ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-292/20 от 22.09.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-292/2020 (33-12160/2020)

г. Уфа 22 сентября 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

Председательствующего Абубакировой Р.Р.

судей Сагетдиновой А.М. и Иванова В.В.

при секретаре Миннихановой Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи Иванова В.В., выслушав стороны, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Исполняющий обязанности прокурора Уфимского района Республики Башкортостан обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по принятию в собственность бесхозяйного имущества.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по факту падения на несовершеннолетнюю ФИО13 ворот для мини-футбола на территории МОБУ средняя общеобразовательная школа им. С.С.Ильина с. Жуково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее – МОБУ СОШ с. Жуково). В рамках проверки установлено, что 28 июня 2016 г. между фондом Социальных целевых программ, Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и Государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (далее ГУП «УАЗ») заключен договор № 15-У, по условиям которого названный фонд поручает ГУП «УАЗ» осуществить строительство многофункциональной спортивной площадки в с. Жуково Уфимского района РБ.

31 августа 2016 г. между МОБУ СОШ с. Жуково и ГУП «УАЗ», генеральным подрядчиком ООО «Промэлектроснабкомплект» и Администрацией муниципального района подписан акт приема-передачи строительной площадки и допуска для производства строительно-монтажных работ по объекту, согласно которому ООО «Промэлектроснабкомплект» на период строительства передана строительная площадка площадью 968 кв. м, расположенная на территории земельного участка, находящегося в собственности муниципального района Уфимский район, площадью 17 052 кв.м с кадастровым номером №... по адресу: адрес, адрес на котором также располагается здание школы.

Постановлением главы Администрации муниципального образования Жуковский сельсовет Уфимского района от 31 декабря 2003 г. № 136 указанный земельный участок передан МОБУ СОШ с. Жуково в постоянное (бессрочное) пользование.

В период времени с 31 августа 2016 г. по 26 октября 2016 г. на земельном участке произведены строительно-монтажные работы по установке многофункциональной спортивной площадки, в том числе работы по установке на территории спортивной площадки ворот для мини-футбола и гандбола. После завершения строительно-монтажных работ по установке спортивной площадки директором школы ФИО5, представителями ГУП «УАЗ», ООО «Промэлектроснабкомплект», Администрации муниципального района и другими уполномоченными лицами подписан акт № 8 от 26 октября 2016 г. приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, составленный по форме первичной учетной документации КС-14, который в этот же день утвержден главой Администрации муниципального района. Указанным актом от 26 октября 2016 г. приемочной комиссией зафиксирован факт установки на объекте предусмотренного проектом оборудования после индивидуального испытания и комплексного опробования. Ворота для мини-футбола и гандбола находились на территории спортивной площадки в открытом доступе для обучающихся детей и неопределённого круга лиц, а штанги (стойки) ворот при помощи труб (креплений) не были закреплены в гильзы (стаканы), которые были установлены в землю при производстве строительно-монтажных работ на спортивной площадке, в связи с чем ворота были неустойчивыми, не защищены от опрокидывания, представляли угрозу для жизни и здоровья обучающихся в школе детей.

25 апреля 2017 г. несовершеннолетняя ФИО13, дата года рождения, находясь на данной спортивной площадке, подошла к неустойчивой массивной металлической конструкции этих ворот и повисла на сетке ворот возле верхней перекладины конструкции, став раскачивать ворота, в результате произошло их опрокидывание и падение на ФИО13 Несовершеннолетняя ФИО13 получила телесные повреждения, характеризующиеся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности вреда здоровью для жизни человека, непосредственно угрожавший жизни.

Указанное стало одним из последствий бесхозяйности данной спортивной площадки и причиной возбуждения Уфимским МСО СУ СК РФ по РБ уголовного дела по данному факту по ч. 2 ст. 293 УК РФ.

До настоящего времени на балансе Администрации муниципального района спортивная площадка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №..., не состоит.

В целях обеспечения безопасности детей и надлежащего технического состояния оборудования должно осуществляться техническое обслуживание спортивной площадки. Отсутствие обслуживания Администрацией муниципального района спортивной площадки нарушает права несовершеннолетних. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей организации Администрацией муниципального района решения вопросов местного значения по владению, пользованию, распоряжению муниципальным имуществом, организации досуга населения, организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, на безопасные условия отдыха, занятию спортом.

Прокуратурой района 25 сентября 2019 г. в адрес главы Администрации муниципального района внесено представление, по результатам рассмотрения которого конкретные меры, направленные на оформление прав муниципального района Уфимский район на спортивную площадку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №... и категорирование данного объекта, не приняты.

Уточнив исковые требования, исполняющий обязанности прокурора Уфимского района Республики Башкортостан просил:

признать бездействие Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по непринятию спортивной площадки на муниципальный баланс Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан незаконным, состоящей из «Устройство асфальтового покрытия», «Площадь покрытия», «Установка хоккейных коробок», «Стойки баскетбольные», расположенных на земельном участке с кадастровым номером №..., «Стойки волейбольные с сеткой», «Стойка-сетка большой теннис», расположенных на складе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа имени С.Ильина с. Жуково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по адресу: адрес, «Ворота», расположенных в здании Администрации сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по адресу: адрес;

обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан принять меры по принятию на муниципальный баланс спортивной площадки, состоящей из «Устройство асфальтового покрытия», «Площадь покрытия», «Установка хоккейных коробок», «Стойки баскетбольные», расположенных на земельном участке с кадастровым номером №..., «Стойки волейбольные с сеткой», «Стойка-сетка большой теннис», расположенных на складе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа имени С.С.Ильина с. Жуково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по адресу: адрес, «Ворота», расположенных в здании Администрации сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по адресу: адрес.

Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2020 года исковые требования и.о. прокурора Уфимского района РБ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Уфимский район РБ о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по принятию спортивной площадки на муниципальный баланс удовлетворены в полном объеме.

Апелляционным определением от 24.08.2020 г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан перешла к рассмотрению дела по апелляционной жалобе главы Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2020 года по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе глава Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан просит отменить решение суда, в обоснование приводит доводы о том, что судом разрешен спор о праве муниципальной собственности на спортивную площадку с расположенным на ней имуществом, которое подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Необходимо было исследовать основания возникновения права на спортивную площадку, установить наличие собственника спорного имущества. Суд обязал принять на муниципальный баланс имущество, расположенное в здании Администрации сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, которая не привлечена к участию в деле. Объект «многофункциональная спортивная площадка» по договору в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан надлежащим образом не передан, техническая и исполнительная документация не передавалась, акт приема-передачи не подписан. До передачи строительной площадки объект является собственностью заказчика по договору, который полностью несет ответственность за его содержание и эксплуатацию. Из системного толкования норм ГК РФ права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Заключением судебной экспертизы установлен состав, технические характеристики и стоимость имущества, однако в резолютивной части решения суд обязал администрацию принять на муниципальный баланс имущество с другими характеристиками. Оснований для включения данного объекта в муниципальную собственность не имеется.

Представитель Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Брюханова Л.Н. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала, пояснила, что нельзя обязать принять имущество, которое представляет угрозу для жизни и здоровья граждан. Решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Прокурор Фахретдинова Ю.Ю. в судебном заседании пояснила, что решение суда первой инстанции законно, обоснованно, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представитель ГУП РБ «Управления административным зданиям» Саитбаталаова Г.А. в судебном заседании пояснила, что имущество в полной мере определено, все характеристики изложены, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, имущество должно быть принято на баланс.

Представитель Иванова И.П. – Саляхова Г.Н. в судебном заседании пояснила, что решение суда законно, обоснованно, просила оставить решение суда первой инстанции в силе.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.

Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.

В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотрения дела при указанной явке.

Проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Иванова И.П. – Саляхову Г.Н., представителя ответчика Администрации муниципального района Уфимского района Республики Башкортостан Брюханову Л.Н., представителя ГУП РБ «Управления административным зданиям» Саитбаталову Г.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 1 ст. 4 и ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Органы местного самоуправления в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления, а также по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В силу указанной нормы федерального закона дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, созданием благоприятных условий отдыха граждан (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3).

Согласно п.п. 3, 19, 34 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; создание условий для организации досуга населения; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями финансированию муниципальных учреждений.

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пп. 2 п. 15 ч. 3 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества

Договор дарения и договор безвозмездной добровольной благотворительной деятельности имеют несколько отличий:

1) по договору дарения дар можно передать только безвозмездно (п. 1 ст. 572 ГК РФ). По договору о пожертвовании его можно передать также и на возмездной основе, но на льготных условиях;

2) пожертвование должно быть направлено только на общеполезные цели (п. 1 ст. 582 ГК РФ, ст. 2 Закона о благотворительной деятельности). Для дарения такого ограничения законодательство не предусматривает;

3) в качестве дара может выступать освобождение от имущественной обязанности дарителю или третьему лицу (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Сделать это в виде пожертвования нельзя.

Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Уфимского района РБ проведена проверка по факту падения на несовершеннолетнюю ФИО13 ворот для мини-футбола на территории МОБУ СОШ им. С.С. Ильина с. Жуково МР Уфимский район РБ.

В ходе прокурорской проверки установлено и материалами дела подтверждено, что 28.06.2016 г. Фондом Социальных целевых программ (жертвователь), Администрацией муниципального района Уфимский район РБ (одаряемый) и ГУП «УАЗ» (заказчик) заключен договор № 15-У, согласно которому названный Фонд поручает ГУП «УАЗ» осуществить строительство многофункциональной спортивной площадки в с. Жуково Уфимского района РБ. Завершенный объект безвозмездно передается Администрации МР Уфимский район РБ (одаряемому) в качестве пожертвования (п.1.2 Договора). Согласно п.2.3.2 Договора по завершении ремонта в течение пяти дней Администрация МР Уфимский район РБ (одаряемый) утверждает акт законченного строительством (капитальным ремонтом, реконструкцией) объекта по формам КС-11, КС-14. В течение 5 рабочих дней с даты подписания акта законченного строительством объекта одаряемый принимает от заказчика объект, затраты на объект, а также техническую, исполнительную документацию по объекту по акту (п.2.3.3).

31.08.2016 между МОБУ СОШ с. Жуково и ГУП «УАЗ», генеральным подрядчиком ООО «Промэлектроснабкомплект» и Администрацией муниципального района подписан акт приема-передачи строительной площадки и допуска для производства строительно-монтажных работ по объекту, согласно которому ООО «Промэлектроснабкомплект» на период строительства передана строительная площадка площадью 968 кв. м, расположенная на территории земельного участка, находящегося в собственности муниципального района Уфимский район, площадью 17 052 кв.м с кадастровым номером №... по адресу: адрес, на котором также располагается здание школы.

Указанный земельный участок на основании постановления главы Администрации муниципального образования Жуковский сельсовет Уфимского района от 31.12.2003 г. № 136 передан МОБУ СОШ с. Жуково в постоянное (бессрочное) пользование.

В период времени с 31.08.2016 г. по 26.10.2016 г. на данном земельном участке произведены строительно-монтажные работы по установке многофункциональной спортивной площадки, в том числе работы по установке на территории спортивной площадки ворот для мини-футбола и гандбола.

26.10.2016 г. после завершения строительно-монтажных работ по установке спортивной площадки директором школы ФИО5, представителями ГУП «УАЗ», ООО «Промэлектроснабкомплект», Администрации муниципального района и другими уполномоченными лицами подписан акт №... приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, составленный по форме первичной учетной документации КС-14, который в этот же день утвержден главой Администрации муниципального района.

Согласно акту №8 от 26.10.2016 г. приемочной комиссией зафиксирован факт установки на объекте предусмотренного проектом оборудования после индивидуального испытания и комплексного опробования.

Как следует из указанного акта, строительство многофункциональных спортивных площадок в с. Алексеевка и с. Жуково выполнено в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам и вводится в действие. Данный акт, в соответствии с п. 2.3.2 Договора, утвержден Главой администрации МР Уфимский район РБ 26.10.2016г.

После подписания вышеназванного акта № 8 ворота для мини-футбола и гандбола находились на территории спортивной площадки в открытом доступе для обучающихся детей и неопределённого круга лиц.

10.03.2017г. между ГУП РБ «УАЗ» и Администрацией МР Уфимский район РБ подписан Акт приема-передачи, во исполнение договора №15-У от 28.06.2016г., о принятии Администрацией МР Уфимский район РБ затрат по строительству объекта в качестве пожертвования.

25.04.2017 несовершеннолетняя ФИО13, дата г.р., находясь на данной спортивной площадке, подошла к неустойчивой массивной металлической конструкции этих ворот и повисла на сетке ворот возле верхней перекладины конструкции, став раскачивать ворота. От раскачивания этих ворот произошло их опрокидывание и падение на ФИО13, которая получила телесные повреждения, характеризующиеся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности вреда здоровью для жизни человека, непосредственно угрожавший жизни.

27.04.2017 следователем по особо важным делам Уфимского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по РБ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ.

Как указано истцом и не оспаривается ответчиком, спортивная площадка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №..., состоит из: «Устройство асфальтового покрытия», «Площадь покрытия», «Установка хоккейных коробок», «Стойки баскетбольные», «Стойки волейбольные с сеткой», «Стойка-сетка большой теннис», «Ворота». Оборудования данной спортивной площадки, а именно «Устройство асфальтового покрытия», «Площадь покрытия», «Установка хоккейных коробок», «Стойки баскетбольные» расположены на земельном участке с кадастровым номером №..., «Стойки волейбольные с сеткой», «Стойка-сетка большой теннис» расположены на складе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа имени С.С.Ильина с. Жуково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по адресу: адрес, «Ворота» расположены в здании Администрации сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по адресу: адрес.

Определением суда Уфимского районного суда Республики Башкортостан по ходатайству представителя ответчика судом была назначена судебная землеустроительная и оценочная экспертиза.

Согласно заключения эксперта №048СЗЭ-04/20 от 28.05.2020 г., выполненного ООО МК «Бизнес-Софт», в границах земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: адрес спортивная площадка имеется, ворота для мини футбола, гандбола и другое нестационарное спортивное оборудование и инвентарь отсутствуют. Определен состав имущества, его технические характеристики оборудованной спортивной площадки, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: адрес: асфальтовое покрытие вокруг спортивной площадки площадью 191 кв.м.; хоккейная коробка размером 20х40м с радиусом закругления 5м., каркас изготовлен из металлического профиля 40*25*1,5 и 50*25*1,5; стеклопластиковые борта толщиной 5 мм; размер хоккейного борта 112,57 м х 1,22м, борт белого цвета, с отбойной полосой желтого цвета 200 мм и перилами синего цвета шириной 50 мм; ограждение по периметру протяженностью 50м из оцинкованной сетки рабицы ячейка размером 50х50 мм, толщиной 2 мм, две калитки и двухстворчатые ворота распашные на засовах. Специальное резиновое покрытие спортивной площадки площадью 771 кв.м.; Стойки баскетбольная с щитом и кольцом с щитом и кольцом диаметр кольца 450мм., цвет синий, система безопасных петель на кольце для крепления сетки. Ширина щита 1800 мм, высота щита 1050мм. Щит влагостойкой фанеры толщиной не менее 12 мм., покрытие атмосферостойкая краска, цвет белый с разметкой красного цвета. Вынос щита не менее 1,2 м от стойки. Высота кольца 3,05 м. Определена стоимость имущества оборудованной спортивной площадки, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: адрес которая составляет 3 124 520 руб.

25.09.2019г. И.о. прокурора Уфимского района РБ в адрес Администрации МР Уфимский район РБ направлено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, принятии конкретных мер, направленных на оформление прав муниципального района Уфимский район на спортивную площадку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №... и категорирование данного объекта.

