72RS0013-01-2020-007443-80 | |
Дело № 33а- 123/2022 (33а-6268/2021) | |
В суде первой инстанции № 2а-288/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень | 02 февраля 2022 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е., |
судей | Ревякина А.В., Глушко А.Р., |
при секретаре | Носковой Е.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Насырова Руслана Рафиковича, в лице представителя Баськовой С.В., на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 26 апреля 2021 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 к Насырову Руслану Рафиковичу о взыскании пени удовлетворить частично.
Взыскать с Насырова Руслана Рафиковича, <.......> года рождения, проживающего по адресу: <.......> в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 задолженность в размере 105 736,95 рублей, в том числе: пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 62,21 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 18,88 рублей, пени по земельному налогу за 2017,2018 годы в размере 105 655,86 рублей.
В остальной части иска отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., объяснения представителя Насырова Р.Р. – Баськовой С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по г. Тюмени (далее по тексту также - ИФНС России по г. Тюмени № 1) обратилась с административным исковым заявлением к Насырову Р.Р. о взыскании задолженность в размере 111 923,99 рублей, в том числе: пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 86,68 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 26,31 рублей, пени по земельному налогу за 2017, 2018 годы в размере 111 811 рублей. Требования мотивированы тем, что административный ответчик имеет на праве собственности транспортное средство, а также недвижимое имущество, в связи с чем, ему начислен транспортный налог за 2018 год в размере 12 925 рублей, налог на имущество за 2016 год в размере 16 713 рублей, земельный налог за 2017 год в размере 3 117 422 рублей, направлены налоговые уведомления. Поскольку, налогоплательщиком обязанность по уплате налогов в установленный законом срок не исполнена, налоговым органом начислены пени: по транспортному налогу – 86,68 рублей, по налогу на имущество физических лиц – 26,31 рублей, по земельному налогу – 111 811 рублей, в том числе: за 2017 год – 90 004,96 рублей, за 2018 год - 21 806,04 рублей, а также направлены соответствующие требования. Мировым судьей судебного участка № 1 Калининского судебного района г. Тюмени вынесен судебный приказ № 2а-2219/2019/1м от 04.03.2019 о взыскании земельного налога за 2017 год. РОСП Калининского АО г. Тюмени возбуждено исполнительное производство ФС №126042361/7206 от 22.07.2019. Мировым судьей судебного участка № 3 Калининского судебного района г. Тюмени вынесен судебный приказ № 2-675/2020/9м от 24.03.2020, отменённый определением от 29.04.2020 в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Тюмени № 1, административный ответчик Насыров Р.Р. в судебное заседание суда первой инстанции не явились.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Насыров Р.Р., в лице представителя Баськовой С.В., которая в апелляционной жалобе просит решение Калининского районного суда г. Тюмени от 26 апреля 2021 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что судом первой инстанции при вынесении решения не были проверены доводы Насырова Р.Р., изложенные в возражениях на судебный приказ от 29.04.2020, о том, что кадастровая стоимость земельных участков, на которые начислен земельный налог, не соответствует рыночной. Обращает внимание, что в настоящее время кадастровая стоимость земельных участков оспаривается в Тюменском областном суде. Полагает, что изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения повлияет на размер налогового обязательства административного ответчика как по сумме недоимки, так и по сумме, исчисленной на недоимку пени. Считает, что производство по делу подлежало приостановлению до разрешения указанных административных дел № 3а-16/2021 и № 3а-22/2021. Указывает, что Насыров Р.Р. не получал уведомления о дате и времени судебного заседания.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Тюмени № 1, административный ответчик Насыров Р.Р. в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела основанием к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции не являются, поскольку судебная повестка о дате, времени и месте судебного заседания суда первой инстанции, назначенном на 26.04.2021, была направлена Насырову Р.Р. посредством заказной почты и 03.04.2021 получена административным ответчиком, что подтверждается соответствующей росписью в уведомлении о вручении (л.д. 124).
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
В соответствии с пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются одним из способов исполнения обязанности по оплате, в частности, налогов.
Как следует из части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу требований части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей во время спорного правоотношения, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2).
Статьёй 75 НК РФ предусмотрено, что, пеня начисляется, если иное не предусмотрено названной статьей и главами 25 и 26.1 названного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, а также в определении от 17.02.2015 г. № 422-О, следует, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, вследствие чего законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.
Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту также – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 ст. 399 НК РФ).
Так, налог на имущество физических лиц установлен главой 32 НК РФ, особенности его применения на территории Тюменской области определены применимым к спорному правоотношению Законом Тюменской области от 24.10.2017 г. № 76 «О единой дате начала применения в Тюменской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», а на территории г. Тюмени также Решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 г. № 259 «О Положении о местных налогах города Тюмени»
Налогоплательщиками названного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 указанного Кодекса (статья 400 НК РФ).
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (пункт 1 ст. 401 НК РФ).
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 ст. 409 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту также – ЕГРН) от 13.11.2020, Насырову Р.Р. по состоянию на 31.12.2018 принадлежало помещение с кадастровым номером 72:23:0429002:<.......>, с адресным описанием – <.......> (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 25.07.2017, дата прекращения права – 09.04.2019.
За 2018 год Инспекцией был исчислен Насырову Р.Р. налог на имущество физических лиц на указанное помещение в размере 3 809 рублей, который был взыскан с административного ответчика решением Калининского районного суда г. Тюмени от 7 декабря 2020 года. Кроме того, указанным решением с Насырова Р.Р. была также взысканы пени в сумме 7 рублей 43 копейки за период с 03.12.2019 по 11.12.2019.
Поскольку Насыров Р.Р. налог на имущество физических лиц за 2018 год, указанный в налоговом уведомлении № 890440795 от 11.10.2019, в установленный срок - не позднее 02.12.2019, не оплатил, налоговым органом начислены пени по данному налогу за период с 03.12.2019 по 13.01.2020 в сумме 26,31 рублей, включенные в требование № 27168 по состоянию на 14.01.2020.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение в части взыскания пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год обоснованно исключил из суммы пени, указанной административным истцом, пени по указанному налогу в данный налоговый период, взысканные вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г. Тюмени от 7 декабря 2020 года.
В то же время в соответствии с ответом административного истца от 23.12.2021 на запрос суда апелляционной инстанции от 08.12.2021, из службы судебных приставов 13.09.2021 поступили денежные средства в сумме 46 рублей в счёт оплаты пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год.
С учётом изложенного судебная коллегия полагает, что оснований к взысканию с Насырова Р.Р. пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в настоящее время не имеется, вследствие чего решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 ст. 357 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 ст. 358 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 ст. 360 НК РФ).
Законом Тюменской области от 19.11.2002 № 93 «О транспортном налоге» (далее по тексту также – Закон Тюменской области) в действующей во время спорного правоотношения редакции определено, что ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства: для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно налоговая ставка составляет 55 рублей.
Согласно учетным сведениям, содержащимся в базе данных «ФИС ГИБДД-М» МВД России, по состоянию на 14.11.2020, Насыров Р.Р. имел на праве собственности транспортное средство - автомобиль марки БМВ Х5, 2008 года выпуска, <.......>, дата регистрации права – 17.06.2011, дата утраты права – 19.12.2018, мощность двигателя: 235 лошадиных сил.
В связи с вышеизложенным Инспекцией в отношении Насырова Р.Р. был исчислен транспортный налог за 2018 год и сформировано налоговое уведомление № 890440795 от 11.10.2019 об уплате транспортного налога в размере 12 925 рублей (235*55:12*12). Указанный налог был взыскан с административного ответчика решением Калининского районного суда г. Тюмени от 7 декабря 2020 года. Кроме того, указанным решением с Насырова Р.Р. была также взысканы пени в сумме 24 рубля 47 копеек за период с 03.12.2019 по 11.12.2019.
Поскольку в установленный в налоговом уведомлении № 890440795 срок сумма транспортного налога за 2018 год Насыровым Р.Р. уплачена не была, налоговым органом исчислены пени по транспортному налогу за 2018 год за период с 03.12.2019 по 13.01.2020 в сумме 86,68 рублей, включенные в требование № 27168 по состоянию на 14.01.2020.
Разрешая требования административного истца в части взыскания пени по транспортному налогу за 2018 год, суд первой инстанции обоснованно исходил из вышеизложенных обстоятельств и отказал во взыскании указанных пени за период с 03.12.2019 по 11.12.2019, поскольку вопрос об их взыскании разрешён вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г. Тюмени от 7 декабря 2020 года.
В то же время, поскольку в соответствии с полученным Насыровым Р.Р. через личный кабинет ответом МИФНС № 1 по г. Тюмени от 26.11.2021 на его обращение от 25.11.2021, у Насырова Р.Р. имеется переплата по земельному налогу в сумме 629 379 рублей, которая будет зачтена в счёт текущих начислений, вследствие чего из ИФНС России по г. Тюмени № 1 были 27.12.2021 повторно истребованы сведения о наличии у Насырова Р.Р. фактической задолженности по транспортному налогу за 2018 год и пени по указанному налогу с учётом, в частности, предусмотренной пунктом 5 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности налоговых органов по зачёту излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам.
Поскольку из ответа административного истца от 01.02.2022 на вышеуказанный запрос суда апелляционной инстанции от 27.12.2021 следует, что задолженность административного ответчика по транспортному налогу за 2018 год отсутствует, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии в настоящее время оснований к взысканию с Насырова Р.Р. задолженности по пени по транспортному налогу за 2018 год, вследствие чего решение суда первой инстанции в указанной части также подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 ст. 387 НК РФ).
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 ст. 388 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 ст. 389 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса (пункт 1 ст. 390 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 ст. 393 НК РФ).
Согласно пункту 3 Положения о местных налогах города Тюмени, налоговая ставка в размере 0,1 процента устанавливается в отношении следующих земельных участков: а) не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; б) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); в) занятых индивидуальными гаражами, гаражными кооперативами, гаражно-строительными кооперативами, не используемыми для предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Пунктом 4 ст. 2 Положения о местных налогах города Тюмени отношении земельных участков, занятых индивидуальными гаражами, гаражными кооперативами, гаражно-строительными кооперативами, используемыми для предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; б) в отношении прочих земельных участков - устанавливается налоговая ставка в размере 1,5 процента.
Как следует из выписки из ЕГРН от 11.11.2020, по состоянию на 31.12.2018 Насырову Р.Р. принадлежали следующие объекты недвижимости:
земельный участок с кадастровым номером <.......>:420, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 23.12.2016, дата прекращения права – 31.01.2019;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:890, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 23.12.2016;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:891, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 23.12.2016, дата прекращения права – 29.10.2020;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:902, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 23.12.2016;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:913, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 13.04.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:932, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 22.06.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:933, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 22.06.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:934, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 22.06.2017, дата прекращения права – 16.05.2019;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:986, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:987, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:988, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:989, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:990, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:991, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:992, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:993, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:994, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:995, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:996, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:997, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:833, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 23.12.2016, дата прекращения права – 09.11.2020;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:420, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 23.12.2016, дата прекращения права – 31.01.2019;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:932, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 22.06.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:933, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 22.06.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:990, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:993, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:993, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017;
земельный участок с кадастровым номером <.......>:994, с адресным описанием – г. Тюмень, (общая долевая собственность, размер доли в праве – 1/2), дата регистрации права – 06.12.2017.
В связи с наличием у административного ответчика в 2017 году собственности вышеуказанных земельных участков Инспекцией был исчислен земельный налог за 2017 год и сформировано налоговое уведомление: № 37263834 от 19.09.2018 об уплате земельного налога в размере 3 117 422 рублей с установленным сроком оплаты до 03.12.2018, в отношении земельных участков со следующими кадастровыми номерами и кадастровыми стоимостями: <.......>:934 – 24 398 478 руб.; <.......>:902 – 13 543 руб.; <.......>:890 – 21 546 002 руб.; <.......>:891 – 233 197 350 руб.; <.......>:913 – 46 866 288 руб.; <.......>:833 – 56 064 700 руб.; <.......>:420 – 24 931 руб.; <.......>:992 – 648 226 руб.; <.......>:986 – 77 151 780 руб.; <.......>:987 – 11 253 570 руб.; <.......>:989 – 1 555 894 руб.; <.......>:991 – 215 802 605 руб.; <.......>:996 – 289 166 384 руб.; <.......>:997 – 2 351 616 руб.; <.......>:988 – 2 204 120 руб.; <.......>:932 – 154 609 248 руб.; <.......>:933 – 13 507 231 руб.; <.......>:990 – 785 132 руб.; <.......>:993 – 8 249 189 руб.; <.......>:994 – 5 109 414 руб.; <.......>:995 – 8 815 725 руб., а также – <.......>:914 – 192 514 959 руб.; <.......>:901 – 623 093 659 руб.; <.......>:893 – 239 381 247 руб.
В установленный в налоговом уведомлении № 37263834 срок сумма земельного налога за 2017 год Насыровым Р.Р. уплачена не была, вследствие чего на основании соответствующего заявления административного истца мировым судьей судебного участка № 1 Калининского судебного района г. Тюмени 04.03.2019 вынесен судебный приказ № 2а-2219/2019/1м о взыскании земельного налога за 2017 год, на основании которого РОСП Калининского АО г. Тюмени 22.07.2019 возбуждено исполнительное производство №126042361/7206.
За 2018 год Инспекцией в отношении административного ответчика был исчислен земельный налог и сформировано налоговое уведомление: № 890440795 от 11.10.2019 об уплате земельного налога в размере 3 156 484 рубля в срок до 02.12.2019 в отношении земельных участков со следующими кадастровыми номерами и кадастровыми стоимостями: <.......>:934 - – 24 398 478 руб.; <.......>:902 - 13 543 руб.; <.......>:890 - 21 546 002 руб.; <.......>:891 - 58 135 691 руб.; <.......>:913 - 46 866 288 руб.; <.......>:833 - 56 064 700 руб.; <.......>:420 - 24 931 руб.; <.......>:992 - 648 226 руб.; <.......>:986 - 77 151 780 руб.; <.......>:987 - 11 253 570 руб.; <.......>:932 - 154 609 248 руб.; <.......>:933 - 13 507 231 руб.; <.......>:989 - 1 555 894 руб.; <.......>:991 - 215 802 605 руб.; <.......>:996 - 289 166 384 руб.; <.......>:997 - 2 351 616 руб.; <.......>:988 - 2 204 120 руб.; <.......>:994 - 5 109 414 руб.; <.......>:993 - 8 249 189 руб.; <.......>:990 - 785 132 руб.; <.......>:995 - 8 815 725 руб.; <.......>:406 – 213 083 руб..
В установленный в налоговом уведомлении № 890440795 срок, сумма земельного налога Насыровым Р.Р. уплачена не была, в связи с чем решением Калининского районного суда г. Тюмени от 7 декабря 2020 года с Насырова Р.Р. был взыскан земельный налог в размере 3 156 484 рубля. Кроме того, указанным решением с Насырова Р.Р. были также взысканы пени в сумме 6 155 рублей 14 копеек за период с 03.12.2019 по 11.12.2019.
В последующем, поскольку оплата земельного налога в установленные в вышеуказанных налоговых уведомлениях № 37263834, № 890440795 сроки Насыровым Р.Р. произведена не была налоговым органом начислены пени по земельному налогу в размере 11 1811 рублей, из них, за 2017 год – 90 004,96 рублей за период с 04.12.2018 по 09.05.2019; за 2018 года - 21 806,04 рублей за период с 03.12.2019 по 13.01.2020.
Разрешая требования административного истца в части взыскания пени по земельному налогу за 2018 год, суд первой инстанции обоснованно исходил из вышеизложенных обстоятельств и отказал во взыскании указанных пени за период с 03.12.2019 по 11.12.2019, поскольку вопрос об их взыскании разрешён вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г. Тюмени от 7 декабря 2020 года.
В то же время, как следует из приобщённых к материалам дела решений Тюменского областного суда, в отношении ряда принадлежащих административному ответчику земельных участков изменена их кадастровая стоимость, применяемая при расчёте земельного налога, подлежащего взысканию с Насырова Р.Р. за 2017, 2018 годы.
Так, решением Тюменского областного суда от 12 августа 2021 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: <.......>:986 равной 25 806 000 рублей на период с 01 января 2017 года и до внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка; <.......>:991 равной его рыночной стоимости в размере 50 212 976 рублей на период с 01 января 2017 года и до внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка; <.......>:996 в размере 61 549 978 рублей на период с 01 января 2017 года и до внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка; <.......>:833 в размере 34 689 600 рублей на период с 01 января 2016 года и до внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка; <.......>:891 в размере 34 534 500 рублей на период с 01 января 2017 года и до внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Тюменского областного суда от 30 сентября 2021 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>:913, на период с 01.01.2017 до внесения в государственный реестр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, установлена равной 21 177 342 рубля, а земельного участка с кадастровым номером <.......>:932 – 68 949 620 рублей.
Вследствие изменения кадастровой стоимости принадлежащих административному ответчику земельных участков в налоговые периоды 2017, 2018 годов, подлежит изменению и размер пени, подлежащих взысканию с данного лица вследствие несвоевременной оплаты земельного налога в указанные налоговые периоды.
Из ответа административного истца от 23.12.2021 на запрос судебной коллегии от 08.12.2021 следует, что в связи с изменением кадастровой стоимости принадлежащих Насырову Р.Р. земельных участков Инспекцией 01.12.2021 произведён перерасчёт земельного налога за 2017, 2018 годы, вследствие чего уменьшена и сумма пени, подлежащих взысканию за указанные налоговые периоды. В приложенном к указанному ответу заявлении административного истца об уточнении административных исковых требований указания на необходимость взыскания пени по земельному налогу за 2017, 2018 годы не содержится.
На отсутствие задолженности по земельному налогу за 2017, 2018 годы указано также в дополнительном ответе административного истца от 27.12.2021 на запрос судебной коллегии от 08.12.2021.
В то же время из ответа ИФНС России по г. Тюмени № 1 от 01.02.2022 на запрос судебной коллегии от 27.12.2021, а также заявления об уточнении исковых требований следует, что у административного ответчика имеется задолженность по пени по земельному налогу за 2018 год в сумме 86,68 рублей.
Судебная коллегия с учётом совокупности представленных сторонами по делу доказательств, полагает, что поскольку в соответствии с полученным Насыровым Р.Р. через личный кабинет ответом МИФНС № 1 по г. Тюмени от 26.11.2021 на его обращение от 25.11.2021, у Насырова Р.Р. имеется переплата по земельному налогу в сумме 629 379 рублей, с учётом, в частности, предусмотренной пунктом 5 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности налоговых органов по зачёту излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по, в том числе, пеням, приходит к выводу о том, что имеющаяся у административного ответчика Насырова Р.Р. задолженность по пени по земельному налогу за 2018 год подлежала погашению административным истцом вследствие зачёта вышеуказанных сумм земельного налога, излишне уплаченных административным ответчиком, а также образовавшихся вследствие перерасчёта земельного налога по результатам изменения кадастровой стоимости земельных участков.
С учётом изложенного судебная коллегия полагает, что в части взыскания пени по земельному налогу за 2017, 2018 год решение суда первой инстанции также подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
С учётом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой ин станции с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Апелляционную жалобу Насырова Руслана Рафиковича удовлетворить.
Решение Калининского районного суда г. Тюмени от 26 апреля 2021 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 к Насырову Руслану Рафиковичу требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии