ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2906/20209Д от 09.12.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Калашникова А.В. № 2а-2906/2020 9 декабря 2020 года

Докладчик Лобанова Н.В. № 33а-6935/2020 город Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Пономарева Р.С.,

судей Лобановой Н.В., Харлова А.С.,

с участием прокурора Васильева С.В.,

при секретаре Мироненко М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 31 августа 2020 года по административному делу по административным исковым заявлениям ФИО1, ФИО2 о признании недействующими отдельных положений Порядка определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 13 февраля 2020 года .

Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия

установила:

постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 13 февраля 2020 года утвержден Порядок определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск» (далее по тексту также – Порядок).

Данное постановление официально опубликовано на официальном информационном интернет-портале муниципального образования «Город Архангельск» 13 февраля 2020 года и в печатном издании – газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, является действующим.

Согласно пункту 1.2 Порядка он действует на всей территории муниципального образования «Город Архангельск» и обязателен для всех юридических и физических лиц.

Пункт 1.3 Порядка предусматривает, что организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов и иные физические лица обязаны организовывать место накопления твердых коммунальных отходов путем оборудования контейнерной площадки с установкой на ней контейнеров в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.

В силу пункта 1.4 Порядка размещение отходов (в том числе установка контейнеров без оборудования контейнерной площадки) вне определенных на основании данного Порядка будет считаться как несанкционированная свалка (сброс, складирование и (или) временное хранение мусора вне мест, специально отведенных для этого) и влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.

Эта норма исключена из текста оспариваемого Порядка постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 11 сентября 2020 года .

Пункт 2.6 Порядка запрещает самовольную установку контейнеров, бункеров, контейнерных площадок без согласования с администрацией муниципального образования «Город Архангельск».

На основании пункта 2.8 Порядка обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административными исками о признании недействующими со дня принятия пунктов 1.2, 1.3, 1.4, 2.6, 2.8 Порядка определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 13 февраля 2020 года .

Определением суда от 23 июля 2020 года дела по этим административным искам объединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований указано, что административные истцы являются субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку зарегистрированы на территории муниципального образования «Город Архангельск». Положения пунктов 1.1 и 1.2 Порядка противоречат друг другу, их содержание вызывает неоднозначное толкование. Пункты 1.3, 2.8 Порядка противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации, поскольку возлагают обязанность по организации контейнерной площадки при каждом многоквартирном или индивидуальном жилом доме, не учитывая внутридомовое инженерное устройство для накопления мусора, а также возможность размещения контейнерной площадки на придомовой территории. Пункты 1.3, 1.4, 2.6, 2.8 Порядка противоречат Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов является обязанностью муниципального образования «Город Архангельск», а не иных лиц.

Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 31 августа 2020 года в удовлетворении административных исков отказано.

С этим судебным постановлением не согласились административные истцы ФИО1, ФИО2 В апелляционной жалобе просят решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела, нарушение норм материального права.

В письменных возражениях <данные изъяты> администрации губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области А.И. просит принятое по делу судебное постановление оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.

Заслушав административного истца ФИО1, представлявшего также интересы административного истца ФИО2, представителей заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная компания «Метелица+» ФИО3, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мегаполис» ФИО4, поддержавших апелляционную жалобу по изложенным доводам, представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО5, просившую оставить без изменения решение суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных относительно нее возражений, заслушав заключение участвующего в деле прокурора Васильева С.В., полагавшего принятое по делу судебное постановление не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции с соблюдением установленного законом порядка, не противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права и интересы административных истцов не нарушает.

Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене правильного по существу решения суда.

В соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в числе прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Девятнадцатый абзац статьи 1, пункты 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливают императивное правило о том, что накопление отходов, то есть складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, в том числе, правил благоустройства муниципальных образований.

Пунктом 10.11.3 Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года № 581, предусмотрено, что организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) организовывать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов путем оборудования места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами в сфере градостроительной деятельности, или заключения договора с владельцем оборудованного действующего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Пункт 4 статьи 8 и пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» наделяют органы местного самоуправления полномочиями по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Этим нормам корреспондируют положения пунктов 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, в силу которых в случаях, когда обязанность по созданию места накопления (площадки) накопления твердых коммунальных отходов действующим законодательством возложена не на органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а на иные лица, эти лица обязаны согласовывать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что вопросы благоустройства территории соответствующего муниципального образования носят комплексный характер и предполагают участие органов местного самоуправления, в том числе, в организации на территории муниципального образования деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), твердых коммунальных отходов, для чего они наделяются собственной компетенцией по принятию властно-предписывающих решений, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о наличии у администрации муниципального образования «Город Архангельск» полномочий урегулировать оспариваемым порядком процедуру согласования с названным органом местного самоуправления создания лицом, на которое соответствующая обязанность возложена законом, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Форма и порядок принятия нормативного правового акта, отдельные положения которого оспариваются, включая его опубликование, в рассматриваемом случае также соблюдены, что подтверждается представленными в деле материалами, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Положения пункта 1.2 Порядка соответствуют требованиям части 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающей правило об обязательности исполнения на всей территории муниципального образования принимаемых органами местного самоуправления муниципальных правовых актов.

Как следует из пункта 1.1 Порядка сферой его регулирования являются отношения, возникающие в связи с согласованием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в случаях, когда обязанность по созданию таких мест (площадок) возложена на юридические и физические лица.

Таким образом, исходя из сферы регулирования нормативного правового акта, как она определена в приведенной норме, суд первой инстанции правомерно отклонил утверждение административных истцов о том, что оспариваемые положения, в том числе, пункты 1.2, 1.3 Порядка, обязывают любые юридические и физические лица на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществлять накопление твердых коммунальных отходов исключительно путем оборудования и содержания места накопления (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. В тоже время, если названными лицами создается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, данные действия в силу приведенных положений пунктов 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, должны осуществляться с обязательным соблюдением требования о необходимости согласования размещения такого места с органом местного самоуправления.

С учетом изложенного, исходя из положений пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, правильным следует признать и суждение суда первой инстанции о том, что установленный пунктом 2.6 Порядка запрет юридическим и физическим лицам оборудовать места (площадки) накопления отходов без согласования с администрацией муниципального образования «Город Архангельск» не противоречит положениям действующего федерального законодательства в сфере оборота твердых коммунальных отходов.

Помимо изложенного, в соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункт 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156).

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов, в том числе, крупногабаритных, осуществляется потребителями способами, перечисленными в пунктах 10-11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.

Административные истцы полагают, что в нарушение приведенных норм пункт 1.3 Порядка устанавливает безальтернативный способ складирования твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов – только путем оборудования и содержания контейнерной площадки.

Судебная коллегия находит это суждение необоснованным.

В соответствии с пунктом 13 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Архангельской области, утвержденного постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 27 декабря 2017 года № 39п, бестарный способ накопления твердых коммунальных отходов обеспечивается по решению регионального оператора и осуществляется путем накопления твердых коммунальных отходов в пакетах, мешках или других аналогичных емкостях непосредственно в мусоровозный транспорт без использования каких-либо оборудованных мест.

Пункт 12 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Архангельской области, утвержденного постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 27 декабря 2017 года № 39п, предусматривает, что сбор твердых коммунальных отходов посредством мусоропроводов и мусороприемных камер осуществляется в многоквартирных домах, зданиях, оборудованных соответствующей внутридомовой инженерной системой, организациями, осуществляющими эксплуатацию таких домов, зданий. Вывоз твердых коммунальных отходов, накопление которых осуществляется посредством мусоропроводов и мусороприемных камер, осуществляется на основании договора, заключенного эксплуатирующей организацией с региональным оператором.

Исходя из приведенных положений областного законодательства, принимая во внимание содержание пунктов 3, 4, 16 и 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, судебная коллегия приходит к выводу о том, что согласование с органом местного самоуправления требует создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в виде контейнерной площадки, специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов.

Накопление твердых коммунальных отходов посредством мусоропроводов и мусороприемных камер в случае, если многоквартирные дома оборудованы соответствующей внутридомовой инженерной системой, как и бестарный способ накопления твердых коммунальных отходов не требуют создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и согласования этих действий с органом местного самоуправления в смысле, придаваемом Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.

Не имеется оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции и о том, что пункт 2.8 Порядка, указывающий на обязанность выполнения работ по благоустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов их владельцами, не противоречит требованиям федерального законодательства.

В силу статей 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, пункта 10.11.3 Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года № 581, содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, также включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290.

Таким образом, в случае организации собственниками помещений многоквартирных жилых домов, а также собственниками индивидуальных жилых домов в целях накопления образующихся в результате их деятельности твердых коммунальных отходов мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, эти лица обязаны содержать такие места и выполнять работы по их благоустройству.

С учетом изложенного, поскольку положения пунктов 1.1 и 2.8 Порядка в их системном истолковании предполагают, что в случае создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов иными лицами (а не органами местного самоуправления), в том числе, собственниками индивидуального жилого дома либо собственниками помещений многоквартирного жилого дома, работы по их благоустройству, содержанию в исправном состоянии размещенного на данных площадках оборудования является обязанностью таких лиц, а в том случае, если такие площадки являются общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома – организации, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом, это соотносится с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290.

Соответственно, пункт 2.8 Порядка, вопреки утверждению административных истцов и заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная компания «Метелица+», общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мегаполис», не устанавливает какую-либо новую обязанность, а воспроизводит положения законодательства, имеющего большую юридическую силу, что, исходя из разъяснений, данных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.

Указывая на то, что положения пункта 2.8 Порядка выходят за предмет его регулирования, как он определен пунктом 1.1 Порядка, административные истцы и заинтересованные лица общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная компания «Метелица+», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мегаполис» не принимают во внимание, что учет возможности выполнения соответствующих работ при решении вопроса о согласовании размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не исключается.

Содержащийся в пункте 1.4 Порядка запрет на размещение отходов вне определенных в соответствии с установленным порядком мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов соотносится с предписанием пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 9 и 15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.

Помимо изложенного, судебная коллегия принимает во внимание, что указанный пункт Порядка признан утратившим силу постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 11 сентября 2020 года № 1464 и на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не является действующим. Сведений о том, что применение указанной нормы в правоотношениях с участием административных истцов либо заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная компания «Метелица+», общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мегаполис» повлекло для них юридически значимые негативные последствия, что требует судебного пресечения допущенных нарушений, суду не представлено.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, сводятся к субъективной оценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, что не могут рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда. Апелляционная жалоба не содержит каких-либо новых данных, не учтенных судом при рассмотрении дела.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии с требованиями процессуального закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 31 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи