ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-290/2021 от 02.06.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

УИД: 68RS0002-01-2020-003918-86

Дело № 2а-290/2021, 33а-1964/2021

Судья Кострюков П.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 02 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Епифановой С.А.,

судей: Моисеевой О.Н., Симоновой Т.А.,

при секретаре Абросимовой И.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Тамбова Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности установить охранные зоны тепловых сетей,

по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2021 года,

Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокуратурой Октябрьского района г.Тамбова по обращению филиала ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация», являющегося собственником тепловых сетей на территории города Тамбова, проведена проверка соблюдения земельного законодательства.

В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории муниципального образования городского округа – город Тамбов не установлены охранные зоны тепловых сетей, имеют место факты размещения нестационарных и стационарных торговых объектов в пределах территорий охранных зон тепловых сетей, что является нарушением, в частности, требований земельного законодательства РФ, и создает препятствия для надлежащей и безопасной эксплуатации тепловых сетей в целом, угрозу жизни и здоровью граждан, а также разрушения имущества, используемого в целях обеспечения коммунальными ресурсами жителей города Тамбова.

Учитывая выявленные в ходе проверки нарушения, прокуратурой района 27.07.2020 года в адрес главы г. Тамбова Тамбовской области внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства.

Согласно ответу администрации г. Тамбова Тамбовской области №2-30-4321/20 от 10.09.2020 г., уполномоченным органом по установлению охранных зон тепловых сетей на территории города Тамбова, до вступления в силу постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об охранной зоне тепловых сетей», является орган исполнительной власти Тамбовской области в лице управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области.

Вместе с тем, исходя из положений Закона Тамбовской области от 28.12.2015 г. №618-3 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования городского округа - город Тамбов и органами государственной власти Тамбовской области» управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области полномочиями по разработке порядка установления зон с особыми условиями использования территории (охранных зон тепловых сетей) не обладает, что подтверждается ответом Управления № 49.01-04/2989 от 26.10.2020 г.

В административном иске и.о. прокурора Октябрьского района г.Тамбова с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова, выразившееся в непринятии мер к установлению на территории муниципального образования городского округа – город Тамбов зоны с особыми условиями использования территорий (охранных зон тепловых сетей) и обязать администрацию г.Тамбова установить на территории муниципального образования городского округа – город Тамбов зоны с особыми условиями использования территорий (охранных зон тепловых сетей).

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2021 г. административные исковые требования и.о. прокурора Октябрьского района г. Тамбова удовлетворены в полном объеме.

С данным решением суда не согласилась администрация города Тамбова Тамбовской области и обратилась с апелляционной жалобой о его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы ее автор указывает, что установление охранных зон тепловых сетей в настоящее время невозможно, так как данный вопрос не урегулирован на федеральном уровне. Уполномоченным органом по установлению охранных зон тепловых сетей на территории города Тамбова, до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об охранной зоне тепловых сетей», является орган исполнительный власти Тамбовской области в лице Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области. Однако, судом первой инстанции данные обстоятельства не были приняты во внимание.

Считает, что суд первой инстанции необоснованно сделал выводы о том, что администрацией города Тамбова не принималось мер к установлению на территории города зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон тепловых сетей), поскольку ранее администрация города Тамбова обращалась в Управление архитектуры Тамбовской области с предложением рассмотреть вопрос установления таких зон.

Кроме того полагает, что по данному делу администрация города Тамбова является ненадлежащим административным ответчиком,

В возражениях на апелляционную жалобу ПАО «Квадра – генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация», считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив судебный акт в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу подп.2 п.1 ст.104 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе, в целях безопасной эксплуатации объектов энергетики. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (п.2 ст.104 Земельного кодекса РФ).

К числу зон с особыми условиями использования территорий отнесена - охранная зона тепловых сетей (п.1 ст.105 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч.6 ст.106 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.Из названного положения Земельного кодекса РФ следует, что установление охранных зон тепловых сетей на территории муниципального образования городского округа – город Тамбов должно осуществляться на основании решения администрации г. Тамбова, поскольку положения статьи 106 Земельного кодекса РФ иного не предусматривают, как и ч.6 ст.106 ЗК РФ не подлежит иному толкованию. Как следует из материалов административного дела, на территории муниципального образования городского округа – город Тамбов не установлены охранные зоны тепловых сетей. Удовлетворяя заявленные административные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о бездействии органа местного самоуправления по не принятию мер к установлению на территории муниципального образования городского округа – город Тамбов зоны с особыми условиями использования территорий (охранных зон тепловых сетей), что приводит к нарушению требований земельного законодательства РФ, к невозможности обеспечения сохранности элементов тепловых сетей и бесперебойного теплоснабжения потребителей. Судебная коллегия, соглашаясь с выводами районного суда, исходит из следующего. Согласно ч.16 ст.26 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи. Таким образом, до утверждения Правительством РФ положения об охранной зоне тепловых сетей, решение об установлении такой охранной зоны принимается в порядке, установленном до дня официального опубликования Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 августа 2020 г. N 428/пр, со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об охранной зоне тепловых сетей" признается не подлежащим применению приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 августа 1992 г. N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей". В силу названного следует, что до утверждения Правительством РФ положения об охранной зоне тепловых сетей, установление охранных зон тепловых сетей подлежит осуществлению в соответствии с Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17 августа 1992 г. N 197. То обстоятельство, что в Типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей не определен орган, уполномоченный принимать решение об установлении охранных зон тепловых сетей, исходя из положения ч.6 ст.106 Земельного кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу, не свидетельствует об отсутствии таких полномочий у органа местного самоуправления. Согласно п.1 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17 августа 1992 г. N 197, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии бездействия со стороны администрации г. Тамбова по не принятию мер к установлению на территории муниципального образования городского округа – город Тамбов зоны с особыми условиями использования территорий (охранных зон тепловых сетей), что нарушает требования земельного законодательства РФ. Факт отсутствия охранных зон административный ответчиком не оспаривался. Вопреки доводам жалобы о том, что установление охранных зон тепловых сетей в настоящее время невозможно, так как данный вопрос не урегулирован на федеральном уровне, не является основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей. Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, они фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств. Однако, основания для иной оценки, имеющихся в деле доказательств, отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих в безусловном порядке отмену решения суда первой инстанции, не установлено. С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы. Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова Тамбовской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Тамбова.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 июня 2021 года.

Председательствующий –

Судьи -