ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-282/2022 от 31.08.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-5059/2022

(№ 2а-282/2022)

Строка 3.026

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2022 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего – судьи Доровских И.А.,

судей Калугиной С.В., Меремьянина Р.В.

при секретаре Батуркиной О.О.,

с участием прокурора Савельевой С.А.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению губернатора Воронежской области к Совету народных депутатов городского поселения-город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействие Совета народных депутатов городского поселения город Семилуки, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий, удалении в отставку главы городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, председателя Совета народных депутатов Шевелюхина А.С. в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 03 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1, 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» и возложении обязанности на Совет народных депутатов городского поселения – город Семилуки на ближайшем со дня вынесения решения суда заседании Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки принять решение о досрочном прекращении полномочий, удалении в отставку главы городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, председателя Совета народных депутатов Шевелюхина А.С. по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 03 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», по апелляционным жалобам Шевелюхина А.С. и председателя Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Шевелюхина А.С. на решение Семилукского районного суда Воронежской области от 20 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Доровских И.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителя Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Свистова Ю.А., представителя административного ответчика Шевелюхина А.С. – Ковалева А.В., представителей административного истца губернатора Воронежской области – Глухову М.В., Пигунова В.В., Семёнову Н.Н., прокурора отдела Воронежской областной прокуратуры Савельеву С.А., судебная коллегия,

(судья районного суда Енин М.С.)

У С Т А Н О В И Л А:

Губернатор Воронежской области обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом принятых уточнений к Совету народных депутатов городского поселения-город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействие Совета народных депутатов городского поселения город Семилуки, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий, удалении в отставку главы городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, председателя Совета народных депутатов Шевелюхина А.С. в соответствии с п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 03 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1, 2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и возложении обязанности на Совет народных депутатов городского поселения – город Семилукина ближайшем со дня вынесения решения суда заседании Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки принять решение о досрочном прекращении полномочий, удалении в отставку главы городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, председателя Совета народных депутатов Шевелюхина А.С. по основаниям, предусмотренным п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 03 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».

Административные исковые требования мотивированы тем, что решением Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 20.01.2022 отклонено обращение губернатора Воронежской области от 23.12.2021 об удалении главы городского поселения - город Семилуки, председателя Совета народных депутатов Шевелюхина А.С. в отставку.

Данное решение, которым отклонена инициатива губернатора Воронежской области об удалении в отставку главы поселения по основанию, предусмотренному п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по мнению административного истца, принято с нарушением федерального законодательства, прав и законных интересов административного истца.

На территории Воронежской области порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядок проверки достоверности и полноты указанных сведений, соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции установлены Законом Воронежской области от 02.06.2017 № 45-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение отдельных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, и лицами, замещающими указанные должности в органах местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Пунктом 2 Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, за исключением кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, должности муниципальной службы - главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности, должность муниципальной службы - главы местной администрации по контракту в муниципальных образованиях Воронежской области, предусмотренного Законом №45-ОЗ, установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности, соблюдения ими требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, осуществляется по решению губернатора Воронежской области гражданскими служащими структурного подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства Воронежской области.

В Воронежской области полномочия такого органа в соответствии с указом губернатора Воронежской области от 25.04.2016 № 137-у возложены на Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства Воронежской области.

В соответствии с распоряжением губернатора Воронежской области от 28.06.2021 № 35-рг Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства Воронежской области в отношении главы городского поселения - город Семилуки, председателя Совета народных депутатов Шевелюхина А.С. проведена проверка: достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Законом Воронежской области от 02.06.2017 № 45-ОЗ за 2020 год; соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в течение 2020-2021 годов.

Основанием для проведения проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Положения о проверке явилась информация, представленная руководителем Управления в служебной записке.

О начале проведения проверки Шевелюхин А.С. был уведомлен надлежащим образом (исх. № 14-11/149 от 29.06.2021).

В соответствии с распоряжением губернатора Воронежской области от 05.08.2021 № 43-рг проверка была продлена, о чем Шевелюхин А.С. также был уведомлен надлежащим образом (исх. № 14-11/184 от 06.08.2021).

