ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2865/19 от 24.03.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а-3783/2020 Судья Юсупов В.А.

Дело 2а-2865/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 марта 2020 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Ишимова И.А.,

судей Абдрахмановой Э.Г., Магденко А.В.,

при секретаре Ахмировой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Челябинской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации, к Законодательному Собранию Челябинской области о признании бездействия и решения незаконными, устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции,

по апелляционному представлению прокурора Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 мая 2019 года.

Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав объяснения прокурора прокуратуры Челябинской области – Соколовой Н.Ф., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения представителей Законодательного Собрания Челябинской области – Бовиной Л.В., Исаковой И.А., представителя Янова Н.И., Яновой Л.Б. – Оводовой Е.А. на апелляционное представление, судебная коллегия

установила:

прокурор Челябинской области, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к Законодательному Собранию Челябинской области, в котором просил:

- признать незаконным бездействие о непринятии решения о проведении проверки полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Законодательного Собрания Челябинской области Яновым Н.И. в комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу, соблюдения данным депутатом ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

- признать незаконным решение комиссии Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Челябинской области, о неустановлении факта участия Янова Н.И. в деятельности иностранного хозяйствующего субъекта в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области;

- обязать Законодательное Собрание Челябинской области провести проверку полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Яновым Н.И. в комиссию Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу, соблюдения данным депутатом ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

- обязать Законодательное Собрание Челябинской области рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Янова Н.И.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Челябинской области в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции были выявлены нарушения депутатом Законодательного Собрания Челябинской области Яновым Н.И. антикоррупционного законодательства, установлены факты предоставления им недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2017 годы. В соответствии с ответами УФСБ России по Челябинской области от 30 августа 2018 года №<данные изъяты> и Отдела НЦБ Интерпола ГУ МВД по Челябинской области от 30 августа 2018 года № <данные изъяты> Янов Н.И. является соучредителем компании «Artel Ural», зарегистрированной 16 июня 2006 года, с долей владения 70% акций юридического лица. Также в состав соучредителей компании входит супруга Янова Н.И. – Янова Л.Б. (10% акций юридического лица). Указанное обстоятельство является свидетельством пользования Яновым Н.И. финансовым инструментом за рубежом в виде участия в деятельности организации, местом регистрации или местом нахождения которой является иностранное государство. Таким образом, в нарушение требований п.п. 1.6, 3.3. ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Янов Н.И. к моменту предоставления документов, необходимых для регистрации кандидата, не осуществил отчуждение принадлежащей ему доли в иностранной коммерческой организации, при этом предоставил уведомление о том, что не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Кроме того, в нарушение п. 3.1 ст. 12 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Янов Н.И. в справке о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2015-2017 годы не отразил их участие в деятельности иностранной коммерческой организации. Прокуратурой Челябинской области в адрес председателя Законодательного собрания Челябинской области была направлена информация для поведения проверки полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, о имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Яновым Н.И. По результатам рассмотрения вышеуказанной информации председателем комиссии Законодательного Собрания Челябинской области было сообщено, что факт участия Янова Н.И. в деятельности иностранного хозяйствующего субъекта не установлен. Данный вывод сделан на основании представленных Яновым Н.И. в комиссию договора от 14 февраля 2013 года о переводе на дочь ФИО1 торговых долей, принадлежавших ему и его супруге, а также копии нотариального протокола от 14 февраля 2013 года. При этом оценка сведениям, содержащимся в ответах правоохранительных органов и приложенных документах, комиссией не дана. В нарушение требований п. 3.4. ст. 12 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ проверка полноты и достоверности сведений, представленных депутатом Яновым Н.И., соблюдения им ограничений и запретов, установленных законами, не проведена. Изложенные обстоятельства не отвечают принципам противодействия коррупции, создают предпосылки и условия для безнаказанного игнорирования депутатами антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей, регламентированных на федеральном и региональном уровне. Неисполнение императивных требований законодательства о противодействии коррупции влечет нарушение интересов РФ, как правового государства, обеспечивающего верховенство закона на всей территории России, интересов государства, закрепленных в преамбуле Конституции РФ.

Протокольным определением Центрального районного суда г. Челябинска от 18 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Янова Л.Б., председатель комиссии Законодательного Собрания Челябинской области ФИО2 (т. 1 л.д. 224 оборот).

Решением Центрального районного суда города Челябинска от 13 мая 2019 года административный иск прокурора Челябинской области оставлен без удовлетворения.

В апелляционном представлении прокурор Челябинской области, ссылаясь на изложенные в административном иске обстоятельства и нормативные правовые акты, просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Дополнительно указывает на то, что представленные Яновым Н.И. документы о переводе торговых долей не зарегистрированы, сведений о переводе долей в коммерческом регистре Чешской Республики отсутствуют. Считает, что при наличии достоверно установленного факта пользования Яновым Н.И. финансовыми инструментами за пределами Российской Федерации и достаточных оснований для принятия решения о проведении антикоррупционной проверки, судом необоснованно отказано в удовлетворении административного иска.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 22 октября 2019 года решение Центрального районного суда города Челябинска от 13 мая 2019 года в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения комиссии Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Челябинской области о неустановлении факта участия Янова Н.И. в деятельности иностранного хозяйствующего субъекта, в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области отменено, принято новое решение в указанной части: признано незаконным решение комиссии Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Челябинской области оформленное протоколом № <данные изъяты> от 28 ноября 2018 года в отношении депутата Законодательного Собрания Челябинской области Янова Николая Ивановича; на комиссию Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Челябинской области, возложена обязанность повторно провести проверку полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Законодательного Собрания Челябинской области Яновым Н.И. в комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу, соблюдения депутатом Законодательного Собрания Челябинской области Яновым Н.И. ограничений и запретов, установленных федеральными законами. В остальной части это же решение оставлено без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05 февраля 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 22 октября 2019 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в ином составе судей.

Заинтересованные лица председатель комиссии Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного собрания Челябинской области, ФИО3., а также Янов Н.И., Янова Л.Б. в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в письменных ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть без их личного участия.

Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 13 сентября 2015 года Янов Н.И. был избран депутатом Законодательного Собрания Челябинской области, что подтверждается протоколом № <данные изъяты> окружной избирательной комиссии о результатах выборов по Коркинскому одномандатному избирательному округу № <данные изъяты> (т. 1 л.д. 10).

Решением окружной избирательной комиссии Коркинского одномандатного избирательного округа № <данные изъяты> «О регистрации депутата Законодательного Собрания Челябинской области шестого созыва» от 22 сентября 2015 года № <данные изъяты> Янов Н.И. зарегистрирован депутатом Законодательного Собрания Челябинской области шестого созыва по Коркинскому избирательному округу № 22 (т. 1 л.д. 11).

Участвуя в выборах в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области, Янов Н.И. в уведомлении от 21 июля 2015 года сообщил окружной избирательной комиссии о том, что не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (т. 1 л.д. 13).

Также Янов Н.И. представлял справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своей супруги Яновой Л.Б. за 2015-2017 годы, в которых не отражал сведения об их участии в иностранных хозяйствующих субъектах (т. 1 л.д. 68-119).

Между тем в письме отдела НЦБ Интерпола ГУ МВД России по Челябинской области от 30 августа 2018 года указано о получении из НЦБ Интерпола Чехии информации о том, что Янов Н.И. является соучредителем компаний «Artel Ural» (70 % акций). «Koral» (30 % акций), имеющих регистрацию в г. Прага (т. 1 л.д. 20, 184). Сопроводительным письмом УФСБ России по Челябинской области от 30 августа 2018 года ответ НЦБ Интерпола ГУ МВД России по Челябинской области от 30 августа 2018 года направлен прокурору челябинской области с приложением на 44 листах (т. 1 л.д. 19, 185).

22 октября 2018 года в Законодательное Собрание Челябинской области поступило обращение прокурора Челябинской области от 16 октября 2018 года, в котором он просил председателя Законодательного Собрания Челябинской области провести проверку полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Яновым Н.И. в комиссию Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу, соблюдения депутатом Яновым Н.И. ограничений и запретов, установленных федеральными законами. Данная просьба обусловлена выявлением в ходе проверки сведений о том, что Янов Н.И. является соучредителем компании «Artel Ural» с долей владения 70 % акций юридического лица, а его супруга Янова Л.Б. с долей 10 %. Согласно приложению к письму прилагались сведения УФСБ России по Челябинской области, НЦБ Интерпола Чешской Республики, избирательной комиссии Челябинской области (т. 1 л.д. 14-16, 181-183).

Из представленного протокола заседания комиссии Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного Собрания Челябинской области, от 26 ноября 2018 года следует, что на заседании комиссии под председательством заместителя председателя Законодательного Собрания Челябинской области Мительмана С.А. было принято решение о принятии к рассмотрению информации, предоставленной прокуратурой Челябинской области, депутату Янову Н.И. с целью разрешения вопроса о проведении проверки соблюдения им ограничений и запретов, установленных законодательством РФ, предложено представить в комиссию пояснения, касающиеся поступившей информации (т. 1 л.д. 217-218).

На заседании указанной выше комиссии 28 ноября 2018 года была рассмотрена информация, поступившая из прокуратуры Челябинской области, в отношении депутата Янова Н.И. и принято решение об отсутствии оснований считать установленным факт участия Янова Н.И. в деятельности иностранного хозяйствующего субъекта в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области. На заседании комиссия изучила копии писем ГУ МВД России по Челябинской области, УФСБ России по Челябинской области со ссылкой на данные НЦБ Интерпола ГУ МВД России по Челябинской области, копию уведомления Янова Н.И. от 21 июля 2015 года, выписку из коммерческого регистра компании «Artel Ural», ксерокопии доверенностей на право представлять интересы Янова Н.И. на территории Чешской Республики от 07 февраля 2006 года, 13 июня 2006 года, ксерокопии документов неизвестного содержания, предположительно, на чешском языке без перевода в количестве 27 листов, а также копию договора от 14 февраля 2013 года о переводе Яновым Н.И. и Яновой Л.Б. на дочь ФИО4 торговых долей в компании «Artel Ural», копию нотариального протокола от 14 февраля 2015 года, заверяющего решение общего собрания об изменении учредительного документа. При этом отметила, что в выписке из коммерческого регистра компании «Artel Ural» указана дата создания и регистрации юридического лица – 16 июня 2006 года, но без указания даты, когда она была получена, а представленные прокуратурой копии документов не заверены надлежащим образом, что не позволяет определить их подлинность и дату, когда они были получены. В то время как документы, представленные Яновым Н.И., заверены нотариально, сопровождены официально выполненным переводом с чешского на русский язык (т. 1 л.д. 219-221).

Письмом комиссии Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. представляемых депутатами законодательного Собрания Челябинской области, от 28 ноября 2018 года прокурору Челябинской области сообщено со ссылкой на установленные в ходе проверки обстоятельства о том, что нет оснований считать установленным факт участия Янова Н.И. в деятельности иностранного хозяйствующего субъекта в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты ЗСО (т. 1 л.д. 17-18, 222-223).

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции с учетом представленных сторонами доказательств согласился с выводом комиссии, придя к выводу об отсутствии оснований полагать, что сведения, содержащиеся в уведомлении, которое Янов Н.И. подал 21 июля 2015 года в окружную избирательную комиссию, а также в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2017 годы, являются недостоверными, так как его участие и участие его супруги в деятельности иностранных хозяйствующих субъектов не нашло своего подтверждения.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

В силу положений ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данными решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам.

В порядке п. 3.3 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ под иностранными финансовыми инструментами понимаются доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство.

Статьей 12 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлены ограничения, связанные с депутатской деятельностью.

В силу п. 3.9 названной статьи закона установление в отношении депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, или депутата, избранного в составе списка кандидатов политической партии, фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на соответствующих выборах, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

Кроме того, п. 3.1 указанной статьи закона устанавливает, что депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление или несвоевременное представление указанных в настоящем пункте сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

Согласно п. 3.3 этой же статьи закона комиссия проводит в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, проверки: а) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами; б) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Решением президиума Законодательного Собрания Челябинской области от 25 января 2017 года № 1432-пр утверждено Положение о комиссии Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Челябинской области.

