ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-284/2021 от 04.08.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-284/2021 (№ 33а-13541/2021)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Уфа 4 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Портновой Л.В.,

судей Искандарова А.Ф. и Семенова И.С.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Романовой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Миляш» села Москово муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан к Дюртюлинскому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в продлении срока исполнения предписания №64/1/1 от 16 июня 2020 года, предоставлении отсрочки исполнения предписания,

по апелляционной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Шигапова Ф.Ф. на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф., судебная коллегия

установила:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Миляш» села Москово муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее по тексту - МБДОУ детский сад «Миляш» с.Москово) обратилось в суд с административным иском к Дюртюлинскому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан (далее по тексту -Дюртюлинский межрайонный отдел НД и ПР УНДиПР ГУ МЧС России по РБ) о признании незаконным решения начальника Дюртюлинского межрайонного отдела НД и ПР УНДиПР ГУ МЧС России по РБ Баязитова Р.А. об отказе в предоставлении отсрочки исполнения предписания, отсрочке срока исполнения предписания № №... от 16 июня 2020 года.

Требования мотивированы тем, что дата учреждение обратилось в Дюртюлинский межрайонный отдел НД и ПР УНДиПР ГУ МЧС России по РБ с ходатайством об отсрочке срока исполнения предписания №... от дата на более поздний срок, к ходатайству приложены копии обращений за предоставлением финансовых средств и ответы финансового управления в подтверждение того, что невыполнение в срок предписания вызвано объективными причинами: отсутствием достаточного финансирования. дата ГУ МЧС России по адрес дан ответ №..., которым в удовлетворении ходатайства отказано. Считая, что при наличии объективных причин, по которым исполнение предписания в установленный в нем срок невозможно, указанный ответ является незаконным, МБДОУ детский сад «Миляш» муниципального района адрес Республики Башкортостан просило в соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от дата№... отсрочить срок исполнения предписания №... от дата на 12 месяцев.

Решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от дата, постановлено:

признать незаконным решение начальника Дюртюлинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Баязитова Р.А., выраженное в ответе от дата за №.... Обязать адрес повторно рассмотреть заявление муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «адрес» села адрес о продлении срока исполнения предписания от дата№....

В апелляционной жалобе представитель ГУ МЧС России по адресШигапов Ф.Ф. просит отменить решение суда первой инстанции по тем основаниям, что судом первой инстанции существенно нарушены права ГУ МЧС России по адрес, не указано, какие конкретно пункты Закона №59-ФЗ и Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны нарушены в оспариваемом ответе. Вывод суда «ответ дан формально, отказ в продлении срока исполнения предписания является неполным и немотивированным» противоречит как обстоятельствам дела, так и правовой позиции Верховного Суда Республики Башкортостан. Судом не дана надлежащая оценка доводам начальника Дюртюлинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Баязитова Р.А. о том, что нарушения имели место и в 2018-2019 г.г., однако учреждение не приняло достаточных мер для исполнения предписания. Решение суда не сформулировано четко, не указано кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, что приводит к затруднению при исполнении решения суда. Кроме того, из решения не ясно, каким образом права заявителя будут восстановлены при повторном рассмотрении заявления.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Салимьянову А.А., полагавшую решение законным и обоснованным, представителя административного ответчика Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Шигапова Ф.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции.

Из материалов дела следует, что Дюртюлинским межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по адрес в МБДОУ детский сад «Миляш» адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан дата проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.

По результатам проверки МБДОУ детский сад «Миляш» адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан выдано предписание №... об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в здании МБДОУ детский сад «Миляш» адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан по адрес/а, всего 13 пунктов, в том числе нарушения 28 Федерального закона от дата № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (с Изменениями №№...,2), СНиП дата-89* «общественные здания и сооружения» (с Изменениями №...), СНИМ 31-04-01 «Складские здания», ГОСТ Рдата-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» (с Изменением №...), СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», СНиП дата-85* «внутренний водопровод и канализация зданий».

При этом, срок исполнения предписания установлен до 1 марта 2021 года.

5 февраля 2021 года заведующий детским садом Салимьянова А.А. обратилась к главному инспектору Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Баязитову Р.А. с заявлением о продлении срока устранения нарушений на более поздний срок, указывая, что два пункта из 13 выполнены, для выполнения остальных пунктов предписания была подана заявка в МКУ Управления образованием о выделении финансовых средств, данные пункты не могут быть выполнены в срок в связи с недостаточным финансированием.

9 февраля 2021 года ГУ МЧС России по Республике Башкортостан дан ответ №..., из которого следует, что срок устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливается должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушений, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение. В свою очередь при оценке характера таких нарушений учитываются положения Федерального закона от дата № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (о функциональном назначении зданий (строений, сооружений); степени огнестойкости зданий (строений, сооружений); количества людей, находящихся в здании, их физическом состоянии; материалах и оборудовании, используемых при эксплуатации зданий (строений, сооружений) и т.адрес устранения нарушений требований пожарной безопасности направлен на предупреждение и пресечение нарушений организациями и гражданами обязательных требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Недостаточное финансирование, либо отсутствие денежных средств на устранение требований пожарной безопасности не могут служить основанием для переноса сроков исполнения предписания.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответ, направленный дата заявителю об отсутствии оснований для продления срока исполнения требований предписания в связи с недостаточным финансированием бюджетного учреждения, дан формально, отказ в продлении срока исполнения предписания является неполным и немотивированным. Суд указал, что ответ не соответствует положениям Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, чем нарушаются законные права и интересы административного истца. Оценивая представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования административного истца о признании незаконным решения ГУ МЧС России по адрес, выраженное в ответе ГУ МЧС России по Республике Башкортостан 9 февраля 2021 года дан ответ №..., подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон РФ № 69-ФЗ), согласно статье 1 которого под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

На основании статей 37 и 38 указанного Закона руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Закона РФ №69-ФЗ).

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.

В соответствии с пунктом 91 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644 (далее - Административный регламент), сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа государственного пожарного надзора с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.

Как следует из материалов дела, срок для устранения нарушений, указанных в предписании № №...1/1, установлен органом государственного пожарного надзора в 12 месяцев, то есть до 1 марта 2021 года.

Предписание административным истцом не обжаловано, в том числе в части установленного в нем срока для устранения выявленных нарушений.

5 февраля 2021 г. заведующий детским садо Салимьянова А.А. обратилась к главному инспектору Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Баязитову Р.А. с заявлением о продлении срока устранения нарушений на более поздний срок, указывая, что два пункта из 13 выполнены, для выполнения остальных пунктов предписания была подана заявка в МКУ Управления образованием о выделении финансовых средства, данные пункты не могут быть выполнены в срок в связи с недостаточным финансированием.

9 февраля 2021 года ГУ МЧС России по Республике Башкортостан дан ответ № №..., из которого следует, что срок устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливается должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушений, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение. В свою очередь при оценке характера таких нарушений учитываются положения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (о функциональном назначении зданий (строений, сооружений); степени огнестойкости зданий (строений, сооружений); количества людей, находящихся в здании, их физическом состоянии; материалах и оборудовании, используемых при эксплуатации зданий (строений, сооружений) и т.п. Срок устранения нарушений требований пожарной безопасности направлен на предупреждение и пресечение нарушений организациями и гражданами обязательных требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Недостаточное финансирование, либо отсутствие денежных средств на устранение требований пожарной безопасности не могут служить основанием для переноса сроков исполнения предписания.

Судебная коллегия считает, что оснований для признания незаконным решения об отказе в предоставлении отсрочки исполнения предписания не имеется.

Указанный ответ вынесен надлежащим должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, содержит мотивированные ответы на доводы заявителя, оснований для признания его незаконным, в том числе не соответствующим требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, судебная коллегия не находит.

Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, приводят к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере образования.

Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» органам государственного контроля (надзора), органам муниципального контроля предписано при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимать решения о продлении сроков.

Указанное постановление распространяет своё действие на правоотношения, возникшие в связи с рассмотрением ходатайств об отсрочке сроков исполнения предписаний органов государственного контроля (надзора) в 2020 году.

Поскольку ходатайство муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Миляш» села Москово муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о продлении сроков исполнения предписания поступило в орган государственного контроля (надзора) в 2021 году, на возникшие в связи с этим правоотношения не может быть распространено действие указанного постановления.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение, по убеждению судебной коллегии, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Миляш» села Москово муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в продлении срока исполнения предписания №... от 16.06.2020 года, предоставлении отсрочки исполнения предписания, отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий п/п Л.В. Портнова

Судьи п/п А.Ф. Искандаров

п/п И.С. Семенов

Справка: судья 1-ой инстанции Крамаренко Е.Г.