По результатам проведенной Управлением проверки установлено, что в разделе 4 «Сведения о счетах в банке и иных кредитных организациях» своей справки Шевелюхин А.С. не указал 1 счет, открытый в АО «Россельхозбанк» - от 30 августа 2012 года, депозитный (рубль), движение денежных средств по счету в 2020 году не осуществлялось; Шевелюхин А.С. являясь главой городского поселения - город Семилуки, председателем Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, и соответственно лицом, обязанным принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также уведомлять в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно совершал действия находясь в ситуации конфликта интересов, не подавая уведомление о возможной личной заинтересованности.

Кроме того, Шевелюхин А.С. назначен руководителем Муниципального казенного предприятия «Городское благоустройство» в январе 2019 года. Единоличным учредителем Муниципального казенного предприятия является администрация городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, контракт по трудоустройству с руководителем Муниципального казенного предприятия заключает глава администрации.

В 2020 году, на должность главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, решением совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 05 октября 2020 года № 4 из числа депутатов избран Шевелюхин А.С., одновременно замещая должность председателя Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области.

Таким образом, Шевелюхин А.С. как глава городского поселения является работодателем для главы администрации, а глава администрации является работодателем для Шевелюхина А.С. как руководителя Муниципального казенного предприятия, который является одновременно и главой городского поселения, в результате возникает ситуация, при которой личная заинтересованность лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление им полномочий.

Во время одновременного исполнения обязанностей руководителя Муниципального казенного предприятия и главы городского поселения Шевелюхин А.С. участвовал в голосовании и подписывал ряд решений Совета народных депутатов, касающихся деятельности Муниципального казенного предприятия и главы администрации.

Так, главой городского поселения Шевелюхиным А.С. подписано решение от 29.01.2021 № 26 «Об отчете главы администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о результатах своей деятельности и деятельности администрации за 2020 год», где работа была признана неудовлетворительной, также Шевелюхин А.С. принимал участие в голосовании по данному вопросу. 10.12.2020 главой городского поселения Шевелюхиным А.С. подписано распоряжение № 7-л «О выплате премии главе администрации городского поселения - город Семилуки ФИО1».

Глава городского поселения Шевелюхин А.С. участвовал в голосовании и подписывал решение Совета народных депутатов от 03 марта 2021 года № 31 «Об утверждении тарифа на услуги, оказываемые муниципальным казенным предприятием городского поселения - город Семилуки «Городское благоустройство»», одновременно являясь руководителем предприятия.

Главой городского поселения Шевелюхиным А.С. было вынесено решение от 14.04.2021 № 37 «О досрочном прекращении контракта и полномочий главы администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области».

Глава администрации ФИО1 подписал распоряжение от 07.12.2020 №19-рл «О премировании директора МКП «Городское благоустройство» Шевелюхина А.С.».

Указанные факты послужили основаниями для внесения 12 марта 2021 года прокуратурой Семилукского района Представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, унитарных предприятиях № 2-2-2021, в котором было указано, что «совмещение Шевелюхиным А.С. должностей директора Муниципального казенного предприятия «Городское благоустройство» и главы городского поселения город Семилуки - председателя Совета народных депутатов является незаконным, поскольку противоречит вышеуказанным нормам законодательства».

Решением Совета народных депутатов от 22 апреля 2021 года № 44 представление прокуратуры было рассмотрено, в отношении Шевелюхина А.С. применили меру ответственности в виде предупреждения.

После вынесения представления прокуратурой от 12 марта 2021 года № 2-2-2021 Шевелюхин А.С. в течение полутора месяца продолжал нарушать действующие законодательство и только 24 мая 2021 года подал заявление об увольнении с должности руководителя Муниципального казенного предприятия «Городское благоустройство».

Согласно ответу Совета народных депутатов от 13 августа 2021 года № 252 Шевелюхин А.С. в Комиссию по соблюдению требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов уведомление о возможной личной заинтересованности не подавал.

Результаты проверки оформлены докладом, с которыми административный ответчик ознакомлен надлежащим образом.

С учетом результатов проведенной Управлением проверки в адрес Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области губернатором Воронежской области от 23 декабря 2021 года направлено обращение об удалении главы городского поселения - город Семилуки, председателя Совета народных депутатов Шевелюхина А.С. в отставку в соответствии с п.4 ч.2 ст.74.1 Закона №131 -ФЗ, п.1, 2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона № 273-Ф3.

Исходя из письма Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки шестого созыва от 26 января 2022 года № 16 следует, что по результатам тайного голосования в отношении Шевелюхина А.С. по решению «Удалить в отставку главу городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхина А.С.» за - 1 депутат; 11 - против; 1 - воздержался; что свидетельствует об отсутствии необходимого количества голосов для принятия решения Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки по принятию соответствующего решения.

Таким образом, требование губернатора Воронежской области, адресованное Совету народных депутатов во внесудебном порядке, в нарушение ст.74.1 Федерального закона № 131-Ф3 им удовлетворено не было, решение об удалении главы городского поселения в отставку не принято.

По состоянию на 28 января 2022 года ни в одном источнике обнародования (опубликования) решение Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки от 20 января 2022 года не содержится, не было направлено данное решение и в адрес губернатора Воронежской области.

Непринятие решения об удалении в отставку главы городского поселения Шевелюхина А.С., нарушившего обязанность, предусмотренную Федеральным законом № 273-Ф3, свидетельствует о неисполнении Советом народных депутатов одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.

Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 20 апреля 2022 года административные исковые требования губернатора Воронежской области удовлетворены, бездействие Совета народных депутатов городского поселения город Семилуки, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий, удалении в отставку главы городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, председателя Совета народных депутатов Шевелюхина А.С. в соответствии с п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 03 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1, 2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» признано незаконным. На Совет народных депутатов городского поселения – город Семилуки на ближайшем со дня вынесения решения суда заседании Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки возложена обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий, удалении в отставку главы городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, председателя Совета народных депутатов Шевелюхина А.С. по основаниям, предусмотренным п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 03 октября 2003 года №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В апелляционных жалобах Шевелюхина А.С. и как председателя Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки ставится вопрос об отмене названного решения районного суда от 20 апреля 2022 года, как незаконного и необоснованного, и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

В судебном заседании представитель Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Свистов Ю.А. и представитель административного ответчика Шевелюхина А.С. – Ковалев А.В. доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержали, просили их удовлетворить.

Представители административного истца губернатора Воронежской области – Глухова М.В., Пигунов В.В., Семёнова Н.Н. и прокурор отдела Воронежской областной прокуратуры Савельева С.А. возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, считают решение районного суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителя Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Свистова Ю.А., представителя административного ответчика Шевелюхина А.С. – Ковалева А.В., представителей административного истца губернатора Воронежской области – Глухову М.В., Пигунова В.В., Семёнову Н.Н., прокурора отдела Воронежской областной прокуратуры Савельеву С.А., судебная коллегия, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке по доводам апелляционных жалоб и изученным материалам административного дела, по мнению судебной коллегии, не имеется. При этом судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с п.2 ч.7 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляющее свои полномочия на постоянной основе выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч.4 ст.5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ устанавливает обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.1, 4 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч.4.1 ст. 36 указанного Федерального закона, глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Как следует из п. 2.1 ч.6 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, в том числе, в случае удаления в отставку в соответствии со ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Аналогичные основания для досрочного прекращения полномочий главы городского поселения – город Семилуки продублированы и закреплены в п.2 ст.66 Устава городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области.

Согласно ч.1 ст.74.1 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ, представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов – ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.3 ст.10 ФЗ от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ на муниципальных служащих возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с ч.1 и 2 ст.10 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно ч.1, 2 ст.11 ФЗ от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ лицо, указанное в ч.1 ст.10 Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с распоряжением губернатора Воронежской области от 28 июня 2021 года № 35-рг Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства Воронежской области в отношении главы городского поселения - город Семилуки, председателя Совета народных депутатов Шевелюхина А.С. проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Законом Воронежской области от 02.06.2017 № 45-ОЗ за 2020 год, а также соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в течение 2020-2021 годов. Основанием для проведения проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Положения о проверке явилась информация, представленная руководителем Управления в служебной записке.

О начале проведения проверки Шевелюхин А.С. был уведомлен надлежащим образом (исх. № 14-11/149 от 29 июня 2021 года).

Распоряжением губернатора Воронежской области от 05 августа 2021 года № 43-рг проверка в отношении главы городского поселения - город Семилуки, председателя Совета народных депутатов Шевелюхина А.С. продлена, о чем также был уведомлен Шевелюхин А.С.

По результатам проверки достоверности и полноты представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, председателем Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхиным А.С., было установлено, что в разделе 4 «Сведения о счетах в банке и иных кредитных организациях» своей справки Шевелюхин А.С. не указал: 1 счет, открытый в АО «Россельхозбанк» - от 30.08.2012, депозитный (рубль), движения денежных средств по счету в 2020 году не осуществлялось. Из пояснений Шевелюхина А.С. следует, что в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» своей справки он не указал счет в АО «Россельхозбанк», так как не делал запроса о наличии счетов в банке и считал, что данный счет закрыт в 2014 году.

Шевелюхиным А.С. представлены недостоверные сведения о счете в кредитной организации в справке за 2020 год.

Кроме того, Шевелюхин А.С. являясь главой городского поселения - город Семилуки, председателем Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, и соответственно лицом, обязанным принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также уведомлять в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно совершал действия, находясь в ситуации конфликта интересов, не подавая уведомление о возможной личной заинтересованности.

Шевелюхин А.С. назначен руководителем Муниципального казенного предприятия «Городское благоустройство» в январе 2019 года. Единоличным учредителем Муниципального казенного предприятия является администрация городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, контракт по трудоустройству с руководителем Муниципального казенного предприятия заключает глава администрации.

В 2020 году, на должность главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, решением совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 05.10.2020 № 4, из числа депутатов, избран Шевелюхин А.С., одновременно замещая должность председателя Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области.

Шевелюхин А.С. как глава городского поселения является работодателем для главы администрации, а глава администрации является работодателем для Шевелюхина А.С. как руководителя МКП, который является одновременно и главой городского поселения, в результате чего возникает ситуация, при которой личная заинтересованность лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление им полномочий.

Как установлено проверкой, во время одновременного исполнения обязанностей руководителя Муниципального казенного предприятия «Городское благоустройство» и главы городского поселения Шевелюхин А.С. участвовал в голосовании и подписывал ряд решений Совета народных депутатов, касающихся деятельности МКП и главы администрации. Так, главой городского поселения Шевелюхиным А.С. подписано решение от 29.01.2021 № 26 «Об отчете главы администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о результатах своей деятельности и деятельности администрации за 2020 год», где работа была признана неудовлетворительной, также Шевелюхин А.С. принимал участие в голосовании по данному вопросу. 10.12.2020 главой городского поселения Шевелюхиным А.С. подписано распоряжение № 7-л «О выплате премии главе администрации городского поселения - город Семилуки ФИО1».

Глава городского поселения Шевелюхин А.С. участвовал в голосовании и подписывал решение Совета народных депутатов от 03.03.2021 № 31 «Об утверждении тарифа на услуги, оказываемые муниципальным казенным предприятием" городского поселения - город Семилуки «Городское благоустройство»», одновременно являясь руководителем предприятия.

Главой городского поселения Шевелюхиным А.С. было вынесено решение от 14.04.2021 № 37 «О досрочном прекращении контракта и полномочий главы администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области».

Глава администрации ФИО1 подписал распоряжение от 07.12.2020 №19-рл «О премировании директора Муниципального казенного предприятия «Городское благоустройство» Шевелюхина А.С.».

Согласно ответу Совета народных депутатов от 13 августа 2021 года № 252 Шевелюхин А.С. в Комиссию по соблюдению требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов уведомление о возможной личной заинтересованности, не подавал.

Из полученных в ходе проверки объяснений по вопросу несообщения о возникновении возможной личной заинтересованности Шевелюхин А.С. указывает, что на дату направления письма Управлением по профилактике коррупционных и иных нарушений правительства Воронежской области от 26.10.2020 №14- 11/222 в муниципальном образовании не была создана Комиссия по соблюдению требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов. По его мнению «фактов, которые могли бы повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) не было, при этом квалифицирующих признаков состава конфликта интересов не было».

На дату направления письма Управлением по профилактике коррупционных и иных нарушений правительства Воронежской области от 26.10.2020 №14-11/222 действовало решение Совета народных депутатов от 28.04.2016 № 40 в соответствии, с которым лица, замещающие муниципальные должности в городском поселении - город Семилуки обязаны представлять уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликт интересов.

Шевелюхин А.С. являясь главой городского поселения - председателем Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, и соответственно лицом, обязанным принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также уведомлять в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно совершал действия, находясь в ситуации конфликта интересов.

Решением Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки от 05 октября 2020 года №4 депутат Шевелюхин А.С. избран главой городского поселения – город Семилуки – председателем Совета народных депутатов. Ранее на основании распоряжения администрации городского поселения - город Семилуки с 17 декабря 2018 года Шевелюхин А.С. назначен на должность директора Муниципального казенного предприятия «Городское Благоустройство», которое согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ является унитарным.

Совмещение Шевелюхиным А.С. должностей директора Муниципального казенного предприятия «Городское Благоустройство» и главы городского поселения город Семилуки - председателя Совета народных депутатов является незаконным, поскольку противоречит названным нормам законодательства.

29 января 2021 года на очередном Совете Народных Депутатов городского поселения - город Семилуки заслушивался отчет главы администрации городского поселения - город Семилуки Жеребцова С.П. перед депутатами о результатах своей деятельности и деятельности администрации.

По результатам отчета Советом народных депутатов на голосование был вынесен вопрос о признании работы главы администрации городского поселения - город Семилуки Жеребцова С.П. удовлетворительной/неудовлетворительной. Шевелюхин А.С. участвовал в названном голосовании наряду с другими депутатами, при том, что Жеребцов С.П. является для него представителем работодателя.

Аналогичная ситуация сложилась при голосовании на четвертом заседании Совета народных депутатов 25 декабря 2020 года на котором был принят бюджет городского поселения - город Семилуки на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 года, содержащий в своей структуре разделы касающиеся финансирования Муниципального казенного предприятия «Городское Благоустройство», в т.ч. оплаты труда его сотрудников и руководителя.

12 марта 2021 года прокуратурой Семилукского района было внесено «Представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, унитарных предприятиях» № 2-2-2021, в котором указано, что «совмещение Шевелюхиным А.С. должностей директора МКП «Городское благоустройство» и главы городского поселения город Семилуки - председателя Совета народных депутатов является незаконным, поскольку противоречит нормам законодательства».

Решением Совета народных депутатов от 22.04.2021 № 44 представление прокуратуры было рассмотрено, в отношении Шевелюхина А.С. была применена мера ответственности в виде предупреждения.

После внесения представления прокуратурой Шевелюхин А.С. продолжал нарушать действующие законодательство и только 24 мая 2021 года подал заявление об увольнении с должности руководителя Муниципального казенного предприятия.

С учетом результатов проверки, проведенной Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства Воронежской области губернатором Воронежской области от 23 декабря 2021 года № 17-01-32/И-7460 в адрес Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области было направлено обращение, а также проект решения об удалении главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхина А.С. в отставку, по основаниям, предусмотренным п.4 ч.2 ст.74.1 Закона № 131-ФЗ.

20 января 2022 года состоялось внеочередное 17 заседание Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки, на котором рассмотрены обращения губернатора Воронежской области в отношении Шевелюхина А.С. - главы городского поселения - город Семилуки «Об удалении в отставку главы городского поселения — город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхина А.С.», итоги голосования отражены в протоколе № 17 от 20 января 2021 года.

20 января 2022 года вх. № 9 в Совет поступило уведомление Шевелюхина А.С. о том, что глава городского поселения - город Семилуки Шевелюхин А.С. не будет принимать участия в голосовании по проекту решения Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки «Об удалении в отставку главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхина А.С.».

На основании пункта 1.9 решения Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки от 19.03.2020 № 276 «Об утверждении Порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, замещающих муниципальные должности и применения к лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Семилукского муниципального района Воронежской области взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», решение об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия принимается тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета народных депутатов. По результатам тайного голосования голоса распределились следующим образом: в отношении Шевелюхина А.С. – главы городского поселения – город Семилуки: удалить в отставку главу городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхина А.С.: 1 - за, 11 – против, 1- воздержался.

Необходимого количества голосов для принятия решения Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки «Об удалении в отставку главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхина А.С.» не набралось.

По результатам заседания Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области в адрес административного истца направлен ответ от 26 января 2022 года № 16.

Таким образом, 20 января 2021 года административный ответчик оставил без удовлетворения обращение губернатора Воронежской области об удалении в отставку главу городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхина А.С.

Разрешая заявленные административным истцом – губернатором Воронежской области административные исковые требования по существу, оценивая представленные доказательства, применив действующее законодательство, и, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии безусловных оснований для прекращения полномочий главы городского поселения-город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхина А.С., Совет народных депутатов городского поселения - город Семилуки своим протокольным решением исключил возможность наступления для Шевелюхина А.С. предусмотренной законом ответственности за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральными законами № 273-ФЗ и № 131-ФЗ, тем самым допустил бездействие, выраженное в неисполнении требований закона и решения Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки от 19.03.2020 № 276 «Об утверждении Порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, замещающих муниципальные должности и применения к лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Семилукского муниципального района Воронежской области взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции».

При этом доводы административного ответчика о том, что губернатор Воронежской области не имел права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, не состоятельны и не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 и п.1 ч.2 ст.36 Федерального закона № 131 глава муниципального образования, являющийся высшим должностным лицом муниципального образования, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Внесенные 03 апреля 2017 года в статью 40 Федерального закона №131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанному обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в том числе с органами местного самоуправления (подпункт «д.1» пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») ставить перед названными органами и судом вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц.

В соответствии с требованиями п.4.1 ст.36 Федерального закона № 131 глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Аналогичная норма содержится в ч.7 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ.

Часть 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ определяет понятие выборного должностного лица местного самоуправления как должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу абзаца семнадцатого части 1 статьи 2 названного Федерального закона глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из своего состава, также является выборным должностным лицом местного самоуправления, как и должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, требования законодательства о противодействии коррупции без каких-либо исключений распространяются, как на глав муниципальных образований, других выборных должностных лиц, так и на депутатов представительных органов муниципальных образований. В связи с изложенным, особый статус главы муниципального образования не предполагает изъятий в применении в отношении него требований антикоррупционного законодательства.

Глава муниципального образования – глава городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхин А.С. является выборным должностным лицом.

В соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Таким образом, у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации имеется право на обращение в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении полномочий выборных должностных лиц органов местного самоуправления.

Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для рассмотрения в судебном порядке требований о досрочном прекращении полномочий глав муниципальных образований кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, административное исковое заявление подано губернатором Воронежской области в рамках предоставленных ему законом полномочий и не направлено на защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, в том числе неопределенного круга лиц.

Кроме того, федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом №131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ).

Следовательно, внесенные 03 апреля 2017 года в статью 40 Федерального закона №131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в том числе с органами местного самоуправления (подпункт «д.1» пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий глав муниципальных образований.

Доводы апелляционных жалоб о том, что нарушений антикоррупционного закона со стороны Шевелюхина А.С. допущено не было, т.к. ни одно конкретного случая конфликта интересов и личной заинтересованности не приведено, также не состоятельны и опровергаются материалами дела, в том числе материалами проверки законодательства о противодействии коррупции, на основании которых 12.03.2021 прокуратурой Семилукского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, унитарных предприятиях № 2-2-2021, в котором факт не уведомления о наличии конфликта интересов установлен, в связи с чем в отношении Шевелюхина А.С. решением Совета народных депутатов от 22.04.2021 №44 была применена мера ответственности в виде предупреждения.

Кроме того, доводы апелляционных жалоб о проведении прокуратурой Семилукского района Воронежской области в отношении Шевелюхина А.С. названной проверки, по итогам которой решением Совета народных депутатов от 22.04.2021 № 44 представление прокуратуры было рассмотрено, в отношении Шевелюхина А.С. была применена мера ответственности в виде предупреждения, причем в отношении тех же обстоятельств, по которым проводилась проверка Управления Правительства Воронежской области, что в последующем явилось основанием для обращения губернатора Воронежской области 23.12.2021 в адрес Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области с проектом решения об удалении главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхина А.С. в отставку, что является повторностью и попыткой привлечения Шевелюхина А.С. к ответственности дважды по одним и тем же основаниям, являются ошибочными, основанными на неверной оценке обстоятельств по делу.

Так обстоятельствами для вынесения 12.03.2021 представления прокуратурой Семилукского района Воронежской области явилось установление факта совмещения Шевелюхиным А.С. должностей директора МКП «Городское благоустройство» и главы городского поселения город Семилуки - председателя Совета народных депутатов с октября 2020 года. Решением Совета народных депутатов от 22.04.2021 №44 представление прокуратуры было рассмотрено, и в отношении Шевелюхина А.С. была применена мера ответственности в виде предупреждения. Однако, после внесения представления прокуратурой Шевелюхин А.С. продолжал нарушать действующие законодательство до 24 мая 2021 года, когда подал заявление об увольнении с должности руководителя Муниципального казенного предприятия.

Обстоятельствами же для обращения губернатора Воронежской области 23.12.2021 в адрес Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области с проектом решения об удалении главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхина А.С. в отставку, по основаниям, предусмотренным п.4 ч.2 ст.74.1 Закона № 131-ФЗ, явились факты, как продолжение совмещения Шевелюхиным А.С. должностей директора МКП «Городское благоустройство» и главы городского поселения город Семилуки - председателя Совета народных депутатов после вынесения представления прокуратуры Семилукского района Воронежской области и принятия решения Советом народных депутатов от 22.04.2021 вплоть до 24.05.2021, так и представление Шевелюхиным А.С. недостоверных сведений о счете в кредитной организации в справке за 2020 год, что было выявлено по результатам проверки достоверности и полноты представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Вместе с тем, само по себе решение Совета народных депутатов от 22.04.2021 №44 о применении в отношении главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхина А.С. меры ответственности в виде предупреждения является необоснованным к допущенному Шевелюхиным А.С. нарушению норм ч.1, 2 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», принято без учета характера совершенного правонарушения, его тяжести, без должного анализа обстоятельств, связанных с неисполнением Шевелюхиным А.С. обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

В то же время, характер нарушения, допущенного Шевелюхиным А.С. при отсутствии объективных препятствий к принятию мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, свидетельствуют о грубом игнорировании административным ответчиком требований к исполнению соответствующей публично-правовой обязанности.

Применяя к допущенному главой городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхиным А.С. нарушению критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, изложенные в письме Минтруда России от 21 марта 2016 года, и Методических рекомендациях по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов или неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденных письмом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2015 года, оно не может расцениваться в качестве малозначительного и несущественного.

Доводы апелляционных жалоб о том, что обращение губернатора Воронежской области в отношении Шевелюхина А.С. - главы городского поселения - город Семилуки «Об удалении в отставку главы городского поселения — город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Шевелюхина А.С.» было рассмотрено и оставлено без удовлетворения, в связи с чем, бездействия Советом народных депутатов городского поселения-город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области допущено не было, несостоятельны по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (пункт 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона №131-ФЗ).

Несоблюдение главой муниципального образования обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, является безусловным основанием для рассмотрения представительным органом муниципального образования вопроса об удалении главы данного муниципального образования в отставку.

При этом положения статьи 74.1 Федерального закона №131-ФЗ не предусматривают объявление главе муниципального образования предупреждения при наличии установленных нарушений законодательства о противодействии коррупции.

С аргументами жалоб о надлежащем рассмотрении Советом народных депутатов городского поселения-город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области обращение губернатора Воронежской от 23.12.2021 согласиться нельзя, поскольку утверждение об отсутствии конфликта интересов опровергается материалами административного дела, в том числе материалами проверки законодательства о противодействии коррупции, проведенной прокуратурой Семилукского района Воронежской области.

Кроме того, из положений пункта 33 части 1 статьи 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», части 1 статьи 74.1 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 11 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №132-ФЗ следует, что решение вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку относится к компетенции представительного органа муниципального образования, а осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района является прерогативой представительного органа муниципального образования.

Таким образом, доводы апелляционных жалоб признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Выводы районного суда об удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме, сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию незаконного определения, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Семилукского районного суда Воронежской области от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Шевелюхина А.С. и председателя Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Шевелюхина А.С. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течении 6-ти месяцев через районный суд принявший решение.

Председательствующий:

Судьи: