ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-288/2021 от 14.07.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-3849/2021

В суде первой инстанции дело № 2а-288/2021

УИД: 27RS0006-01-2020-003550-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Коноплевой И.А.,

судей: Чуешковой В.В., Карбовского С.Р.,

при секретаре Цой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июля 2021 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению МИФНС № 3 по Хабаровскому краю к Смалису А.Е. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени,

по апелляционной жалобе административного ответчика Смалиса А.Е. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

МИФНС № 3 по Хабаровскому краю обратилась в суд с административным иском к Смалису А.Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 5309 руб., пени по транспортному налогу за 2015, 2016, 2018 года в размере 496,04 руб., по земельному налогу за 2018 год в размере 9,15 руб., мотивируя свои требования тем, что административный ответчик в указанные налоговые периоды являлся собственником имущества – земельного участка:

с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (дата регистрации права 29.11.2016 г., дата утраты права 22.06.2018 г.);

с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (дата регистрации права 22.06.2018 г.).

Также на его имя были зарегистрированы транспортные средства:

автомобиль легковой Тойота Ланд Круисер 200, ГРЗ , дата регистрации права 01.06.2012 г., дата утраты права 13.06.2014 г.;

автомобиль легковой ТОЙОТА ЛЭНД КРУЗЕР ПРАДО, ГРЗ , дата регистрации права 28.04.2015 г., дата утраты права 30.04.2016г.;

автомобиль легковой ТОУOTA-LANDCRUISER 2, ГРЗ , дата регистрации права 17.07.2014 г., дата утраты права 22.02.2017 г.;

автомобиль грузовой ИСУЗУ ЭЛЬФ, ГРЗ , год выпуска 1989 г., дата регистрации права 21.11.2017 г.;

прочее самоходное транспортное средство НIТАНI EX-120, ГРЗ , дата регистрации права 27.09.2004 г., дата утраты права 08.05.2014 г.;

прочее самоходное транспортное средство МТ ЛБ, ГРЗ , дата регистрации права 17.11.2011 г., дата утраты права 25.04.2018 г.

Ответчику исчислены: транспортный налог за 2018 год в размере 5309 руб.

Налогоплательщик транспортный налог за 2015, 2016, 2018 года, земельный налог за 2018 год в установленный законом срок не уплатил, в связи с чем, налоговым органом начислена пеня в размере 496,04 руб. по транспортному налогу и 9,15 руб. по земельному налогу.

Просила указанную недоимку и пеню взыскать с административного ответчика.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 марта 2021 года административный иск удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе административный ответчик Смалис А.Е. просит решение суда отменить, поскольку указанная налоговая задолженность им фактически оплачена, взыскание с него госпошлины полагает неправомерным.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась.

Суд, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело при указанной явке.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (часть 6 статьи 58 Налогового кодекса РФ).

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, пеня начисляется; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Главой 28 Налогового кодекса РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Обязательные к уплате на территории Хабаровского края региональные налоги установлены и введены в действие Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае», который также определяет основания, порядок и условия применения налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, отдельные элементы налогообложения по федеральным налогам и специальным налоговым режимам, а также устанавливает иные положения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.

Согласно части 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (часть 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно части 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).

Статьей 396 Налогового кодекса РФ определено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ).

Суд первой инстанции установил, что Смалис А.Е. в 2015, 2016, 2018 годах являлся собственником имущества – земельного участка: с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (дата регистрации права 29.11.2016 г., дата утраты права 22.06.2018 г.); с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (дата регистрации права 22.06.2018 г.), а также на его имя были зарегистрированы транспортные средства: автомобиль легковой Тойота Ланд Круисер 200, ГРЗ , дата регистрации права 01.06.2012 г., дата утраты права 13.06.2014 г.; автомобиль легковой ТОЙОТА ЛЭНД КРУЗЕР ПРАДО, ГРЗ , дата регистрации права 28.04.2015 г., дата утраты права 30.04.2016г.; автомобиль легковой ТОУOTA-LANDCRUISER 2, ГРЗ , дата регистрации права 17.07.2014 г., дата утраты права 22.02.2017 г.; автомобиль грузовой ИСУЗУ ЭЛЬФ, ГРЗ , год выпуска 1989 г., дата регистрации права 21.11.2017 г.; прочее самоходное транспортное средство НIТАНI EX-120, ГРЗ , дата регистрации права 27.09.2004 г., дата утраты права 08.05.2014 г.; прочее самоходное транспортное средство МТ ЛБ, ГРЗ , дата регистрации права 17.11.2011 г., дата утраты права 25.04.2018 г.

В связи с чем, ему был исчислен транспортный налог за 2018 год в размере 5309 руб. Налогоплательщик транспортный налог за 2015, 2016, 2018 года, земельный налог за 2018 год в установленный законом срок не уплатил, в связи с чем, налоговым органом начислена пеня в размере 496,04 руб. по транспортному налогу и 9,15 руб. по земельному налогу.

В связи с неуплатой вышеуказанных налогов и пени административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 68 судебного района «Хабаровский район Хабаровского края» с заявлением о вынесении судебного приказа. 31.07.2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимок по налогам и пени, который 11.08.2020 года был отменен.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводам о необходимости удовлетворения административного искового заявления о взыскании с административного ответчика указанных в административном иске налоговой недоимки и пени в полном объеме, поскольку административный ответчик, являясь налогоплательщиком, свою обязанность по уплате налогов не исполнил.

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия полагает ошибочными и не соответствующими имеющимся в деле доказательствам.

Из материалов административного дела следует, что налоговой инспекцией в отношении Смалиса А.Е. был исчислен транспортный налог за 2015 год: на автомобиль легковой ТОЙОТА ЛЭНД КРУЗЕР ПРАДО, ГРЗ , в размере 1 680 руб.; на автомобиль легковой TOYOTA-LANDCRUISER 2, ГРЗ , – 1 020 руб., на прочее самоходное транспортное средство МТ ЛБ, ГРЗ , – 3 401 руб., были направлены налоговое уведомление от 06.08.2016 № 61908232, в котором предлагалось погасить задолженность до 01.12.2016 года и требование № 25885, в котором предлагалось погасить задолженность до 21.02.2017;

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 09.01.2018 требования налогового органа о взыскании недоимки за 2015 год были удовлетворены в полном объеме.

Также в отношении Смалиса А.Е. был исчислен транспортный налог за 2016 год: на автомобиль легковой ТОЙОТА ЛЭНД КРУЗЕР ПРАДО, ГРЗ , в размере 747 руб.; на автомобиль легковой TOYOTA-LANDCRUISER 2, ГРЗ , –1 020 руб.; на прочее самоходное транспортное средство МТ ЛБ, ГРЗ , – 3 401 руб., было направлено налоговое уведомление от 23.08.2017 № 35575394, в котором предлагалось в срок до 01.12.2017 года погасить имеющуюся задолженность.

В 2017 году Смалисом А.Е. 07. была произведена оплата в размере 747 руб. В связи с отсутствием полной оплаты, налоговый орган сформировал налогоплательщику требование № 4570 с числящейся за ним по состоянию на недоимкой по налогу и пени в размере 4 502.02 руб., в котором предлагалось погасить задолженность до 20.03.2018.

С данным требованием Инспекция в судебные органы не обращалась.

Кроме того, в отношении Смалиса А.Е. был исчислен транспортный налог за 2018 год: на следующие транспортные средства: автомобиль грузовой ИСУЗУ ЭЛЬФ, ГРЗ , в размере 4 400 руб.; на прочее самоходное транспортное средство МТ ЛБ, ГРЗ , – 909 руб., были направлены налоговое уведомление от 10.07.2019 № 22899142, в котором предлагалось в срок до 02.12.2019 погасить имеющуюся задолженность и требование № 80416, в котором предлагалось погасить задолженность до 30.01.2020.

12.02.2020 года Смалисом А.Е. была произведена оплата транспортного налога в размере 5 309 руб., которая первоначально была зачтена в счет погашения задолженности за предыдущие периоды, а 26.03.2021 года была зачтена за 2018 год.

12.02.2020 года Смалисом А.Е. была произведена оплата земельного налога за 2018 год в размере 2 658 руб.

Налоговые органы, в силу пункта 1 части 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ, являются органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании.

06.05.2020 года произведено списание налоговой недоимки в размере 2482 руб.;

02.04.2021 года произведено списание налоговой недоимки по транспортному налогу в размере 13 856.80 руб. и пени по транспортному налогу в размере 6 835 руб.

Задолженность по транспортному налогу у Смалиса А.Е. отсутствует.

За Смалисом А.Е. учтена задолженность по пеням по транспортному налогу: за 2014 год (с 14.08.2016 по 05.03.2017) – 35,46 руб., за 2015 год (с 14.06.2018 по 19.06.2018) – 8,85 руб., за 2016 год (с 14.06.2018 по 19.06.2018) – 6,41 руб.

Так как транспортный налог за 2018 год был административным истцом уплачен в полном объеме, вывод суда о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2018 в размере 5 309 руб. является ошибочным.

При этом, поскольку подлежащие уплате до 02.12.2019 года земельный (5 309 руб.) и транспортный (2658 руб.) налоги были уплачены налогоплательщиком только12.02.2020 года, с него подлежит взысканию, за период с 03.12.2019 по 18.12.2019 года, пеня по транспортному налогу в размере 18,27 руб. и пеня по земельному налогу в размере 9,15 руб.

Вместе с тем, оценивая обоснованность административных требований о взыскании пени по транспортному налогу за 2015, 2016 года, необходимо учитывать, что в силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).

Аналогичное разъяснение дал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 г. N 381-О-П.

Как было указано выше, налоговая задолженность была с административного ответчика списана и в настоящее время отсутствует.

Списание налоговой задолженности имеет правовым последствием утрату налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога и, при списании налоговым органом налоговой задолженности, пени на такие недоимки начислению не подлежат и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Таким образом, в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.

При изложенных обстоятельствах правовые основания для взыскания с административного ответчика задолженности по пеням по транспортному налогу за 2015, 2016 года отсутствует.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу административного ответчика Смалиса А.Е. удовлетворить частично.

Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 марта 2021 года в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2018 год, пеней по транспортному налогу за 2015, 2016 года отменить, принять по делу в указанной части новое решение, которым административное исковое заявление МИФНС № 3 по Хабаровскому краю к Смалису А.Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год, пеней по транспортному налогу за 2015, 2016 года оставить без удовлетворения.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Абзац второй резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «Взыскать со Смалиса А.Е., <данные изъяты>, в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю, за период с 03.12.2019 года по 18.12.2019 года: пеню по транспортному налогу за 2018 год в размере 18,27 руб.; пеню по земельному налогу за 2018 год в размере 9,15 руб.».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.

Председательствующий:

И.А. Коноплева

Судьи:

В.В. Чуешкова

С.Р. Карбовский