Судья: Космынцева Г.В. дело № 33а-10008/2020 (№ 2а-2918/2020) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 31 августа 2020 года г. Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего – Вачковой И.Г. судей – Лазаревой М.А.,Навроцкой А.Н. при секретаре – Туроншоевой М.Ш. с участием прокурора- Галкиной А.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного истца Рубина А.Б. по доверенности Белавина А.Г. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 21 августа 2020 года. Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия установила: Рубин А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии <адрес> об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, обязании вынести решение о регистрации кандидата в депутаты. В обоснование заявленных требований указал, что решением территориальной избирательной комиссии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района г.о. <адрес> второго созыва, по мотивам нарушения положений действующего законодательства в части представления для регистрации по одномандатному избирательному округу № подписных листов не соответствующих утвержденному решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, образцу в части правильного указания наименования представительного органа муниципального образования — отсутствия в данных подписных листов указания наименования субъекта Российской Федерации - «<адрес>». Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Ленинского внутригородского района <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № (далее ТИК) от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов <адрес><адрес> А.Б. Рубина». Решением Ленинского районного суда г. Самары от 21.08.2020 года в удовлетворении требований Рубина А.Б. отказано. В апелляционной жалобе представитель административного истца Рубина А.Б. по доверенности Белавин А.Г. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В судебном заседании суда апелляционной инстанции Рубин А.Б. и его представитель по доверенности Белавин А.Г. доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям. Председатель территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.о. Самара Самарской области Флигель А.А. и представитель административного ответчика по доверенности Шевырин Е.К. возражали против доводов жалобы, просили решение суда оставить без изменения. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам. Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу. В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 24.12.2019) (далее - Закон Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД) законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования. Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) основанием отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. На основании пункта 6 статьи 76 этого же Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом. Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени. В соответствии с частью 2 указанной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации: 1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона); 3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона); 4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных; 5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах). Согласно пункта 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. В соответствии с частью 5 статьи 75 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, статьей 74 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом. В силу подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец дал согласие Самарскому региональному отделению Политической партии «Российская объединённая демократическая партия «<данные изъяты>»» на его выдвижение кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва по избирательному округу №. ДД.ММ.ГГГГ административный истец передал административному ответчику документы, необходимые для его регистрации кандидатом в депутаты. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя истца рабочая группа по приему и проверке документов, утвержденная решением Комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с частью 6 статьи 37 Закона Самарской области № 142-ГД провела проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата, и установила, что кандидатом Рубиным А.Б. было представлено 17 подписей на 4 листах в 1 папке. Согласно итоговому протоколу, составленному по результатам проверки подписных листов кандидата Рубина А.Б., 0 подписей избирателей, содержащихся в представленных им подписных листах, признаны недостоверными, 17 подписей - недействительными. В качестве оснований признания подписей недействительными указаны следующие: форма подписного листа не соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пп. «и», п. 6.4. ст. 38). В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к данному Федеральному закону. Согласно пункту 8.1 Федерального закона № 67-ФЗ на основании форм подписных листов, установленных данным Федеральным законом, организующая выборы комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся, в данном случае, указания представительного органа муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа. Во исполнение вышеуказанных требований указанного Федерального закона территориальной избирательной комиссией <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва» утвержден образец заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа <адрес>. Данное решение было опубликовано на сайте официального сетевого издания Избирательной комиссии <адрес> «<данные изъяты>». Согласно утвержденному территориальной избирательной комиссией в рамках компетенции и в соответствии с требованиями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ образцу заполнения подписного листа, в форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва ДД.ММ.ГГГГ должно быть указано следующее наименование представительного органа муниципального образования: «<данные изъяты>». Как установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, в подписных листах, представленных Рубиным А.Б., в наименовании представительного органа указано: «Совета депутатов Ленинского внутригородского района <адрес>», что не соответствует утвержденному решением ТИК образцу заполнения в данной части подписного листа. В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата. В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ, признаются недействительными. Сведения, утвержденные в соответствии с положениями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ организующей выборы избирательной комиссией в образце заполнения подписного листа, являются неотъемлемым элементом формы подписного листа, определенной приложением 8 к данному Федеральному закону. Несоответствие подписного листа данному образцу прямо указывает на несоответствие такого подписного листа форме подписного листа в целом. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами, пришел к правильному выводу о том, что административным ответчиком правомерно принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района г.о. <адрес> второго созыва по одномандатному избирательному округу № Рубина А.Б., поскольку все представленные Рубиным А.Б. в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения не соответствуют форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону «№ 67-ФЗ. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют положениям Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД и Обзору судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденному Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16 марта 2016 г. Доводы административного истца о том, что соблюдение образца заполнения подписного листа является необязательным и его несоблюдение не влечет признание подписей недействительными, является ошибочным, основанном на неверном толковании норм Федерального закона. В данном случае, исходя из положений подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, существенное значение имеет соответствие подписного листа образцу заполнения подписного листа, утвержденному согласно пункту 8.1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ. При этом судом первой инстанции не установлено, что наименование представительного органа в образце заполнения подписного листа, утвержденного территориальной избирательной комиссией, не соответствует Уставу Ленинского внутригородского района городского округа <адрес>. Вопреки доводам апелляционной жалобы указание в подписных листах полного наименования представительного органа муниципального образования (с указанием субъекта Российской Федерации, в котором проводятся выборы соответствующего представительного органа муниципального образования), направлено как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 67ФЗ. Данное истолкование вышеприведенных норм права соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2012 N 658-О. Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства с достоверностью свидетельствуют о нарушении кандидатом в депутаты Рубиным А.Б. формы подписного листа, влекущем в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 названного выше Федерального закона № 67-ФЗ недействительность всех подписей избирателей в представленных вышеуказанным кандидатом подписных листах. Доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного решения. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Ленинского районного суда г. Самары от 21.08.2020 является законным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда определила: Решение Ленинского районного суда г.Самары от 21 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Рубина А.Б. по доверенности Белавина А.Г. – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 сентября 2020 года. Председательствующий Судьи |