ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-281/19 от 30.06.2020 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а-2220/2020 (2 инстанция)

Дело № 2а-281/2019 (1 инстанция)

Докладчик Кирюшина О.А.

Судья Макаров О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Владимирского областного суда Кирюшина О.А., рассмотрев без проведения судебного заседания в городе Владимире **** представление **** межрайонного прокурора Лёвина М.С. на определение судьи Кольчугинского городского суда **** от ****,

УСТАНОВИЛ:

**** администрация **** обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Кольчугинского городского суда **** от ****, на срок до ****.

В обоснование указано, что решение суда не может быть исполнено в установленный срок ввиду отсутствия финансовых средств на эти цели. После вступления в законную силу решения суда произошли изменения федеральных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к антитеррористической защищенности объектов образования, что повлекло увеличение затрат на выполнение задач. Решением Совета народных депутатов **** от ******** утвержден районный бюджет на **** года и плановый период **** и **** годов. Расходы на исполнение судебного решения в бюджете на **** год не запланированы в связи с отсутствием источников исполнения данных расходных обязательств. Привлечение дополнительных кредитных средств в объеме, достаточном для исполнения решения суда невозможно, в связи с действующими ограничениями по имеющимся кредитным договорам. **** подготовлено письмо в Департамент образования администрации **** о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования **** на реализацию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций. Исполнение решения суда возможно в период **** годов.

Представитель администрации **** в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие.

Помощник **** межрайонного прокурора в судебном заседании полагал заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку заявителем не приняты необходимые меры для исполнения решения суда в срок, отсутствие необходимого финансирования не освобождает от исполнения возложенных законом обязательств.

Представитель МБДОУ «Детский сад **** «****» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие.

Судебный пристав-исполнитель ОСП **** УФССП России по ****, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном заявлении начальник ОСП **** просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОСП.

Определением Кольчугинского городского суда **** от **** администрации **** предоставлена отсрочка исполнения решения Кольчугинского городского суда **** от **** по административному делу № **** по административному исковому заявлению **** межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации **** о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, на срок до ****.

В представлении **** межрайонный прокурор просит отменить определение, полагая его незаконным, указывая, что перечисленные администрацией **** обстоятельства для предоставления отсрочки не являются исключительными, позволяющими предоставить отсрочку исполнения судебного акта, как, и не представлено доказательств невозможности исполнения решения суда. Предоставление администрации **** отсрочки не соответствует принципу рассмотрения дела в разумный срок и является необоснованным затягиванием исполнения решения суда.

В соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется в апелляционном порядке судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания в сроки, установленные ст. 305 настоящего Кодекса.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Согласно ч.1 ст. 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от **** № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

Судом установлено, что решением Кольчугинского городского суда **** от ****, вступившим в законную силу ****, признано незаконным бездействие администрации ****, выразившееся в не финансировании мероприятий, отраженных в приложении **** к паспорту безопасности МБДОУ «Детский сад **** «****», осуществляющего свою деятельность в здании, расположенном по адресу: ****, а именно на:

- установку дополнительных внутренних и наружных камер видеонаблюдения (п.1 приложения **** к паспорту безопасности);

- установку системы контроля и управления допуска в здании дошкольного образовательного учреждения (п.2 приложения **** к паспорту безопасности);

- оборудование мест вероятного проникновения на объект охранной сигнализацией (п.4 приложения **** к паспорту безопасности);

- оборудование объекта системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновения ЧС (п.5 приложения **** к паспорту безопасности).

В здании, расположенном по адресу: ****, а именно на:

- установку дополнительных внутренних и наружных камер видеонаблюдения (п.1 приложения **** к паспорту безопасности);

- установку системы контроля и управления допуска в здании дошкольного образовательного учреждения (п.2 приложения **** к паспорту безопасности);

- оборудование мест вероятного проникновения на объект охранной сигнализацией (п.4 приложения **** к паспорту безопасности);

- оборудование объекта системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновения ЧС (п.5 приложения **** к паспорту безопасности).

Указанным судебным актом на администрацию **** возложена обязанность в срок до **** выделить денежные средства на выполнение вышеперечисленных мероприятий, отраженных в приложении **** к паспорту безопасности МБДОУ «Детский сад **** «****», осуществляющего свою деятельность в зданиях, расположенных по адресам: ****.

Удовлетворяя заявление администрации **** об отсрочке, суд первой инстанции исходил из того, что администраций **** произведен комплекс мер, направленных на исполнение решения суда, в частности решением Совета народных депутатов **** от **** внесены изменения в решение Совета народных депутатов **** от **** «Об утверждении районного бюджета на **** год и плановый период **** и **** годов», составлена справка № **** об изменении сводной бюджетной росписи бюджетных ассигнований по расходам и лимитов бюджетных обязательств (об увеличении денежных средств на выполнение антитеррористических мероприятий во исполнение судебных решений); в адрес Департамента образования администрации ******** направлено письмо о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций ****, на которое получен положительный ответ о планируемом выделении средств субсидий из областного бюджета и о возможном направлении субсидий на реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, то есть имеются объективные препятствия для исполнения судебного акта в установленный срок.

Оснований не согласиться с такими выводами судьи не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (ч. 1 ст. 358 КАС РФ).

Аналогичные положения закреплены в положениях ст. 37 Федерального закона № 229-ФЗ.

Как следует из разъяснений, содержавшихся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ******** «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от **** № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ, ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

В качестве обоснования просьбы о предоставлении отсрочки исполнения решения суда администрация **** указывает, что решением Совета народных депутатов **** от **** внесены изменения в решение Совета народных депутатов **** от **** «Об утверждении районного бюджета на **** год и плановый период **** и **** годов», составлена справка № **** об изменении сводной бюджетной росписи бюджетных ассигнований по расходам и лимитов бюджетных обязательств (об увеличении денежных средств на выполнение антитеррористических мероприятий во исполнение судебных решений); в адрес Департамента образования администрации ******** направлено письмо о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций ****, на которое получен положительный ответ о планируемом выделении средств субсидий из областного бюджета и о возможном направлении субсидий на реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. В **** году исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку отсутствует достаточное финансирование.

При рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд первой инстанции обоснованно указал на то, что учитывая порядок выделения денежных средств, необходимость обеспечения реального исполнения судебного акта имеются исключительные обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда, отсрочка исполнения решения суда не нарушает прав другой стороны на исполнение решения суда в разумные сроки.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда, изложенным в обжалуемом определении, поскольку исходя из баланса прав и законных интересов взыскателя и должника, учитывая, что исполнение решения суда в настоящий момент по объективным причинам не представляется возможным, поскольку внесение изменений в нормативные правовые акты является строго регламентированной процедурой, зависящей не от собственной воли должника, а основанной на нормативных правовых актах более высокой силы и не может носить произвольного характера.

При таких обстоятельствах, имеются исключительные обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда, отсрочка исполнения решения суда не нарушает прав другой стороны на исполнение решения суда в разумные сроки.

Вопреки доводам представления прокурора, администрацией **** до истечения срока, определенного в решении суда принимались меры к исполнению решения суда, в частности, в адрес Департамента образования администрации ******** направлялись документы о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций ****, в ответ Департамент сообщил о планируемом выделении средств субсидий из областного бюджета и о возможном направлении субсидий на реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

Таким образом, определение суда о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения является законным и обоснованным, не подлежит отмене, в том числе по доводам частной жалобы, которые выводов суда не опровергают.

Руководствуясь статьей 315- 317 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Кольчугинского городского суда **** от **** оставить без изменения, представление **** межрайонного прокурора – без удовлетворения.

Судья О.А. Кирюшина