. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в разделе II Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года №206 и от 2 апреля 2020 года №239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским кодексом РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса РФ. Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента Российской Федерации. Кроме того, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности). Помимо этого, дополнительные ограничительные меры по передвижению по территории, определению круга хозяйствующих субъектов, деятельность которых приостанавливается, могут вводиться на уровне субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 года №239). Равным образом, в сложившейся ситуации необходимо учитывать, что в ряде случаев в дни, объявленные Указами Президента Российской Федерации нерабочими, препятствия к исполнению обязательства могут отсутствовать, а в ряде случаев - такое исполнение полностью невозможно. Решение суда принято без учета указанных положений закона и разъяснений. Как следует из материалов дела, 20 сентября 2019 года мировым судьей судебного участка №6 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 4 270 руб. и пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 62,42 руб. Определением мирового судьи от 1 октября 2019 года судебный приказ отменен в связи с возражениями должника Хасанова Ш.К. Соответственно шестимесячный срок для обращения в суд административным исковым заявлением по данному делу истек 1 апреля 2020 года. С административным исковым заявлением налоговый обратился в суд 20 апреля 2020 года, то есть с пропуском установленного законом срока для обращения в суд. Из объяснений представителя административного истца в настоящем судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что межрайонная ИФНС России №4 по Республике Татарстан свою работу в период действия вышеназванных Указов Президент Российской Федерации не прерывала. При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что причины пропуска административным истцом установленного законом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением не могут быть расценены как уважительные, и довод о том, что по состоянию на 30 марта 2020 года, когда впервые были введены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), до истечения установленного законом срока для обращения в суд оставалось лишь три дня, являются состоятельными. Заслуживает внимания также и довод апелляционной жалобы о том, что административное исковое заявление тем не менее было направлено административным истцом в суд 30 апреля 2020 года, то есть в период действия Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №239. С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. Согласно пункту 3 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела. В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение. Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан суда от 16 июня 2020 года по данному административному делу отменить и принять по делу новое решение. В удовлетворении административного искового заявления межрайонной ИФНС России №4 по Республике Татарстан к Хасанову Шамилю Камилевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 4 270 руб. и пени по транспортному налогу за 2017 года за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 62,42 руб. отказать. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия; на него может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Председательствующий Судьи Мотивированное апелляционное определение составлено 12 октября 2020 года |