Судья Янаева О.Ю.
Дело № 33а-7203/2023, 2а-283/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Овчинниковой Н.А., Котельниковой Е.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Липилиной А.С., помощником судьи Зайцевой Е.М.,
рассмотрела 12 июля 2023 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Чернушинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации Чернушинского городского округа Пермского края незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе администрации Чернушинского городского округа Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 4 апреля 2023 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Чернушинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением (с учетом уточнений л.д. 107-108), просил признать незаконным бездействие администрации Чернушинского городского округа Пермского края, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны - убежища, инвентарный номер 8758-25, площадью 1064,7 кв.м., по адресу: г. Чернушка, ул. Нефтяников, 5; обязать администрацию Чернушинского городского округа Пермского края принять меры по приведению защитного сооружения гражданской обороны - убежища, инвентарный № 8758-25, площадью 1064,7 кв.м., по адресу: г.Чернушка, ул. Нефтяников, 5, в соответствие с требованиями законодательства в срок до 31 декабря 2025 года, а именно:
- предусмотреть местные источники освещения от переносных электрических фонарей, аккумуляторных светильников, во всех помещениях защитного сооружения гражданской обороны;
- в защитном сооружении гражданской обороны предусмотреть светильники аварийного освещения в помещении машинного зала дизельной электростанции, электрощитовой и аварийном выходе;
- исключить возможность конденсации влаги в емкостях запаса трубах, по которым циркулирует водопроводная вода (отсутствует теплоизоляция);
-окрасить защитные ставни в цвет, предусмотренный требованиями;
-не допускать окрашивание резиновых деталей уплотнения защитных ставней и защитно-герметических дверей;
-защитить емкость для хранения топлива дизельной электростанции защитного сооружения гражданской обороны от статистического электричества;
-оборудовать емкость запаса топлива указателями уровня и огневыми предохранителями;
-оборудовать емкость запаса топлива поддоном, рассчитанным на аварийный слив;
-предусмотреть устройство шкафа для аккумуляторной батареи дизель-генератора;
-оборудовать помещение машинного зала дизельной электростанции стационарными автоматическими установками пожаротушения;
-установить в защитном сооружении гражданской обороны фильтры-поглотители с не истекшим сроком годности;
-оборудовать емкости запаса питьевой воды водоуказателями, водоразборными кранами, люками для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей;
-оборудовать дверь в помещение электрощитовой самозапирающимся замком, открываемым без ключа с внутренней стороны помещения;
-разработать планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационную схему электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Чернушинского района совместно с 18 ОНД и ПР по Чернушинскому городскому округу и Куединскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере содержания, использования и эксплуатации сооружений гражданской обороны на территории муниципального образования «Чернушинский городской округ». В ходе проверки установлено, что в соответствии с перечнем защитных сооружений гражданской обороны и помещений, предназначенных для укрытия населения, расположенных на территории Чернушинского городского округа и закрепленными за подведомственными учреждениями по адресу: г. Чернушка, ул. Нефтяников, 5 расположено убежище, инвентарный номер 8758-25, площадью 1064,7 кв.м., используемое в мирное время в нуждах населения, ограниченно готовое к приему укрываемых. Объект находится в муниципальной собственности муниципального образования «Чернушинский городской округ». На основании договора от 29 октября 2012 года указанный объект передан в оперативное управление МАОУ «Гимназия». По результатам проверки главе администрации Чернушинского городского округа внесено представление об устранении выявленных нарушений от 29 июля 2022 года. При повторном обследовании на предмет исполнения представления, установлено, что ранее выявленные нарушения устранены не в полном объеме.
Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 4 апреля 2023 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация Чернушинского городского округа Пермского края просит решение суда отменить. Указывает, что отказ прокурора от части требований свидетельствует о принятии администрацией Чернушинского городского округа Пермского края надлежащих мер по приведению убежища в соответствие с требованиями законодательства. Кроме этого, надлежащим административным ответчиком по делу является Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа Пермского края, на которое следует возложить обязанность принять меры по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями законодательства.
От помощника прокурора Чернушинского района Устиновой Т.И. поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконфенц-связи, представитель администрации Чернушинского городского округа Пермского края – ФИО1 поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель административного истца – прокурор Прокуратуры Пермского края Рычкова А.Б. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились (представителей не направили), о его времени и месте извещены надлежащим образом, что следует из почтовых уведомлений, сведений с сайта почты России.
Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отменяет решение суда в части ввиду нарушения норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – ФЗ «О гражданской обороне») требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 ФЗ «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 утвержден Порядок (далее – Порядок) создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
К объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне (пункт 2 Порядка).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию (пункт 9 Порядка).
В соответствии с пунктом 10 Порядка организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
МЧС России в силу пункта 14 Порядка принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила (далее – Правила) эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт: содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (пункты 1.3, 1.7, 1.8 Правил).
Правилами предусмотрено, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2).
Как следует из материалов дела, 20.07.2022 года прокуратурой Чернушинского района совместно с 18 ОНД и ПР по Чернушинскому городскому округу и Куединскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере содержания, использования и эксплуатации сооружения гражданской обороны на территории муниципального образования «Чернушинский городской округ».
В ходе проверки установлено, что убежище – инвентарный номер 8758, площадь 1064,7 кв.м., расположенное по адресу: <...>, ограничено готово к приему укрываемых.
Статус объекта как убежища подтвержден наличием паспорта защитного сооружения (убежище) № 00888-25/8758 (представлен по запросу судебной коллегии).
Собственником указанного убежища является муниципальное образование «Чернушинский городской округ» (л.д. 12-13).
На праве оперативного управления объект гражданской обороны передан МАОУ «Гимназия» на основании договора № 57 о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления от 29.10.2012 года (л.д. 16-23).
Согласно паспорту защитного сооружения гражданской обороны МАОУ «Гимназия» является организацией, эксплуатирующей защитное сооружение (пункт 6).
В суде апелляционной инстанции представитель административных ответчиков пояснила, что право оперативного управления у МАОУ «Гимназия» прекращено с 01.06.2023.
В ходе проведения по требованию прокурором проверки 18 ОНД и ПР по Чернушинскому городскому округу и Куединскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю выявлены нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, СП 88.13330.2014 (л.д. 26-28).
Из ответа администрации Чернушинского городского округа от 25 мая 2022 года следует, что администрацией Чернушинского городского округа разработан план устранения нарушений, должностное лицо администрации Чернушинского городского округа, ответственное за данное направление работы, привлечено к дисциплинарной ответственности; приложены подтверждающие документы (л.д. 35, 36-41, 42).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора относительно наличия бездействия органа местного самоуправления, исходя из того, защитное сооружение гражданской обороны не соответствует требованиям действующего законодательства в области обеспечения гражданской обороны.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Указанные положения также отражены в пункте 28 части 1 статьи 3 Устава Чернушинского городского округа, утвержденного решением Думы Чернушинского городского округа от 26 ноября 2019 года № 49.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ФЗ «О гражданской обороне» и пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что надлежащим административным ответчиком, на которого необходимо возложить обязанность, является Управление имущественных отношений администрации г. Перми, нельзя признать обоснованными, поскольку требования прокурора о приведении спорного защитного сооружения гражданской обороны в надлежащее состояние вытекают из правомочий собственника объекта защитного сооружения гражданской обороны, права на которое зарегистрированы за муниципальным образованием Чернушинский городской округ Пермского края (л.д. 12-13).
Тот факт, что состояние защитного сооружения гражданской обороны на момент рассмотрения дела судом не отвечало требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 год № 583, «СП 88.13320.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*», подтверждается материалами проверок надзорных органов и административными ответчиками не оспаривается.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что часть выявленных при проверках нарушений ко дню судебного разбирательства уже устранена, не свидетельствует об отсутствии оспариваемого бездействия органа местного самоуправления.
Вместе с тем, поскольку по делу видно и никем не отрицается, что представление прокурора от 21.04.2022 администрацией Чернушинского городского округа исполняется в рабочем порядке, судебная коллегия считает, что возложение судом на административного ответчика обязанностей совершить мероприятия по конкретному перечню в конкретный срок является необоснованным вмешательством в деятельность органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Как указывалось ранее, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (пункт 28 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно части 3 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.
Таким образом, осуществление полномочий в сфере гражданской обороны, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны, в силу действующего законодательства относится к компетенции администрации Чернушинского городского округа, в связи с чем, орган самостоятельно планирует мероприятия в целях обеспечения поддержания объектов в нормативном состоянии.
Согласно статье Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как указано выше, на представление прокурора от 21.04.2022 администрацией Чернушинского городского округа дан ответ от 25.05.2022, из которого следует, что 11.05.2022 главой городского округа утвержден план устранения нарушений по защитному сооружению по адресу Чернушка, ул. Нефтяников, 5. Из прилагаемого плана видно, что администрацией предусмотрен перечень мероприятий по устранению выявленных прокурором нарушений, по устранению каждого нарушения определены сроки их устранения - 2022-2025 год (л.д. 35-41).
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, способом, соразмерно устраняющим нарушение прав неопределённого круга лиц, в защиту которых выступил прокурор, будет указание на обязанность администрации принять меры по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 год № 583, «СП 88.13320.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*».
Учитывая изложенное, судебная коллегия отменяет решение суда в части возложения обязанностей на администрацию Чернушинского городского округа, установления срока исполнения обязанностей и принимает в данной части новое решение.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Чернушинского районного суда Пермского края от 4 апреля 2023 года отменить в части возложения обязанностей на администрацию Чернушинского городского округа, установления срока исполнения обязанностей.
Принять в указанной части новое решение. Отказать прокурору Чернушинского района в удовлетворении требования о возложении обязанностей на администрацию Чернушинского городского округа, установлении срока исполнения обязанностей.
Возложить на администрацию Чернушинского городского округа обязанность принять меры по приведению защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационного укрытия, инвентарный номер 8758-25, площадью 1064,7 кв.м., по адресу: <...>, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 год № 583, «СП 88.13320.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*».
В остальной части решение Чернушинского районного суда Пермского края от 4 апреля 2023 года оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий - подпись
Судьи - подписи
Копия верна – судья Овчинникова Н.А.