Судья Кочкина А.А. дело № 33а-1995/2021
№ 2а-2877/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 16 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
судей Никодимова А.В. и Протодьяконова В.С.,
при секретаре Слепцовой Е.Д.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Протодьяконова В.С., объяснения представителя административного ответчика, судебная коллегия
установила:
20 февраля 2021 года ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (далее – УФНС по РС (Я)) от 30 декабря 2020 года об отказе в предоставлении отсрочки уплаты налога и обязании предоставить ему отсрочку по уплате налога на доходы физических лиц за 2019 год в размере 895 929 руб. В обоснование требований указал, что им был предоставлен полный пакет документов для предоставления отсрочки, в том числе проект договора поручительства, согласие на залог транспортного средства в обеспечение обязательств по оплате налога. Считает, что решения об отказе в отсрочке приняты по основаниям, не предусмотренным законом, не учтено, что указанный доход был получен по судебному решению за невыплаченную заработную плату за 2017 год, за период судебных разбирательств по которому у него возникли новые долговые обязательства, и что бывший работодатель препятствовал трудоустройству.
24 марта 2021 года обжалуемым решением Якутского городского суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе заявитель ФИО2 просит решение суда отменить ввиду необоснованности выводов суда, так как: он предоставил в налоговый орган весь перечень необходимых документов, новые доказательства у него не запрашивались; суд не направил административному ответчику определение о предоставлении доказательств, дающих основания полагать, что его имущественное положение изменится; судом не учтено, что *** часть имущества (транспортного средства) принадлежит его супруге, что бывший работодатель (ПАО «********») имеет перед ним задолженность в размере .......... руб.; суд не дал оценку действиям административного ответчика в части не подписания договоров поручительства и залога, а также доводу о том, что отсрочка могла быть предоставлена в случае если бы транспортное средство оценивалось ниже суммы налога за 2019 год.
В письменном возражении и в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФИО1 просила обжалуемое решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайств об участии в судебном заседании или отложении рассмотрения дела не заявил.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п.2 ч.1 ст.14, ст.15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст.84 КАС РФ.
Согласно пункту 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьёй, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному физическому лицу, имущественное положение которого (без учёта имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Алданского районного суда от 21 июня 2019 года, с учётом изменений, внесённых апелляционной инстанцией, с работодателя ПАО «********» в пользу ФИО2 взыскана недополученная заработная платы и компенсационные выплаты, проценты за задержку заработной платы в сумме .......... рублей. НДФЛ налоговым агентом с работника удержан не был ввиду прекращения трудовых отношений. С полученной суммы административный истец обязан уплатить налог в размере 895 929 рублей.
3 августа 2020 года налоговым органом в адрес ФИО2 направлено налоговое уведомление № ... на уплату налога за 2019 года в сумме 895 929 рублей.
30 декабря 2019 года на заявление об отсрочке от уплаты налога ФИО2 УФНС по РС (Я) дан письменный ответ об отказе в предоставлении отсрочки по уплате НДФЛ за 2019 год.
05 февраля 2021 года решением Федеральной налоговой службы России в удовлетворении жалобы отказано.
Согласно пункта 5 статьи 64 НК РФ заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учёта. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств (драгоценных металлов) за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчётных документов, помещённых в соответствующую картотеку неоплаченных расчётных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
справки банков об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на всех счетах этого лица в банках;
перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключённых с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
Согласно пункта 5.1 статьи 64 НК РФ к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).
Таким образом, из содержания приведённых норм материального и процессуального права следует, что на лицо, которое заявляет о предоставлении отсрочки по уплате налога, возложена обязанность представить исчерпывающие доказательства своего имущественного положения, в том числе все сведения о движимом и недвижимом имуществе, остатках денежных средств на счетах в банках.
Из анализа указанных норм права следует, что необходимым условием для предоставления налоговым органом отсрочки от уплаты налога по настоящему делу являлось обращение ФИО2 с заявлением установленной формы, с приложением указанных выше документов.
Налоговые органы могут предоставить отсрочку от уплаты налога лишь при наличии в представленных ФИО2 документах сведений о том, что финансовое положение ФИО2 не позволяет уплатить налог. Вместе с тем, данные документы должны подтверждать такое имущественное положение ФИО2, которое делает возможным уплату ФИО2 налога в течение одного года.
Такую совокупность документов административный истец в налоговый орган не представил.
В соответствии с названными нормами права суд, рассматривая заявленные требования, правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и пришёл к правомерному выводу о том, что налоговые органы не располагали необходимыми документами, дававшими им возможность предоставить отсрочку от уплаты налога заявителю. При этом обязанность предложить заявителю представить такие документы налоговым органом исполнена.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО2 - без удовлетворения.
Настоящее определение может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи