ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-291/2023 от 19.09.2023 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Бабушкин С.А. Дело № 33а-7459/2023

УИД: 22RS0069-01-2022-004722-58

№ 2а-291/2023 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2023 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе: председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Мальцевой О.А., Запаровой Я.Е.

при секретаре ФИО2

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Бийского городского суда Алтайского края от 24 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.Бийска, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о признании незаконным действий (бездействия), возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Мальцевой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором с учетом утонения требований просил:

- признать незаконным бездействие администрации г.Бийска, выразившееся в неподаче сведений в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – Минстрой Алтайского края) и Региональному оператору «Фонд капитального ремонта Алтайского края» в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес> проведении капитального ремонта в 2021-2023 годах по следующих видам работ: внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения и теплоснабжения, подвального помещения, фасада, что привело к переносу сроков капитального ремонта на более поздний срок.

- признать незаконным бездействие Минстроя Алтайского края, выразившегося в нереализации краткосрочного плана реализации краевой программы капитального ремонта на 2021-2023 годы в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес> по указанным видам работ; неисполнении Приказа Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 года № 368 «Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2020 - 2022 годах краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы» в части многоквартирного дома по адресу: <адрес>; невключении многоквартирного дома по адресу: <адрес> Приказ Минстроя Алтайского края от 23 августа 2022 № 621 «Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2023 - 2025 годах краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы» по указанным видам работ на 2023 год;

- признать незаконными действия Минстроя Алтайского края, выразившиеся в исключении многоквартирного дома по адресу: <адрес> из краткосрочного плана реализации на 2021-2023 годы по указанным видам работ, утвержденного приказом Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 года № 368 путем внесения изменений в указанный приказ приказом № от 29 июня 2021 года № 266, приказом от 30 июня 2022 года № 447, приказом от 29 декабря 2022 года № 967, переносе сроков капитального ремонта по данным видам работ на более поздний период;

- возложить на администрацию г.Бийска обязанность подать сведения в установленной форме в Минстрой Алтайского края и Региональному оператору «Фонд капитального ремонта Алтайского края» о проведении катального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес> по указанным видам работ в 2022 и 2023 году;

- возложить на Минстрой Алтайского края обязанность включить многоквартирный дом по адресу: <адрес> краткосрочный план реализации на 2022 и 2023 год в срок до 30 марта 2023 года, обеспечить проведение капитального ремонта по указанным видам работ в 2023 году.

В обоснование заявленных требований указано, что при ежегодной актуализации программы капитального ремонта многоквартирных домов, администрация г.Бийска не подала сведения в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес> Минстрой Алтайского края и Региональному оператору «Фонд капитального ремонта Алтайского края» о необходимости проведения капитального ремонта данного дома в 2022 и 2023 году по видам работ: внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения и теплоснабжения, подвального помещения, фасада без законных на то оснований, сославшись на наличие копии прокола общего собрания собственников данного дома от 2 марта 2021 года об отказе от проведения работ по капитальному ремонту. Решение об отсутствии необходимости проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома принимается рабочей комиссией администрации г.Бийска, такое решение рабочей комиссией не принималось. Решением Бийского городского суда Алтайского края от 22 декабря 2022 года протокол общего собрания собственников многоквартирного дома признан недействительным. При таких обстоятельствах у администрации г.Бийска отсутствовали основания для неподачи сведений о необходимости проведения капитального ремонта в 2021-2023 годах. Несоблюдение администрацией г.Бийска порядка принятия решения при актуализации краевой программы капитального ремонта привело к незаконному переносу сроков капитального ремонта на более поздний без законных на то оснований.

Приказом Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 года № 368 утвержден краткосрочный план реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории Алтайского края на 2020 -2022 гг.. Согласно приложению № 1 к указанному приказу многоквартирного дома по адресу: <адрес> включен в реестр многоквартирных домов, в которых планируется проведение работ по капитальному ремонту на сумму 6 634 223,94 руб. в 2021 году, при этом согласно приложению № 2 в 2021 году по видам работ капитального ремонта запланированы следующие виды работ: внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, теплоснабжения на сумму 3 782 033,94 руб., подвального помещения на сумму 820 931 руб., фасада на сумму 2 031 259 руб., которые до настоящего времени не проведены Минстроем Алтайского края. Учитывая, что данный дом на основании решения Бийского городского суда Алтайского края от 22 января 2015 года одним из первых включен в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов по данным видам работ еще на 2016-2017 годы, а в последующем сроки проведения капитального ремонта переносились Минстроем Алтайского края сначала на 2019 год, затем на 2021 год, а в краткосрочный план реализации на 2022 и 2023 год не включен, что прямо указывает на невыполнение приказа от 30 августа 2019 года № 368. Действия Минстроя Алтайского края привели к незаконному переносу сроков работ по капитальному ремонту на более поздний срок, так как в течение 8 лет дом не был капитально отремонтирован.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 24 мая 2023 года в удовлетворении в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, с принятием нового об удовлетворении требований в полном объеме, взыскать государственную пошлину в размере 150 руб., ссылаясь на прежние доводы, полагая, что судом им не была дана надлежащая оценка. Дополнительно указывая, что согласно бальной оценке многоквартирный дом по адресу: <адрес> имеет наивысшую бальную оценку среди всех домов в перечне – 9,75 баллов, включенных в программу, в связи с чем указанный дом необходимо было включить в краткосрочный план капитального ремонта многоквартирных домов в 2023 году. Административные ответчики не представили доказательств наличия правовых оснований для переноса сроков работ по капитальном ремонту на более поздний срок. Решение рабочей комиссии, оформленное протоколом от 29 марта 2023 года № 50, принято после подачи административного искового заявления, в связи с чем, не может повлиять на разрешение заявленных административных требований; решение рабочей комиссии, оформленное протоколом от 29 марта 2023 года № 50, оспорено административным истцом в судебном порядке; протокол общего собрания от 2 марта 2021 года признан незаконным вступившим в законную силу решением Бийского городского суда от 22 декабря 2022 года.

Доводы ответчика об недостаточности денежных средств для проведения капитального ремонта не являются законным основанием для отказа в проведении капитального ремонта жилого дома и включения его в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта на 2023 год согласно приказа Минстроя Алтайского края от 23 августа 2022 года № 621. Административный ответчик не доказал невозможность проведения капитального ремонта в 2021-2023 годах, причину непроведения капитального ремонта в 2021 и 2022 году. Судом приняты во внимание недопустимые и неотносимые доказательства, представленные ответчиком, и отвергнуты представленные истцом.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация г.Бийска просит решение суда оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, об отложении разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор по существу, городской суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводам о том, что администрацией г.Бийска не допущено незаконного бездействия в части непредставления сведений в Минстрой Алтайского края в 2021,2022 годы, поскольку сведения о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> краткосрочный план реализации программы капитального ремонта в 2020 году были поданы на этап в три года – 2020-2022 годы, жилой дом включен в приказ Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 г. N 368; признание недействительным решением Бийского городского суда Алтайского края от 22 декабря 2022 года по делу *** протокола общего собрания собственников многоквартирного дома от 2 марта 2021 года не свидетельствует о допущенном незаконном бездействии или незаконных действиях Минстроя Алтайского края, совершенных в 2021-2022 по принятию, утверждению и исполнению краткосрочного плана реализации краевой программы, поскольку запланированные работы по капитальному ремонту в пределах установленных лимитов денежных средств выполнены; действия по переносу сроков капитального ремонта на 2023 -2025 гг. и последующему невключению спорного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта на 2023-2025 годы нельзя признать незаконными, поскольку собственниками многоквартирного дома был подан протокол общего собрания собственников от 2 марта 2021 года, в соответствии с которым спорные виды работ по капитальному ремонту было постановлено не проводить; рабочей комиссией принято решение года о невключении спорного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации краевой программы на 2023-2025 годы, которое в установленном порядке не оспорено.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции по существу об отсутствии оснований для признания бездействия административных ответчиков незаконным, одновременно приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В соответствии частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

В силу части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Материалами дела подтверждается, что многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> включен в краевую программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы", утвержденную Постановлением Администрации Алтайского края от 27.03.2014 N 146 ( в ред. от 29.12.2020,) по видам работ: ремонт крыши 2017-2019 г.г., ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома; ремонт фасада 2020 -2022 гг., ремонт фундамента – 2029-2031гг.

В соответствии с краевой программой "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы", утвержденную Постановлением Администрации Алтайского края от 27.03.2014 N 146 (ред. от 11.06.2021) перенесены сроки проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по видам работ: ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения; ремонт подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома; ремонт фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения на 2023 – 2025 г.г. Сроки по иным видам работ оставлены без изменения.

В действующей редакции (от 19.06.2023) постановления Администрации Алтайского края от 27.03.2014 N 146 сроки проведения капитального ремонта жилого дома составляют: ремонт крыши 2017-2019 гг., ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения -2020-2022 гг., ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения; ремонт подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома; ремонт фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения – 2023-2025г.г., ремонт фундамента – 2029-2031г.

Таким образом, согласно региональной программе сроки проведения капитального ремонта жилого дома по спорным видам работ в 2021 году перенесены с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг.

Сторонами не оспаривается, что ремонт крыши многоквартирного дома выполнен в 2017 году, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения осуществлен в 2021 году.

Капитальный ремонт по видам работ: ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения; ремонт подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома; ремонт фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения не проведен.

Собственниками помещений в указанном многоквартирном доме выбран способ формирования капитального ремонта на общем счете регионального оператора (т.1 л.д. 179).

В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме (часть 7 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, порядок подготовки и утверждения краевой программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, и требования к этой программе установлены Законом Алтайского края от 28 июня 2013 года № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» (далее Закон № 37-ЗС).

В соответствии со статьей 2 Закона № 37-ЗС к полномочиям Правительства Алтайского края относятся утверждение краевой программы, определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, определение порядка ежегодной актуализации краевой программы (пункты 3, 12.1, 12.3 части 2); к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган) относятся разработка и реализация краевой программы, разработка и утверждение краткосрочных планов реализации краевой программы сроком на три года, проведение мероприятий по ежегодной актуализации краевой программы (пункты 3-5 части 3); к полномочиям органов местного самоуправления края относится создание комиссий по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и принятия решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 3 части 5).

В силу части 8 статьи 7 Закона № 37-ЗС краевая программа подлежит ежегодной актуализации в порядке и сроки, установленные Правительством Алтайского края.

В силу части 2 статьи 8 Закона N 37-ЗС определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации краевой программы осуществляется, исходя из следующих критериев: 1) года ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; 2) даты последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; 3) нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах; 4) полноты поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме. Данный критерий используется при ежегодной актуализации краевой программы; 5) наличие принятого собственниками помещений в многоквартирном доме решения об уплате взносов на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный Правительством Алтайского края. Данный критерий используется при ежегодной актуализации краевой программы.

В силу части 3 статьи 13 Закона Алтайского края № 37-ЗС средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. Такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального образования.

Порядок актуализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года № 156 (далее - Порядок актуализации краевой программы).

Основания актуализации Программы, в соответствии с пунктом 3 Порядка актуализации краевой программы: включение многоквартирных домов в Программу либо исключение из нее; изменение очередности проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; изменение перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; исправление технических ошибок.

Согласно пункту 7 Порядка актуализации краевой программы перенос установленного Программой срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме допускается при актуализации Программы при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, указанных в пунктах 1 - 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 13-14 Порядка актуализации краевой программы в целях актуализации Программы органы местного самоуправления муниципальных районов и городских, муниципальных округов Алтайского края, на территории которых расположены многоквартирные дома, формируют: перечень многоквартирных домов, включаемых в Программу либо исключаемых из нее по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 5 настоящего порядка; перечень многоквартирных домов, в отношении которых изменена очередность проведения капитального ремонта и (или) перечень работ по капитальному ремонту; перечень многоквартирных домов, по которым изменена их техническая характеристика. Форма указанных перечней утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – «уполномоченный орган»).

Перенос установленного Программой срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме допускается при актуализации Программы при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, указанных в пунктах 1 - 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации ( пункт 7 Порядка).

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских, муниципальных округов Алтайского края направляют в уполномоченный орган в срок не позднее 1 апреля года, в котором проводится актуализация Программы, утвержденные перечни многоквартирных домов, предусмотренные пунктом 13 настоящего порядка.

Согласно пункту 5 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 31 декабря 2014 года № 599 органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов создают комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - "комиссия"); утверждают состав комиссии, назначают ее председателем должностное лицо органа местного самоуправления; утверждают план работы комиссии; принимают меры для обеспечения ее деятельности.

В силу пункта 18 Постановления Администрации Алтайского края от 31.12.2014 № 599 «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» окончательное решение о необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме принимает уполномоченный орган путем актуализации в установленном порядке краевой программы, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в соответствии с частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановление Правительства Алтайского края от 29 декабря 2017 года № 496 утвержден Порядок подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы.

Подпунктом 1 пункта 3 Порядка подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы определено, что планы реализации краевой программы формируются, исходя из принципов использования на цели капитального ремонта остатков средств на счетах некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее –«региональный оператор»), не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Администрации города Бийска от 9 сентября 2016 года № 1856 «О комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в целях формирования и актуализации краевой программы, а также краткосрочных планов по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории муниципального образования город Бийск» создана комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в целях формирования и актуализации краевой программы, а также краткосрочных планов по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории муниципального образования город Бийск.

Постановлением Правительства Алтайского края от 29 декабря 2017 № 496 утвержден Порядок подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка в целях реализации краевой программы, конкретизации сроков проведения работ по капитальному ремонту, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта планы реализации краевой программы разрабатываются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Подготовка и утверждение планов реализации краевой программы включает в себя следующие этапы: формирование органами местного самоуправления городских, муниципальных округов и муниципальных районов края (далее – «органы местного самоуправления») сведений о многоквартирных домах, подлежащих включению в планы реализации краевой программы (далее – «сведения о многоквартирных домах»), по утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – «уполномоченный орган») формам; определение региональным оператором прогнозируемого объема средств фондов капитального ремонта муниципальных образований на плановый год реализации краевой программы (далее – «прогнозируемый объем средств фондов капитального ремонта»); формирование и утверждение плана реализации краевой программы уполномоченным органом.

Как следует из материалов дела, протоколом заседания рабочей комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и рассмотрению предложений по актуализации краевой программы в г.Бийске от 22 июля 2019 года № 39 утвержден реестр многоквартирных домов, подлежащих включению в краткосрочный план реализации краевой программы на 2020-2022 годы, согласно которому многоквартирный дом по адресу: <адрес> по видам работ – ремонт внутридомовых инженерных систем (электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения), фасада и подвального помещения запланирован в срок, не позднее 2021 года.

Решением заседания рабочей комиссии в г.Бийске, оформленным протоколом от 10 марта 2021 года № 42 на основании проведенных расчетов финансовой обеспеченности краткосрочного плана реализации в 2020-2022 года краевой программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г.Бийска, исходя из стоимости работ по капитальному ремонту крыши и уровню собираемости платежей на капитальный ремонт утвержден краткосрочный план реализации краевой программы на 2021 год, в том числе по дому *** по <адрес> в <адрес> по видам работ – ремонт внутридомовых инженерных систем (электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения), фасада и подвального помещения.

Из ответа Минстроя Алтайского края от 12 сентября 2023 года следует, что при формировании краткосрочного плана реализации в 2020-2022 годах краевой программы, утвержденного приказом Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 года № 368, администрацией г.Бийска направлялся перечень и реестр многоквартирных домов с видами работ, которые были включены в указанный план. При этом муниципальным образованием заявлен многоквартирный <адрес> в <адрес> с видами работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, подвальных помещений, фасада.

Указанное решение администрации г. Бийска нашло свое отражение в приказе Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 № 368 (в ред. от 23.12.2020), которым утвержден краткосрочный план реализации краевой программы в 2020 - 2022 годах, запланирована стоимость капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> в размере 6 634223,94 руб., в том числе по видам работ ремонт внутридомовых инженерных систем – 3 782033,94 руб., ремонт подвальных помещений 820 931 руб., ремонт фасада 2031259 руб.

Установленные сроки проведения капитального ремонта многоквартирного дома по указанным видам работ (2020-2022г.г.) следуют и из краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы", утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 27.03.2014 N 146 (в ред. от 29.12.2020).

Таким образом, незаконного бездействия администрации г. Бийска, выразившегося в неподачи сведений в Минстрой Алтайского края в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> о проведении капитального ремонта в 2021 году не допущено.

Согласно ответу администрации г.Бийска от 11 сентября 2023 года общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> 02 марта 2021 года принято решение о проведении в 2021 году работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения и водоотведения и об отказе от проведения капитального ремонта подвальных помещений, фасада, ремонта внутридомовых инженерных систем водо- и теплоснабжения. В связи с чем, при проведении актуализации краевой программы, работы по капитальному ремонту фасада, подвала и инженерных систем многоквартирного дома на основании вышеуказанного решения собственников многоквартирного дома были перенесены на 2023-2025 годы, что нашло свое отражение в Приказе Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 № 368 (в ред. от 29.06.2021 года).

Действительно материалами дела установлено и подтверждается протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 2 марта 2021 года, что собственниками принято решение, согласно которому решено провести в 2021 году ремонт инженерных систем (электроэнергии и водоотведения), от остальных видов работ отказаться.

2 апреля 2021 года в адрес Минстроя Алтайского края администрация г.Бийска направила уведомление об актуализации краевой программы, а также перечень многоквартирных домов, по которым изменены сроки проведения капитального ремонта и (или) перечень работ по капитальному ремонту на 2023-2025 года по видам работ в многоквартирном <адрес>: ремонт внутридомовых инженерных систем, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, ремонта подвального помещения и фасада.

На основании полученных сведений от администрации г. Бийска приказом Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 № 368 (в ред. от 29.06.2021 года) внесены изменения и стоимость капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> и виды ремонтных работ, которая составила 4 282 516,05 руб., в том числе по видам работ: ремонт внутридомовых инженерных систем – 4 82516,05 руб. Иные работы к проведению на 2020-2022 годы не запланированы.

Перенос сроков проведения капитального ремонта по видам работ ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения; ремонт подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома; ремонт фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения на 2023 – 2025 г.г нашел свое отражение и в краевой программой "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы", утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 27.03.2014 N 146 (ред. от 11.06.2021).

Данные сроки проведения вышеуказанных ремонтных работ (2023-2025 гг.) установлены и в действующей редакции от 19.06.2023 постановления Администрации Алтайского края от 27.03.2014 N 146.

В 2021 году в многоквартирном <адрес> в <адрес> выполнен капитальный ремонт систем электроснабжения и водоотведения на общую сумму 3,1 млн. руб., что следует из ответа Минстроя Алтайского края от 12 сентября 2023 года.

Учитывая изложенное, план реализации капитального ремонта многоквартирного дома реализован в соответствии с краткосрочной программой, утвержденной Приказом Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 № 368 (в ред. от 29.06.2021 года).

Таким образом, учитывая, что на момент формирования администрацией г.Бийска перечня многоквартирных домов, в отношении которых изменена очередность проведения капитального ремонта и (или) перечня работ по капитальному ремонту протокол общего собрания собственников от 02 марта 2021 года был предъявлен органу местного самоуправления, который незаконным признан не был, перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период соответствует положениям части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика, выразившегося в неподачи сведений в Минстрой Алтайского края в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> о проведении капитального ремонта в 2021 – 2022 гг.

Относительно доводов административного иска о том, что многоквартирный дом необоснованно не включен в краткосрочный план реализации краевой программы на 2023 - 2025 годы судебная коллегия отмечает следующее.

Приказом Минстроя Алтайского края от 23 августа 2022 года № 621 утвержден краткосрочный план реализации в 2023 - 2025 годах краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы» при этом, многоквартирный <адрес> в г.Бийске в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в рамках плана реализации краевой программы не включен.

Из ответа Минстроя Алтайского края от 13 сентября 2023 года следует, что при формировании перечня многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в рамках плана реализации краевой программы, а также в рамках актуализации плана реализации программы на 2023 -2025 гг. многоквартирный дом по ул. Декабристов, 9 администрацией г. Бийска не заявлен.

Согласно ответу НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» от 11 сентября 2023 года, при актуализации краткосрочного плана реализации в 2023-2025 годах краевой программы от администрации г.Бийска предложений о проведении капитального ремонта спорного многоквартирного дома не поступало.

Представленным в материалах дела протоколом заседания рабочей комиссии № 46 от 20 мая 2022 года подтверждается, что многоквартирный дом по спорным видам работ не включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в 2023-2025 г.г.

Между тем на момент издания приказа Минстроя Алтайского края от 23 августа 2022 года № 621 «Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2023 - 2025 годах краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы» протокол общего собрания собственников помещения многоквартирного <адрес> в г.Бийске от 2 марта 2021 года не был признан недействительным; как указано ранее собственниками было принято решение об отказе от выполнения спорных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.

В этой связи, администрацией г. Бийска при формировании перечней многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в рамках плана реализации краевой программы в соответствии с положениями части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 7 Постановления Администрации Алтайского края от 24.04.2015 N 156 обосновано сократила перечень планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в рамках актуализации Программы.

При этом, учитывается, что протокол общего собрания собственников от 02 марта 2021 года по форме и содержанию отвечал установленным законом требованиям; был подписан уполномоченными лицами, содержал информацию о наличии кворума и принятом решении относительно перечня работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, имелись сведения о количестве лиц, участвовавших в голосовании и результаты такового голосования, в этой связи у административного ответчика оснований сомневаться в действительности, выраженной собственниками воли, не имелось.

На дату принятия ответчиком решения (20 мая 2022 года), формирования соответствующего перечня, протокол общего собрания собственников от 02 марта 2021 года признан недействительным не был ; решение Бийского городского суда от 22 декабря 2022 года, вступило в законную силу 31 января 2023 года.

Учитывая изложенное, незаконного бездействия административного ответчика, выразившегося в неподачи сведений в Минстрой Алтайского края в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> о проведении капитального ремонта в 2022-2023 гг. не имелось.

При этом, учитывается, что программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации, в этой связи собственники помещений в многоквартирном доме вправе направить в администрацию г. Бийска предложения по изменению перечня работ по капитальному ремонту, приложив соответствующие сведения о признании протокола общего собрания собственников от 02 марта 2021 года недействительным, восстановив тем самым свои права на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома.

Оценка правомерности протокола заседания рабочей комиссии от 29 марта 2023 года № 50 судебной коллегией не осуществляется, поскольку не входит в предмет настоящего спора; данное решение принято после подачи ФИО1 административного иска, уточнения заявленных требований и административным истцом в ходе рассмотрения дела суда первой инстанции не оспаривалось. При этом, учитывается, что решение рабочей комиссии администрации <адрес> № 50 от 29 марта 2023 года является предметом оспаривания в Бийском районном суде, выводы по существу которого судебная коллегия не предрешает.

Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии незаконного бездействия администрации г. Бийска соответствуют установленным обстоятельствам.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> из краткосрочного плана за 2020-2022, 2023-2025 гг. не исключался, перенос сроков выполнения спорных видов работ по капитальному ремонту, как и сокращение перечня планируемых видов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществлены на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем, незаконности в действиях администрации г. Бийска не имеется.

То обстоятельство, что на основании протокола общего собрания собственников от 02 марта 2021 года администрацией г. Бийска осуществлен перенос установленного Программой срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, а затем сокращение перечня планируемых работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме не свидетельствует о незаконности принятого решения при наличии установленных к тому оснований.

Требования о признании незаконным бездействия Минстроя Алтайского края, выразившегося в нереализации краткосрочного плана реализации краевой программы капитального ремонта на 2021-2023 годы, а также действий, выразившиеся в исключении многоквартирного дома по адресу: <адрес> из краткосрочного плана реализации на 2021-2023 годы и переносе сроков капитального ремонта по спорным видам работ на более поздний период обосновано были оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

В соответствии с Порядком порядка актуализации краевой программы, утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 24.04.2015 N 156 Минстрой Алтайского края является уполномоченным органом формирующим краткосрочные планы реализации краевой программы с учетом сведений, представленных органами местного самоуправления.

Как указывалось выше, приказами Минстроя Алтайского края от 30.08.2019 N 368, от 23 августа 2022 года № 621 утверждены краткосрочные планы реализации в 2020-2022 года и в 2023 - 2025 годах соответственно краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы», при этом изменения в отношении многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> вносились указанным органом на основании сведений предоставленных администрацией г. Бийска.

Работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, запланированные к выполнению на 2020-2022 года, согласно утвержденного краткосрочного плана, выполнены, в этой связи отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований к Минстрою Алтайского края является верным.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бийского городского суда Алтайского края от 24 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 сентября 2023 года