Судья – Литвинов А.Н. Дело № 33-8055/22
По первой инстанции №2а-2855/21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 1 марта 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Гриценко И.В.,
судей Першиной Н.В., Тимофеева В.В.,
при помощнике судьи Трудовой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по коллективной апелляционной жалобе истцов с поступившими на нее возражениями ответчика на решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 24 ноября 2021 года по делу по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к начальнику Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Южному военному округу) и командиру в/ч 06992 об оспаривании законности акта встречной проверки и отмене приказа об изменении должностных окладов.
Заслушав доклад судьи Тимофеева В.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, поступившие на нее возражения ответчика, выступление представителя истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3 по доверенности ФИО5 в ее поддержку, выступление представителя ответчика Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по Южному военному округу) по доверенности ФИО6, просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с самостоятельными исками, в которых оспаривали выводы, изложенные в п. 3 Акта встречной проверки от 7 августа 2020 года <№...> в части установления им должностного оклада как артистам духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка (таблица 79 приложения <№...> к приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года <№...>), обязать начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по Южному военному округу) исключить из указанного акта вывод о необходимости установления истцам должностного оклада как артистам духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка, обязать командира войсковой части 06992 отменить приказ от 13 августа 2020 года <№...>-ГП в части изменения их должностного оклада и внести изменения в приказ от 13 августа 2020 года <№...>-ГП, установив ФИО4 должностной оклад по позиции «артист симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра народных инструментов» второй категории.
В обоснование предъявленных требований истцы в своих заявлениях указали, что в период с 29 июля по 06 августа 2020 года специалистами Межрегионального управления ведомственного контроля и аудита МО РФ (по Южному военному округу) проводилась проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности войсковой части <№...>. По результатам которой 7 августа 2020 года составлен акт <№...> встречной проверки, с указанием, что в нарушение требований главы IV «Размеры должностных окладов гражданского персонала, осуществляющего деятельность в сфере культуры», подраздела «Театрально-зрелищные организации», таблицы 86 приложения <№...> к приказу МО РФ 2014 года <№...> в период с 1 января 2018 года по 30 сентября 2019 года, а также в нарушение требований подраздела «Театрально-зрелищные организации (драматические театры, ансамбли, оркестры, в том числе являющиеся структурными подразделениями воинских частей и организаций)», таблицы 79 приложения <№...> к приказу МО РФ 2019 года <№...>, в период с 1 октября 2019 года по 30 июня 2020 года, гражданскому персоналу, назначенному приказами командира воинской части, на должности артистов военного оркестра устанавливались должностные оклады по графе 5, строке «Артист симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра. Оркестра народных инструментов высшей категории (концертмейстер)», вместо графы 5, строке «Артист духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка - соответствующей категории». На основании этого командиром войсковой части 13 августа 2020 года издан приказ <№...>-ГП об изменении в сторону уменьшения их должностных окладов.
Полагали, что данный приказ не основан на законе и подлежат отмене, что следует из ответа директора Департамента социальных гарантий МО РФ от 21 августа 2020 года исх. <№...> и из ответа военного прокурора Новороссийского гарнизона от 15 апреля 2021 года <№...> на обращение командира войсковой части 06992 об отсутствии нарушений при установлении должностного оклада по должности «артист оркестра».
Дела по искам ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 районным судом объединены в одно производство.
В судебном заседании ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 при поддержке представителя ФИО5 просили иски удовлетворить, ссылаясь на изложенные в них обстоятельства.
Командир войсковой части <№...><ФИО>10 в судебное заседание не явился по причине нахождения в отпуске.
Представители Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) <ФИО>11 и ФИО7 иск не признали, поддержав ранее поданные возражения.
Обжалуемым решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 24 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к начальнику Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по Южному военному округу) и командиру в/ч <№...> отказано.
В коллективной апелляционной жалобе истцы просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение о восстановлении нарушенных трудовых прав и удовлетворении исковых требований. Полагали, что судом первой инстанции применены не те нормы материального и процессуального права, а также проигнорированы юридически значимые обстоятельства, доводы истцов и их представителя необоснованно отклонены, работодатель не доказал необходимость снижения заработной платы истцов.
Истец ФИО4 и ответчик командир в/ч <№...><ФИО>10 в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены и времени и месте рассмотрения дела, об отложении не просили, дело рассмотрено в их отсутствии.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений отвевтчика, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав пояснения представителя истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3 по доверенности ФИО5 и представителя ответчика Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по Южному военному округу) по доверенности ФИО6, не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела, в период с 29 июля по 06 августа 2020 года специалистами Межрегионального управления ведомственного контроля и аудита МО РФ (по Южному военному округу) проводилась проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности войсковой части 06992.
По результатам проверки 7 августа 2020 года составлен акт <№...> встречной проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности войсковой части 06992, в котором указанно, что в нарушение требований главы IV «Размеры должностных окладов гражданского персонала, осуществляющего деятельность в сфере культуры», подраздела «Театрально-зрелищные организации», таблицы 86 приложения <№...> к приказу МО РФ 2014 года <№...> в период с 1 января 2018 года по 30 сентября 2019 года, а также в нарушение требований подраздела «Театрально-зрелищные организации (драматические театры, ансамбли, оркестры, в том числе являющиеся структурными подразделениями воинских частей и организаций)», таблицы 79 приложения <№...> к приказу МО РФ 2019 года <№...>, в период с 1 октября 2019 года по 30 июня 2020 года, гражданскому персоналу, назначенному приказами командира воинской части, на должности артистов военного оркестра устанавливались должностные оклады по графе 5, строке «Артист симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра. Оркестра народных инструментов высшей категории (концертмейстер)», вместо графы 5, строке «Артист духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка - соответствующей категории».
13 августа 2020 года командиром войсковой части <№...><ФИО>10 издан приказ <№...>-ГП об изменении должностных окладов. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. <№...> «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ» ФИО1, ФИО2, ФИО3 с 1 августа 2020 года установлены оклады в размере 9 320 рублей, а ФИО4 – 7 610 рублей.
Войсковая часть 06992 содержится на самостоятельном штате <№...>, утвержденном <Дата ...> заместителем начальника Генерального штаба ВС РФ и входит в состав Черноморского флота, структурным подразделением Новороссийской военно-морской базы не является, подчиняется, как вышестоящему органу военного управления. Согласно своего предназначения воинская часть является центром (обеспечения). В штат воинской части включен военный оркестр штатной численностью 21 человек (военнослужащие - 17, гражданский персонал - 4) и 10 воспитанников военного оркестра.
Приказом Министра обороны РФ от 14 мая 2015 г. №250 «Об утверждении Норм содержания военных оркестров органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций ВС РФ» утверждены Нормы содержания военных оркестров органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций ВС РФ.
Пунктом 1 Примечания к Нормам содержания для соединений (кроме подводных лодок и надводных сил), военных баз, полков, учебных центров (межрегиональных, межвидовых), центров (обеспечения) Военно-Морского Флота и государственных (центральных) полигонов Министерства обороны РФ численность оркестров установлена в количестве 21 единицы и разрешается содержать не более 10 воспитанников военных оркестров.
Штатная численность военного оркестра войсковой части 06992 определена с учетом ее предназначения и требований норм содержания.
В период с 1 января 2018 г. по 30 сентября 2019 г. оплата труда гражданского персонала воинских частей и организаций ВС РФ осуществлялась на основании приказу Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в ВС РФ постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583».
Гражданскому персоналу размеры должностных окладов по должности «Артист оркестра», следовало устанавливать по разделу IV «Размеры должностных окладов гражданского персонала, осуществляющего деятельность в сфере культуры», подраздела «Театрально-Зрелищные организации», таблицы 86 приложения <№...> к Приказу <№...> по строке - Артист духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка соответствующей категории.
Вместе с тем, как правильно указал рай оный суд в воинской части должностные оклады гражданского персонала оркестра были установлены по строке - Артист симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра, оркестра народных инструментов соответствующей категории.
Порядок оплаты труда гражданского персонала в период с 1 октября 2019 года по 30 июня 2020 года установлен приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. <№...> «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ».
Гражданскому персоналу размеры должностных окладов по должности «Артист оркестра» по разделу IV «Размеры должностных окладов гражданского персонала, осуществляющего деятельность в сфере культуры», подраздела «Театрально-зрелищные организации (драматические театры, ансамбли, оркестры, в том числе являющиеся структурными подразделениями воинских частей и организаций)», таблицы 79 приложения <№...> к Приказу <№...>, но строке - Артист духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка соответствующей категории.
При этом, начисление и выплата заработной платы гражданскому персоналу оркестра производилась исходя из должностного оклада, установленного по строке - Артист симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра, оркестра народных инструментов соответствующей категории.
Таким образом, в проверенном периоде, в результате неправильного применения норм и требований приказов МО РФ, регулирующих порядок оплаты труда гражданского персонала ВС РФ, установлено завышение в оплате труда десяти лицам, в разные периоды исполняющим должностные обязанности артистов оркестра войсковой части 06992.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами районного суда и полагает, что доводы жалобы истцов о нарушении ответчиками их права на получение заработной платы основано на неправильном понимании действующего законодательства и подзаконных нормативных актов.
В силу ч. 1 ст.135 и абзаца 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 ТК РФ - поощрения за труд).
Ссылки истцами в жалобе на ответы директора Департамента социальных гарантий МО РФ и военного прокурора Новороссийского гарнизона как на обоснование исковых требований не опровергают выводов районного суда об обоснованности акта встречной проверки <№...> от 7 августа 2020 года установившего нарушения при определении должностных окладов истцов, которые устранены приказом <№...>-ГП от 13.08.2020 г. командира войсковой части 06992 об изменении должностных окладов.
Судебной коллегией не установлено нарушений трудовых прав оспариваемыми истцами актом встречной проверки <№...> от 7 августа 2020 года и приказом <№...>-ГП от 13.08.2020 г. которые соответствуют положениям приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. <№...> «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций ВС РФ»
Согласно подпункту 2 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
В силу подпунктов 7, 9 пункта 10 данного Положения Министр обороны РФ издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение; издает по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Во исполнение предоставленных полномочий Министром обороны РФ издан Приказ от 18 сентября 2019 г. <№...>, который зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 28 ноября 2019 г., регистрационный <№...>, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2019 г.
Таким образом суд апелляционной инстанции соглашается с районным судом, не установившим обстоятельств свидетельствующих о наличии оснований признать действия ответчиков в отношении трудовых прав истцов на прежний размер заработной палаты не законными и не обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Принимая решения по доводом исковых заявлений, суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения требования истцов об изменении должностного оклада.
Доводы жалобы противоречат действующему законодательству, в связи с чем доводы истцов о нарушении их трудовых прав в связи с результатами встречной проверки уполномоченного контролирующего органа Министерства Обороны РФ не могут быть признаны обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии со стороны работодателя каких-либо нарушений трудовых прав истцов. В ходе рассмотрения дела дискриминации в отношении истцов со стороны работодателя не установлено.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено. Решение суда отвечает требованиям ГПК РФ и положениям Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 "О судебном решении".
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, повторяют позицию истцов при производстве в суде первой инстанции, которой районным судом уже дана оценка с которой соглашается судебная коллегия. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, судом не было допущено.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены или изменения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 24 ноября 2021 года - оставить без изменения, а коллективную апелляционную жалобу истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 - без удовлетворения.
Определение изготовлено в окончательной форме 9 марта 2022 г.
Председательствующий:
Судьи: