ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-284/19 от 08.08.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2а-284/2019 Председательствующий судья – Калашникова Р.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-3028/2019

г. Брянск 08 августа 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей областного суда

Ильюхиной О.Г., ФИО2,

с участием прокурора

при секретаре

Бойкачевой О.А.

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица ФИО4 на решение Карачевского районного суда Брянской области от 29.04.2019 года по административному иску прокурора Карачевского района Брянской области в интересах Муниципального образования «Карачевский район Брянской области» и неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Карачевского района Брянской области о признании решения Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и о возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата.

Заслушав доклад судьи Ильюхиной О.Г., возражения представителя административного истца помощника прокурора Брянской области Бойкачевой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Карачевского района Брянской области в интересах муниципального образования «Карачевский район» Брянской области и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Совету народных депутатов Карачевского района Брянской области о признании решения Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и о возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата, ссылаясь, что в ходе проведенной прокуратурой Брянской области проверки исполнения лицами, замещающими муниципальные должности, законодательства о противодействии коррупции установлено, что вопреки требованиям части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» депутатом Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области по Юрасовскому избирательному округу ФИО4 представлены неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. ФИО4 не представлена информация о наличии у нее более 130 объектов недвижимости. В этой связи Губернатор Брянской области 05.12.2018 года обратился в Карачевский районный Совет народных депутатов Брянской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4 По результатам рассмотрения заявления Губернатора Брянской области органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным решение Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении письма администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области от ДД.ММ.ГГГГи» и обязать Карачевский районный Совет народных депутатов принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Карачевского районного Совета народных депутатов ФИО4

Решением Карачевского районного суда Брянской области от 29.04.2019 года административное исковое заявление прокурора Карачевского района Брянской области в интересах муниципального образования «Карачевский район Брянской области» и неопределенного круга лиц удовлетворено.

Судом постановлено: признать решение Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении письма администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области от 05.12.2018 года № 1/6-7115и» незаконным; возложить на Карачевский районный Совет народных депутатов Брянской области обязанность рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Карачевского районного Совета народных депутатов ФИО4 не позднее чем через 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ФИО4 просит суд отменить решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы указывает, что в законопроекте «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и статью 2 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который находится в Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении, предлагается освободить депутатов представительных органов поселений от обязанности ежегодного представления сведений о своих доходах. Полагает, что ожидающаяся декриминализация инкриминируемого ей деяния свидетельствует о том, что само деяние не обладает общественной опасностью и не нарушает прав граждан и муниципального образования. Все имущество, на декларировании которого от ее имени настаивает прокуратура, отвечает требованиям ч. 1 ст. 6 Закона и включено в имущество (конкурсную массу) КФХ. Полагает, что лишена возможности реализации каких-либо правомочий собственника в отношении спорного имущества, в связи с чем она добросовестно полагала, что декларировать имущество, принадлежащее КФХ она не обязана. Указывает на злоупотребление правом со стороны прокуратуры и администрации Губернатора Брянской области. Полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения административного иска, поскольку не доказано нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Указывает, что суд первой инстанции не применил положения ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой Совет не имел права принять решение о досрочном прекращении депутатских полномочий за пределами 30-дневного срока.

В направленных в адрес суда возражениях помощник прокурора Карачевского района Брянской области Щербакова Ю.А. просит решение Карачевского районного суда Брянской области от 29.04.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Брянской области Бойкачева О.А. полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены судом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия – не представили, об отложении слушания по делу – не ходатайствовали.

С учетом требований статьи 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ избрана депутатом Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области пятого созыва, срок ее полномочий определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Прокуратурой Брянской области проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Карачевского районного Совета народных депутатов ФИО4, по результатам которой выявлено, что ФИО4 не отразила в данной справке более 130 объектов недвижимости.

Судом первой инстанции установлено, что единственным участником крестьянского фермерского хозяйства является ФИО4

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимости, не указанные ФИО4 в справке о доходах, принадлежат ей на праве собственности.

Администрацией Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области 05.12.2018 года на основании представления прокуратуры Брянской области в адрес Карачевского районного Совета народных депутатов направлено письмо о досрочном прекращении полномочий депутата Карачевского районного Совета народных депутатов ФИО4 на основании ч. 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением Карачевского районного Совета народных депутатов от 30.01.2019 года № 5-514 отказано в досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4

Не согласившись с решением Карачевского районного Совета народных депутатов, прокурор Карачевского района Брянской области обратился в суд с указанным иском.

Разрешая спор, руководствуясь положениями статей Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и принимая во внимание, что депутатом ФИО4 не представлены сведения о 130 объектах недвижимости, которые находятся у нее в собственности, что является основанием для досрочного прекращения ее полномочий, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении административного иска прокурора Карачевского района Брянской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Частью 10.1 этой же статьи закона предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе, от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ) лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.

Следовательно, непредставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

Частью 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение), органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Пунктом 3 указанного Положения установлен срок предоставления указанных сведений – ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Решением Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области № 5-200 от 17.03.2016 года утверждено Положение о порядке представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей депутатами Карачевского районного Совета народных депутатов, обязывающее депутатов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять такие сведения в районный Совет народных депутатов по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 года № 460.

Таким образом, после вступления в законную силу названного муниципального правового акта, депутаты Карачевского районного Совета народных депутатов обязаны представить предусмотренные федеральным законодательством сведения.

Учитывая, что депутатом ФИО4 не представлены сведения о 130 объектах недвижимости, которые находятся в ее собственности, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что данное обстоятельство является основанием для досрочного прекращения ее полномочий, что соответствует Федеральному закону от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Суд первой инстанции верно не принял во внимание довод ФИО4 о том, что спорное имущество вошло в конкурсную массу, поскольку данное обстоятельство не освобождает ФИО4, как собственника объектов недвижимости, от представления указанных сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Вопреки доводам жалобы, содержащееся в пункте 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предписание, предусматривающие принятие решения представительного органа о досрочном прекращении полномочий депутата не позднее чем через 30 дней со дня появления оснований, является лишь сроком процедурного оформления досрочного прекращения полномочий депутата и не является основанием для отказа в удовлетворении соответствующего иска.

Ссылка на то, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и статью 2 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», которым предполагается освобождение муниципальных депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, от обязанности представления сведений о доходах (расходах), не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку на момент подачи ФИО4 справки, у нее согласно действующему законодательству имелась обязанность представлять сведения о принадлежащем ей имуществе, которую последняя не исполнила.

Выражая несогласие с постановленным по делу решением суда, апеллянт ссылается на отсутствие доказательств нарушения чьих-либо прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Вместе с тем, данный довод не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку жители Карачевского района Брянской области имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления депутатами, которые надлежащим образом соблюдают законодательство Российской Федерации. Продолжение деятельности депутата, нарушившего закон, влечет угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов его избирателей.

В ходе рассмотрения настоящего дела не нашли подтверждения доводы жалобы о наличии злоупотребления правом со стороны прокуратуры и администрации Губернатора Брянской области, напротив, их требования основаны на законе.

Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется, они основаны на неверном толковании заявителем приведенных ею в апелляционной жалобе положений действующего законодательства; повторяют позицию заинтересованного лица и его представителя в суде первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, оснований не согласиться с которой не имеется.

Оснований, установленных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Карачевского районного суда Брянской области от 29.04.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий:

ФИО1

Судьи областного суда:

О.Г. Ильюхина

ФИО2