ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2865/2022 от 19.10.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

УИД 68RS0001-01-2022-003266-90

Дело № 2а-2865/2022, № 33a-3479/2022

Судья Толмачева М.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 19 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой М.В.

судей Баранова В.В., Курохтина Ю.А.

при секретаре Деевой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тамбовской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (далее по тексту МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, МТУ) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер, направленных на истребование из чужого незаконного владения имущества – защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, расположенных на территории АО «***» и возложении обязанности устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе исполняющего обязанности руководителя МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях Овчинникова Ю.В. на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 27 июля 2022 года,

заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением к МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер, направленных на истребование из чужого незаконного владения имущества – защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, расположенных на территории АО «***» и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Тамбовской области была проведена проверка в сфере соблюдения законодательства об оборонно-промышленном комплексе, которой установлено, что на территории АО «***» по адресу: г***. АО «***» эксплуатирует данные объекты в мирное время, что подтверждается инвентаризационными карточками.

Административный истец, ссылаясь на положения п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, Федерального закона от 02.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 2 раздела 3 приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», указал, что объекты связи инженерной инфраструктуры, в том числе защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий.

Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

В ходе проведенной проверки было установлено, что в результате приватизации АО «***» перешло право собственности на вышеуказанные защитные сооружения гражданской обороны, при том, что названные убежища относятся к федеральной собственности.

Между тем, МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, являющееся уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным имуществом в Тамбовской области, проявляет бездействие, выразившееся в не принятии мер, направленных на истребование из чужого незаконного владения защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории АО «***».

Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 27 июля 2022 года административные исковые требования заместителя прокурора Тамбовской области удовлетворены.

Признано незаконным бездействие МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, выразившееся в не принятии мер, направленных на истребование из чужого незаконного владения имущества – защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, расположенных на территории АО «***».

На МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях возложена обязанность принять меры к истребованию из чужого незаконного владения недвижимого имущества – защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, расположенных на территории АО «***» по адресу: ***.

Срок исполнения решения суда установлен в течение 8 месяцев со дня вступления его в законную силу.

МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях обязано письменно уведомить суд об исполнении решения суда.

В апелляционной жалобе исполняющий обязанности руководителя МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях Овчинников Ю.В. просит указанное решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 27 июля 2022 года отменить и принять по административному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Доводы жалобы мотивированы тем, что прокуратурой Тамбовской области одним из требований в административном исковом заявлении указано признание незаконным бездействия МТУ, выразившегося в непринятии «действенных мер», направленных на истребование из чужого незаконного владения имущества. Между тем, что подпадает под действенные меры, административным истцом не указано. Судом в решении также не было разъяснено, что именно попадает под понятие «реальных мер», которые не приняло МТУ.

По мнению автора жалобы, все реальные и действенные меры для исполнения представления прокуратуры МТУ были предприняты и соответствующие доказательства были представлены в материалы дела.

Ссылается на тот факт, что АО «***» не отказывается от добровольной передачи вышеназванного недвижимого имущества в собственность Российской Федерации и проводит для этого административные процедуры по кадастровому учету, разделу зданий и решает вопрос о снятии ограничений (обременений) прав в отношении разделенных объектов. Обращение же в суд при наличии проделанной АО «***» работы приведет к затягиванию процесса подготовки документов, неоправданным затратам средств федерального бюджета, которые в существующей ситуации необходимо минимизировать.

Факт передачи объектов гражданской обороны в федеральную собственность во вне судебном порядке после совершения всех административных процедур по формированию убежищ как самостоятельных объектов недвижимости и снятия с них обременения банка подтверждается письмом АО «***» от 15 июня 2022 года.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры Тамбовской области Ермакова Е.С. просит состоявшееся решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание апелляционной инстанции заинтересованные лица – ГУ МЧС России по Тамбовской области и ПАО Банк «ВТБ» не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учётом положений ст. 150 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика Петровичева С.Л. по доверенности поддержала апелляционную жалобу и просила её удовлетворить, с доводами жалобы также согласилась представитель АО «***» Алпатова Е.А.

Представитель прокуратуры Тамбовской области Кочетыгова И.С. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения, исходя из следующего.

Отношения в области гражданской обороны и защиты мест с массовым пребыванием людей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулируются Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 4 указанного Федерального закона).

В силу статей 8, 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, а также планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309.

Согласно п. 13 названного постановления в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища ПРУ, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации. При режиме повседневной деятельности должны выполняться требования, обеспечивающие сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.

Пункт 2 раздела III Приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» относит объекты связи и инженерной инфраструктуры, в том числе защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.

Пункт 15 названного постановления определяет, что управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 461, межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Тамбовской и Липецкой областей.

В силу п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате проведенной прокуратурой Тамбовской области проверки было выявлено, что на территории АО «***» по адресу: ***, право собственности на которые в результате приватизации зарегистрировано за названным акционерным обществом, которое эксплуатирует данные объекты в настоящее время.

Данные обстоятельства подтверждаются техническими паспортами сооружений, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 5 декабря 1996 года, выпиской из журнала учета защитных сооружения гражданской обороны АО «***», инвентаризационными карточками защитных сооружений гражданской обороны № ***, дополнениями и изменениями к плану приватизации Тамбовского производственного объединения «***», сообщением заместителя начальника ГУ МСЧ России по Тамбовской области № ИВ-*** от 27 апреля 2021 года, паспортами убежищ.

Между тем МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях не предпринимались действия по истребованию из чужого незаконного владения защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, расположенных на территории АО «***» по причине добровольного согласия со стороны АО «***» по переоформлению и передачи спорных объектов в федеральную собственность.

Удовлетворяя требования административного истца о признании незаконным бездействия МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, выразившегося в не принятии мер, направленных на истребование из чужого незаконного владения указанных защитных сооружений гражданской обороны, суд исходил из того, что проведение АО «***» административных процедур по добровольной передаче спорных объектов гражданской обороны в федеральную собственность, с учетом истечения сроков, установленных между МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях и АО «***» по добровольной передаче спорных объектов (4 квартал 2021 года), не снимает с административного ответчика прямой обязанности, установленной законом по принятию мер, направленных на истребование имущества из чужого незаконного владения.

При этом судом принято во внимание сообщение руководителя МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях от 10 февраля 2022 года № ***, направленное в адрес прокуратуры Тамбовской области, из которого следовало, что в связи с отсутствием со стороны АО «***» необходимого пакета документов для заключения договора пожертвования о передаче защитных сооружений гражданской обороны Управлением рассматривается вопрос об истребовании защитных сооружений гражданской обороны в судебном порядке, однако, на дату принятия обжалуемого судебного акта такие действия со стороны административного ответчика не совершены.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, правильном применении приведенных в решении норм действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о совершении МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях всех реальных и действенных мер, направленных на передачу в собственность Российской Федерации вышеназванных объектов гражданской обороны, на нашли своего подтверждения.

Проводимые МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях рабочие встречи, соответствующая переписка и телефонные разговоры с представителями АО «***» относительно передачи объектов гражданской обороны нельзя отнести к мерам, направленным на истребование из чужого незаконного владения защитных сооружений гражданской обороны.

При этом судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что в материалы дела не представлены доказательства обращения представителей МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях в органы Росреестра по Тамбовской области для оформления права федеральной собственности в отношении защитных сооружений гражданской обороны с документами, имеющимися в наличии (технических паспортов, инвентаризационных карточек) и отказ регистрирующего органа в оформлении прав собственности.

Несогласие автора апелляционной жалобы с выводами суда и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не является.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы о фактических обстоятельствах дела основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 27 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности руководителя МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях Овчинникова Ю.В. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев с указанной даты во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г. Тамбова.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 октября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: