№ 2а-286/2022
35RS0002-01-2022-000218-15
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 09 июня 2022 года № 33а-2425/2022
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Балаевой Т.Н.,
судей Мещеряковой Н.В., Цветковой Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бабаевский» на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 24 марта 2022 года по административному исковому заявлению администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области к дознавателю отдела дознания Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бабаевский» ФИО1, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бабаевский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о признании незаконным представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Балаевой Т.Н., судебная коллегия
установила:
администрация Бабаевского муниципального района Вологодской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к дознавателю отдела дознания Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бабаевский» (далее – ОД МО МВД России «Бабаевский») ФИО1, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бабаевский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о признании незаконным и отмене представления дознавателя отдела дознания Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бабаевский» ФИО1 от 25 января 2022 года № 1/526 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Требования мотивировали тем, что вышеуказанное представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации гражданином С., является незаконным и нарушающим права и законные интересы администрации, поскольку причины и условия, способствовавшие совершению преступления, не установлены. Кроме того, на органы местного самоуправления не возложены обязанности по проведению конкретных мероприятий с гражданами социальной группы риска, поскольку орган местного самоуправления самостоятельно определяет как форму профилактического воздействия, так и проводимый с определенной формой комплекс мероприятий.
Решением Бабаевского районного суда Вологодской области от 24 марта 2022 года признать незаконным представление старшего дознавателя ОД МО МВД России «Бабаевский» ФИО1 № 1/526 от 25 января 2022 года о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (других нарушений закона).
В апелляционной жалобе МО МВД России «Бабаевский» просит об отмене решения суда, принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что оспариваемое представление не противоречит требованиям действующего законодательства, не возлагает на административного истца каких-либо дополнительных обязанностей, и не содержит указаний в императивной форме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает его соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Согласно части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
По смыслу приведенной правовой нормы, основанием для внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления, является доказанность факта совершения преступления и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих преступление либо облегчающих его совершение. При этом меры, рекомендованные к принятию в соответствии с таким представлением, должны способствовать устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению преступления.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обладают следующими правами: принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений; создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений; принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений; обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования; осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, 25 января 2022 года дознавателем ОД МО МВД России «Бабаевский» ФИО1 в адрес администрации Бабаевского муниципального района внесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона).
Основанием внесения представления послужило нахождение в производстве ОД МО МВД России «Бабаевский» уголовного дела №..., возбужденного по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту управления другим механическим транспортным средством – мопедом на базе велосипеда ..., лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Руководству Администрации Бабаевского муниципального района предложено организовать проведение мероприятий направленных на формирование знаний и навыков по безопасному дорожному движению, информирование о ситуациях, потенциально приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, повышение культуры на дорогах, создание в обществе нетерпимости к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами и правового нигилизма на дороге, совершенствование и развитие систем подготовки водителей транспортных средств. Предусмотреть организацию изготовления и размещения социальной рекламы, направленной на профилактику безопасности дорожного движения, организацию конкурсов тематических проектов, направленных на профилактику безопасности дорожного движения, культуру поведения на дорогах, создание наглядных агитационных материалов для проведения информационно-пропагандистских компаний, направленных на снижение аварийности, смертности и травматизма на дорогах, проведение тематических и информационно-пропагандистских, профилактических мероприятий, фестивалей, соревнований, конкурсов, выставок с несовершеннолетними участниками дорожного движения, в том числе юными инспекторами дорожного движения, организацию и проведение районных конкурсов, соревнований и иных мероприятий по безопасности дорожного движения, участие команды района в областных фестивалях, соревнованиях, конкурсах и других мероприятиях по безопасности дорожного движения. Изготовление и распространение световозвращающих приспособлений в среде дошкольников и учащихся образовательных учреждений, организацию и проведение концертов театрализованных представлений, тематических конкурсов, бесед, книжных выставок по профилактике безопасности дорожного движения в районных учреждениях культуры, комплектование фонда библиотек образовательных учреждений изданиями по пропаганде безопасности дорожного движения, издание методических материалов, буклетов по профилактике дорожно-транспортного травматизма, на знание правил дорожного движения.
Кроме того, указано, что представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения, в случае невыполнения законных требований об устранении препятствий, способствовавших совершению преступления, подлежат административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Из имеющейся в материалах дела копии постановления от 29 октября 2021 года о возбуждении уголовного дела №... по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264.1 УК РФ, следует, что 03 октября 2021 года в 19 часов 35 минут по адресу: , ФИО2, ранее подвергнутый административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения, управлял другим механическим транспортным средством – мопедом на базе велосипеда Stels Navigator 300, без государственных регистрационных номеров в состоянии алкогольного опьянения.
Одной из причин, способствующей совершению преступления, явилось отсутствие проведения мероприятий, направленных на предупреждение опасного поведения участников дорожного движения путем организации и проведения профилактических мероприятий с гражданином С. в рамках муниципальной программы «Обеспечение профилактики правонарушений, безопасности населения и территории Бабаевского муниципального района в 2021-2025 годах».
Разрешая заявленные требования и признавая представление незаконным и нарушающим права административного истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части второй статьи 7, части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что оспариваемое представление дознавателя не соответствует предъявляемым к нему требованиям и не содержит указания на конкретные нарушения норм закона лицом, в адрес которого оно внесено.
Оснований не согласиться с такими выводами суда судебная коллегия не находит, поскольку содержание приведенной выше нормы права во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающей при производстве по уголовному делу выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, предполагает возможность использования подобной формы процессуального реагирования не произвольно, а лишь при объективной доказанности обстоятельств, находящихся в непосредственной связи с совершением расследуемого преступления.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, является властным волеизъявлением государственного органа, которое носит обязательный характер, порождает правовые последствия для лица, в отношении которого оно вынесено, и призвано понудить его принять определенные меры для устранения нарушения закона.
В этой связи конкретность и исполнимость являются обязательными условиями законности такого представления, целью которых выступает исключение необоснованного применения к лицу мер государственного принуждения, в частности, административной ответственности за нарушение установленного в нем срока исполнения.
Соответственно, содержащиеся в представлении формулировки должны быть определенными, а их изложение - доступным для понимания всеми лицами с тем, чтобы можно было четко установить: в каких действиях выражены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, какие нормы права при этом нарушены и что следует сделать для их устранения.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, представление не содержит ссылки ни на одну норму права, которая была нарушена административным истцом при осуществлении деятельности по решению вопросов местного значения в сфере рассматриваемых правоотношений. В представлении не содержатся указания на причины и условия, способствовавшие совершению преступления, в том числе, несоблюдение каких именно правовых норм должностными лицами административного истца облегчило, либо способствовало совершению преступления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что комплекс мер, изложенный в представлении, внесенном в адрес административного истца, дублирует положения Муниципальной программы «Обеспечение профилактики правонарушений, безопасности населения и территорий Бабаевского муниципального района в 2021-2025 годах», утвержденной постановлением администрации Бабаевского муниципального района от 28 декабря 2020 года № 398, основанием для признания оспариваемого представления законным не является, поскольку проведение мероприятий, направленных на формирование знаний и навыков по безопасному дорожному движению, информированию о ситуациях, потенциально приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, повышению культуры на дорогах, созданию в обществе нетерпимости к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами и правового нигилизма на дороге, совершенствованию и развитию систем подготовки водителей транспортных средств, подпрограммой 2 не предусмотрено. Доказательств невыполнения административным истцом иных мероприятий, отраженных в Подпрограмме 2, в материалы дела не представлено.
С учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не содержащей оснований для его отмены.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 24 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Бабаевский» – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи: