Судья Луценко Е.А. дело № 33а – 16193/2020 (№ 2а-284/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июля 2020 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Сидоров В.В., при ведении протокола помощником судьи Ткач И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Каневского районного суда Краснодарского края от 25 февраля 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате земельного налога за 2016, 2017 год на общую сумму 2676,73 руб., в том числе: налог в размере 2630 руб.; пени в размере 46,73 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что административный ответчик является плательщиком земельного налога.
За период 2016г., 2017г. исчислен налог, ФИО1 направлено требование об уплате.
Однако ответчик до настоящего времени задолженность не оплатил, в связи с чем, Межрайонная ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Каневского районного суда Краснодарского края от 25 февраля 2020 года административный иск Межрайонной ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю удовлетворен. Суд взыскал с ФИО1 в доход бюджета Краснодарского края недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений 2 676 рублей 73 копейки. С ФИО1 взыскана государственная пошлина в доход государства в размере 400 рублей.
С указанным решением суда не согласился ФИО1 и подал апелляционную жалобу, в которой ссылается на нарушение административным истцом срока, предусмотренного для обращения в суд.
Согласно ч. 2 ст. 307 КАС РФ при подаче апелляционных жалобы, представления на решение суда, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, административное дело рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, судья краевого суда находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Приходя к выводу об удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пене судом первой инстанции указано, что административный ответчик не исполнил законно возложенную на него обязанность по уплате земельного налога, вследствие чего, уполномоченный налоговый орган обратился с административным иском в суд в пределах предусмотренного действующим законодательством срока.
Однако, судья вышестоящей инстанции полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также на неправильном применении норм материального права.
Так, из материалов дела следует, что согласно сведениям об имуществе налогоплательщика, ФИО1 в 2016-2017 году принадлежал земельный участок с кадастровым номером <№..>, площадью 1346 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>.
В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Срок уплаты имущественных налогов определен нормами налогового законодательства, именно п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397 и ст. 409 НК РФ, согласно которым налогоплательщики - физические лица, уплачивают транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае неуплаты имущественных налогов в установленный срок в соответствии со ст. 75 НК РФ начисляются пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Административный ответчик является собственником имущества, которое является объектом налогообложения, имеет задолженность по уплате земельного налога за 2016, 2017 год в размере 2630 руб.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговые уведомления об уплате земельного налога за 2016г. в сумме 1315 руб. и за 2017г. в сумме 1315 руб. направлены ФИО1 31.07.2018г.
Требование об уплате налогов за 2018г. № 7024 по состоянию на 05.02.2019г. в размере общей задолженности в сумме 71454,58 руб. было направлено ФИО1 27.02.2019г. с обязанностью оплатить задолженность по налогу до 02.04.2019г.
Сведений о направлении административному ответчику требования об уплате налогов за 2017г. № 3456 по состоянию на 14.02.2018г. в размере общей задолженности в сумме 64965,98руб. материалы дела не содержат.
Однако, обязанность по уплате земельного налога ФИО1 не исполнена.
За просрочку в уплате налога ответчику была начислена пеня в размере 46,73 руб.
В соответствии с положением ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 данной статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела усматривается, что судебным приказом мирового судьи судебного участка № <Адрес...> Краснодарского края от 30.09.2019г. с должника ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России <№..> по Краснодарскому краю взыскано за период 2017г. недоимка по: - налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 1624 руб., пеня в размере 31,45 руб.; земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 26930 руб., пеня в размере 46,73 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № <Адрес...> Краснодарского края от 18.10.2019г. данный судебный приказ отменен.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что на момент обращения Межрайонной ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю в суд с заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу, исходя из установленного в требовании <№..> об уплате налога в общей сумме 64965,98 руб. срока исполнения обязанности оплатить задолженность по налогу до 03.04.2018г., налоговой инспекцией пропущен срок подачи заявления о взыскании налогов.
При этом о восстановлении данного срока с указанием на уважительность причин его пропуска административным истцом не заявлено.
Кроме того, из содержания определения мирового судьи судебного участка № <Адрес...> Краснодарского края от 18.10.2019г. об отмене судебного приказа от 30.09.2019г. не усматривается, что налоговый орган обращался в суд с заявлением о взыскании задолженности, указанной в административном иске. Данным судебным приказом с ФИО1 были взысканы иные суммы налогов.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Межрайонная ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю является участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 08 февраля 2007 года <№..>-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, судьей вышестоящей инстанции усматривается, что заявленные требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, судья апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судья краевого суда находит решение районного суда подлежащим отмене, а заявленные требования оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 308-310 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить.
Решение Каневского районного суда Краснодарского края от 25 февраля 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени – отказать.
Судья