В силу подп.подп. 2, 5 п. 3 указанного Положения к ведению комиссии относится: проведение в утвержденном настоящим решением порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания, а также соблюдения депутатами Законодательного Собрания ограничений запретов, установленных законодательством Российской Федерации; при выявлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении депутатом Законодательного Собрания ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, или о несоответствии расходов депутата Законодательного Собрания и (или) расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, направление материалов соответствующей проверки в комитет Законодательного Собрания по Регламенту и депутатской этике и председателю Законодательного Собрания.

Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Челябинской области, а также соблюдения депутатами Законодательного Собрания Челябинской области ограничений запретов, установленных законодательством Российской Федерации, определен одноименным Положением, также утвержденным решением президиума Законодательного Собрания Челябинской области от 25 января 2017 года № 1432-пр.

В силу подп. 1 п. 3 упомянутого Положения основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме на имя председателя Законодательного Собрания правоохранительными и другими государственными органами. Аналогичные положения также содержатся в подп. «а» п. 3.4 ст.12 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ.

Согласно п. 6 Положения до принятия решения о достаточности оснований для проведения проверки представленная информация предварительно рассматривается комиссией на своем заседании на предмет соблюдения порядка ее поступления в Законодательное Собрание и соответствия полномочиям комиссии, установленным ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 6.2 Закона Челябинской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Челябинской области».

По результатам предварительного рассмотрения информации комиссией может быть вынесено решение о принятии к рассмотрению предоставленной информации (подп. 1 п. 7 Положения).

Как указывалось выше, на заседании комиссии 26 ноября 2018 года было принято решение о принятии к рассмотрению информации, предоставленной прокуратурой Челябинской области. Также депутату Янову Н.И. с целью разрешения вопроса о проведения проверки соблюдения им ограничений и запретов, установленных законодательством РФ, предложено представить в комиссию пояснения, касающиеся поступившей информации.

В соответствии с п. 10 упомянутого Положения вопрос о проведении проверки рассматривается на заседании комиссии.

Основанием для принятия решения о проведении проверки является достаточная информация о предоставлении депутатом Законодательного Собрания недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и (или) о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей с указанием источника предоставленной информации; о факте, который может быть квалифицирован как несоблюдение депутатом Законодательного Собрания ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации (подп.подп. 1, 3 п. 11 Положения).

Согласно п. 13 Положения решение комиссии о проведении проверки направляется депутату Законодательного Собрания, в отношении которого такое решение принято, не позднее двух рабочих дней со дня принятия комиссией такого решения. Решение должно содержать информацию о том, какие сведения, представленные депутатом Законодательного Собрания, и соблюдение каких ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, подлежат проверке.

В порядке п. 15 Положения проверка проводится в срок, не превышающий 90 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении. По решению комиссии срок проведения проверки может быть продлен.

На основании п. 22 Положения результаты проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Законодательного Собрания, а также соблюдения депутатами Законодательного Собрания ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, рассматриваются на открытом заседании комиссии.

При выявлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении депутатом Законодательного Собрания ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, или о несоответствии расходов депутата Законодательного Собрания и (или) расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате проверки, направляются комиссией в трехдневный срок после завершения проверки в комитет Законодательного Собрания по Регламенту и депутатской этике, а в случае необходимости – председателю Законодательного Собрания (п. 23 Положения).

Исходя из приведенных выше правовых норм следует, что после того, как комиссией в соответствии с подп. 1 п. 7 Положения было принято решение о принятии к рассмотрению предоставленной информации, комиссией на заседании решается вопрос о проведении проверки, и в случае наличия основания для этого, которым служит достаточная информация о факте, который может быть квалифицирован как несоблюдение депутатом Законодательного Собрания ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, принимается решение о проведении проверки, содержащее информацию о том, соблюдение каких ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, подлежит проверке. В последующем на основании п. 22 Положения результаты проверки рассматриваются на открытом заседании комиссии, которая при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении депутатом Законодательного Собрания ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, направляет материалы, полученные в результате проверки, в комитет Законодательного Собрания по Регламенту и депутатской этике, а в случае необходимости – председателю Законодательного Собрания.

Между тем вопреки доводу, изложенному в дополнениях к возражениям, о том, что решение о проведении проверки закреплено в протоколе заседания комиссии от 26 ноября 2018 года № <данные изъяты> (т. 1 л.д. 231-233), материалы настоящего дела не содержат таких сведений.

В протоколе заседания комиссии от 26 ноября 2018 года указано только на то, что принято решение о принятии к рассмотрению информации, предоставленной прокуратурой Челябинской области, и Янову Н.И. с целью разрешения вопроса о проведении проверки предложено представить пояснения, касающиеся поступившей информации.

Также в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика заявили, что в результате проверочных мероприятий комиссия не усмотрела достаточных оснований для проведения проверки.

В то же время содержание протокола заседании комиссии от 28 ноября 2018 года свидетельствует о том, что комиссия фактически провела проверку в отношении депутата Янова Н.И., но без принятия решения о проведении проверки, на что указывает наименование повестки заседания «О проверке информации, предоставленной прокуратурой Челябинской области, о возможном участии депутата Законодательного Собрания Челябинской области Янова Н.И. и его супруги Яновой Л.Б. в деятельности иностранного хозяйствующего субъекта в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области», анализ комиссией представленных прокуратурой и Яновым Н.И. документов, существо принятого решения по итогам заседания комиссии, согласно которому факт участия Янова Н.И. в деятельности иностранного хозяйствующего субъекта в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области, не установлен, указание на предоставление сведений о результатах проверки в прокуратуру Челябинской области с уведомлением депутата Законодательного Собрания Челябинской области Янова Н.И.

Кроме того, в дополнениях к возражениям представителем административного ответчика указано, что информация об участии Янова Н.И. и его супруги в деятельности иностранного юридического лица, поступившая из прокуратуры, послужила основанием для проведения проверки (т. 1 л.д. 231-233).

Однако доказательств принятия комиссией на заседании решения о проведении проверки, как того требует указанное выше Положение, в деле не имеется. Следовательно, при установлении факта проведения комиссией проверки имеет место бездействие по непринятию необходимого решения о проведении проверки, инициирующего проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Законодательного Собрания Челябинской области Яновым Н.И., соблюдения данным депутатом ограничений и запретов, установленных федеральными законами.

Принимая оспариваемое решение от 28 ноября 2018 года, комиссия исходила из того, что представленные прокуратурой документы не были заверены должным образом, часть документов, составленная, предположительно на чешском языке, не имела без перевода, в то время как документы, представленные Яновым Н.И. о продаже долей в иностранной компании, были заверены нотариально, имели официальный перевод с чешского на русский язык.

Между тем данное решение принято без надлежащей реализации комиссией предоставленных ей п. 16 Положения прав при проведении проверки. В частности, помимо истребования непосредственно у депутата Законодательного Собрания, в отношении которого проводится проверка, дополнительных сведений и их изучения, комиссия вправе направлять запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, иные российские и общественные объединения об имеющихся у них сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Законодательного Собрания, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, о достоверности и полноте сведений, представленных депутатом Законодательного Собрания в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», о соблюдении депутатом Законодательного Собрания ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия.

В данном случае, несмотря на то, что имевшиеся в распоряжении комиссии документы содержали противоречивые сведения относительно наличия у депутата Законодательного Собрания Челябинской области Янова Н.И. и его супруги Яновой Л.Б. акций в иностранной компании «Artel Ural» (официальные письма УФСБ России по Челябинской области и ГУ МВД России по Челябинской области от 30 августа 2018 года содержали информацию о том, что Янов Н.И. является соучредителем компании «Artel Ural», а договор от 14 февраля 2015 года и нотариальный протокол от 14 февраля 2015 года указывают на отчуждение им торговых долей в данной компании), комиссия не приняла необходимых мер по устранению названных противоречий, в том числе посредством истребования от Янова Н.И. дополнительных сведений, направлении запросов в органы государственной власти, наведения справок у физических лиц.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении комиссией порядка проведения проверки, предусмотренного пп. 10, 11, 13, 16 Положения, которое не позволяет признать объективным и обоснованным содержащийся в оспариваемом решении комиссии вывод о том, что нет оснований считать установленным факт участия Янова Н.И. в деятельности иностранного хозяйствующего субъекта в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области.

Кроме того, в обращении прокурора Челябинской области от 16 октября 2018 года содержалась просьба провести проверку полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Яновым Н.И. в комиссию Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу, соблюдения депутатом Яновым Н.И. ограничений и запретов, установленных федеральными законами.

Однако из протокола заседания комиссии от 28 ноября 2018 года и письма комиссии Законодательного Собрания Челябинской области от этой же даты следует, что предметом проверки явилась информация, представленная прокуратурой Челябинской области о возможном участии депутата Янова Н.И. и его супруги Яновой Л.Б. в деятельности иностранного хозяйствующего субъекта только в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты.

Сведений о проверке поступившей от прокурора информации относительно достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Яновым Н.И. в комиссию на себя и свою супругу, соблюдения Яновым Н.И., как депутатом ограничений и запретов, установленных федеральными законами, ни протокол заседания комиссии от 28 ноября 2018 года, ни письмо комиссии от этой же даты не содержат. Среди изученных комиссией документов отсутствуют справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, составленные Яновым Н.И. в отношении себя и своей супруги Яновой Л.Б. за 2015-2017 годы.

Таким образом, обращение прокурора не было рассмотрено комиссией в полном объеме.

Ссылка представителя заинтересованных лиц на то, что в ходе судебного разбирательства в дело были представлены дополнительные документы, свидетельствующие об отсутствии у Янова Н.И. и его супруги долей акций в иностранной компании «Artel Ural», правового значения по настоящему делу не имеет, поскольку суд не может подменить собой уполномоченный орган, в частности упомянутую выше комиссию, уполномоченную на проведение проверки в отношении депутата Законодательного Собрания Челябинской области.

Таким образом, по делу установлено, что оспариваемые бездействие комиссии по непринятию решения о проведении проверки и ее решение о неустановлении факта участия Янова Н.И. в деятельности иностранного хозяйствующего субъекта не соответствуют нормативному правовому акту, регулирующему спорные правоотношения.

Поскольку указанные бездействие и решение также влекут нарушение интересов Российской Федерации в сфере противодействии коррупции, судебная коллегия полагает, что имеются предусмотренные ст. 227 КАС РФ основания для признания их незаконными.

В целях устранения допущенного нарушения судебная коллегия считает необходимым возложить на комиссию обязанность рассмотреть поступившую из прокуратуры Челябинской области информацию со стадии принятия решения о принятии к рассмотрению данной информации.

Оснований для возложения на административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного собрания Челябинской области Янова Н.И. не имеется ввиду преждевременности данного вопроса.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 мая 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление прокурора Челябинской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие комиссии Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Челябинской области, по непринятию решения о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Законодательного Собрания Челябинской области Яновым Николаем Ивановичем, соблюдения данным депутатом ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации.

Признать незаконным решение комиссии Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Челябинской области, от 28 ноября 2018 года о неустановлении факта участия Янова Николая Ивановича в деятельности иностранного хозяйствующего субъекта в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области.

Возложить на комиссию Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Челябинской области, обязанность рассмотреть поступившую из прокуратуры Челябинской области информацию о возможном участии депутата Законодательного Собрания Челябинской области Янова Н.И. в деятельности иностранного хозяйствующего субъекта в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области, со стадии принятия решения о принятии к рассмотрению данной информации.

В удовлетворении административного иска прокурора Челябинской области в остальной части отказать.

Обязать Законодательное Собрание Челябинской области известить об исполнении решения суд, прокурора Челябинской области в течение 1 месяца со дня вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи