ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2837/20 от 20.11.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Саматова Д.И. УИД 16RS0050-01-2020-004283-75

дело в суде первой инстанции № 2а-2837/2020

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-16281/2020

учет № 022а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 ноября 2020 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Галимова Л.Т.,

судей Шакуровой Н.К., Моисеевой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шайхутдиновой Р.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галимова Л.Т. административное дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 ФИО15 – ФИО2 ФИО16 на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17.08.2020, которым постановлено:

«административные исковые требования ФИО1 ФИО17 к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», заместителю главы муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО3 ФИО18 о признании незаконным отказа в предварительном согласовании земельного участка в собственность и возложении обязанности принять решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ в предварительном согласовании ФИО1 ФИО19 предоставления в собственность земельного участка в запрашиваемых границах, расположенного по адресу: <адрес> выраженный в письме заместителя главы муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО3 ФИО20 от <дата>.....

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 ФИО22ФИО21 о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в запрашиваемых границах, расположенного по адресу: <адрес>, в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 ФИО23 отказать.

Сообщить об исполнении решения в адрес Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан и в адрес ФИО1 ФИО24 в течение месяца со дня исполнения решения суда».

Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя ФИО1 ФИО25 – ФИО2 ФИО26., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 ФИО27 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.

В обоснование административного иска указано, что ФИО1 ФИО28 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ..... Жилой дом расположен в пределах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером ...., границы которого согласно заключению кадастрового инженера требуют уточнения. ФИО1 ФИО29 обратился в муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Письмом от <дата>.... муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» отказало в предварительном согласование предоставления земельного участка в собственность в связи с тем, что часть запрашиваемого земельного участка расположена в границах проектных красных линий улицы <адрес>; территория общего пользования приватизации не подлежит. Решением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от <дата> удовлетворено административное исковое заявление ФИО1 ФИО30 к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – ИК МО), муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и устранения нарушения прав путем повторного рассмотрения заявления. <дата> ФИО1 ФИО31 повторно обратился в муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с просьбой предварительно согласовать предоставление испрашиваемого земельного участка. Муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в своем письме от <дата>.... повторно отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность по тем же основаниям, указав при этом, что решение суда не является безусловным основанием для принятия положительного решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Административный истец просит признать незаконным отказ муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность ФИО1 ФИО32., выраженный в письме от <дата>....; устранить нарушение прав и законных интересов путем принятия ИК МО решения о предварительном согласовании предоставления в собственность ФИО1 ФИО33 земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ...., в запрашиваемых границах согласно приложенному каталогу координат.

В ходе судебного заседания 08.06.2020 представителем административного истца требования административного иска уточнены, просит признать незаконным отказ муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность ФИО1 ФИО34., выраженный в письме от <дата>....; возложить обязанность на муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», ИК МО устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления в собственность ФИО1 ФИО35. земельного участка с кадастровым номером ...., площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в запрашиваемых границах согласно приложенному каталогу координат.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечен – заместитель главы муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО3 ФИО37.; в качестве заинтересованных лиц: муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «УАиГ»); специалист муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО4 ФИО39.; начальник МКУ «УАиГ» ФИО5 ФИО40.; главный специалист МКУ «УАиГ» ФИО6 ФИО41.

В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО43 – ФИО2 ФИО42 административные исковые требования поддержал с учетом уточнений.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещались.

Суд принял решение о частичном удовлетворении административного искового заявления в вышеприведенной формулировке.

С решением суда не согласился представитель ФИО1 ФИО45. – ФИО2 ФИО44 в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. Просит решение в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности на муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», ИК МО устранений нарушении прав, свобод и законных интересов ФИО1 ФИО46 путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка отменить, принять в этой части новое решение – об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ФИО1 ФИО50 – ФИО2 ФИО49 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил апелляционную жалобу удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, извещены.

Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 указанного Кодекса.

В силу части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 1 статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Из подпункта 3 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Пунктом 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

В силу пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.

Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий.

Исходя из положений пункта 12 пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Исходя из положений пункта 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (подпункт 1 пункта 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 2 пункта 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 ФИО51 на праве собственности принадлежит недвижимое имущество: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ...., общей площадью <данные изъяты> кв.м.

<дата> ФИО1 ФИО52 обратился к главе муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с заявлением о согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность.

Ответом заместителя главы муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО3 ФИО53 от <дата>.... сообщено, что на основании заявления ФИО1 ФИО54 и представленных документов отделом по работе с жилыми комплексами муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» подготовлен проект постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани «О предварительном согласовании предоставления гражданину ФИО1 ФИО55 земельного участка по улице <адрес>», однако на стадии согласования указанного проекта вынесены замечания. Ранее на земельный участок было подготовлено заключение МКУ «УАиГ» от <дата>...., и замечания к проекту постановления, вынесенные ранее, остаются актуальными. Согласно решению Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22.08.2019 на муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» возложена обязанность повторного рассмотрения заявления гражданина ФИО1 ФИО56 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность; согласно заключению МКУ «УАиГ» от <дата>.... и правового управления Аппарата Исполнительного комитета муниципального образования города Казани наличие судебного акта о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и устранение указанного нарушения путем повторного рассмотрения заявления не является безусловным основанием для принятия положительного решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка; удовлетворить просьбу ФИО1 ФИО57 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в запрашиваемых границах не представляется возможным.

Из заключения МКУ «УАиГ» от <дата> следует, что согласно представленному каталогу координат часть земельного участка, свободная от построек, расположена в границах красных линий улицы <адрес>; территория общего пользования приватизации не подлежит; необходима корректировка границ земельного участка с учетом границ красных линий улицы <адрес>; запрашиваемый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с находящимся на нем жилым домом не соответствует предельным параметрам, установленным Правилами землепользования и застройки города Казани, так как площадь земельного участка и параметры отступа строений от границ земельного участка менее предельно допустимых; фактическая возможность увеличения площади земельного участка до нормативной отсутствует.

Вместе с тем согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости запрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <дата>, площадью <данные изъяты> кв.м по улице <адрес> относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - индивидуальный дом.

Удовлетворяя заявленные требования ФИО1 ФИО58 в части признания незаконным отказа муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, выраженного в письме от <дата>...., суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо объектов общего пользования на запрашиваемом спорном земельном участке не имеется; утвержденными красные линии становятся после утверждения в установленном порядке проекта планировки территорий главой местной администрации, а именно – руководителем ИКМО; в оспариваемом отказе, выраженном в письме заместителя главы муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО3 ФИО59., не приведены основания и ссылки на нормативно-правовые акты для отказа в предварительном согласовании предоставления административному истцу земельного участка.

Судебная коллегия с данным выводом суда в указанной части соглашается, поскольку он сделан при правильной оценке обстоятельств по делу и надлежащем применении норм материального и процессуального права.

Отказывая в части требований о возложении обязанности на муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», ИК МО суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у суда отсутствует возможность проверить все обстоятельства для предоставления указанной муниципальной услуги, в связи с чем возложение обязанности на орган местного управления принять какое-либо определенное решение может привести к нарушению положений специального закона; суд не вправе вторгаться в сферу деятельности и полномочий органов местного самоуправления, также не вправе подменять собой указанные органы, наделенные публичными полномочиями.

Суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при удовлетворении требований о признании незаконным отказа муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, выраженного в письме от <дата>...., суду необходимо было возложить на муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», ИК МО обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем принятия решения по заявлению от <дата> о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка не могут быть приняты во внимание, поскольку понуждение административного ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом первой инстанции установлены все имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, а потому обжалуемое решение в части признания оспариваемого отказа неправомерным является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит решение суда правильным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы, не усматривает.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17.08.2020 по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 ФИО61 – ФИО2 ФИО60 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 25.11.2020.