До настоящего времени на балансе Администрации МР Уфимский район РБ спортивная площадка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №... не состоит.

Кроме того, судебной коллегией установлено, что работы по строительству многофункциональных спортивных площадок в с.Алексеевка и Жуково производились ООО «Промэлектроснабкомплект» на основании договора подряда № 15/П от 21.06.2016, заключенного с МУП «УАЗ», во исполнение договора №15/У от 28.06.2016, указанного выше.

Пунктом 1.3 договора №15/У от 28.06.2016 установлено, что пожертвование жертвователя одаряемому считается реализованным с момента подписания заказчиком и одаряемым акта приемки Объекта по форме КС-11 или КС-14.

МУП «УАЗ» во исполнение договора подряда подписаны акты выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3.

Работы по строительству многофункциональных спортивных площадок в с.Алексеевка и Жуково произведены на основании локального сметного расчета, утвержденного Главой администрации МР Уфимского района РБ.

В представленных, исследованных и приобщенных к материалам дела судебной коллегии документах, изъятых в ходе производства обыска 11.12.2017 в ГУП «УАЗ» РБ в рамках уголовного дела, также имеются сертификаты соответствия и паспорта на материалы и оборудование, использованные при строительстве.

Письмом от 12.12.2016 Администрация приглашала директора МУП «УАЗ» на торжественное открытие данной спортивной площадки 16.12.2016.

Письмом от 01.12.2017 МУП «УАЗ» сообщило Главе Администрации МР Уфимский район РБ, что объект передан и принят приемочной комиссией Администрации по акту приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией №08 от 26.10.2016 г., по акту приема-передачи от 10.03.2017 ГУП «УАЗ» переданы и администрацией приняты в муниципальную собственность затраты по Объекту стоимостью 7 млн. руб. в качестве пожертвования. Балансовая и остаточная стоимость каждой многофункциональной спортивной площадки составляет 3,5 млн. руб.

Также в данном письме указано, что Администрация вправе по своему усмотрению осуществить принадлежащие ей гражданские права, которые Администрация фактически и осуществляет, что подтверждается постановлением №1612 от 09.08.2017 о закреплении на праве оперативного управления за МОБУ СОШ им. С.С. Ильина с.Жуково муниципального имущества – многофункциональной спортивной площадки в с.Жуково, балансовой и остаточной стоимостью 3,5 млн. руб.

Указанные фактические обстоятельства и исследованные судом материалы дела бесспорно подтверждают, что спорная многофункциональная спортивная площадка является муниципальной собственностью Администрацией МР Уфимский район РБ, которая совершила её фактическое принятие, использует и распоряжается ей, без надлежащего оформления.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции и полагает, что спортивная площадка, относится к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, и может находиться в муниципальной собственности. После завершения строительства спортивной площадки и её фактического принятия Администрацией МР Уфимский район РБ прошло более трех лет, ответчиком не принято мер для оформления права собственности, принятии на баланс спортивной площадки, а также ответчик устранился от обслуживания спортивной площадки. В целях обеспечения безопасности детей и надлежащего технического состояния оборудования должно осуществляться техническое обслуживание спортивной площадки. Указанное бездействие Администрации муниципального района обоснованно признано судом первой инстанции незаконным и возложена обязанность по устранению допущенных нарушений с целью защиты права неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.

Суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований И.о прокурора Уфимского района РБ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Ссылка же Администрации Муниципального района Уфимского района в жалобе, что судом первой инстанции разрешен спор о праве муниципальной собственности на спортивную площадку с расположенным на ней имуществом, которое подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, на правильность вынесенного законного и обоснованного судебного решения не влияет.

Согласно ч.3 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Вместе с тем, рассмотрение дела по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ не привело и не могло привести к принятию неправильного решения.

Кроме того, права Администрации на указанную спортивную площадку ни кем при рассмотрении дела в суде первой инстанции не оспаривались, материалами дела подтверждено, что спортивная площадка была построена для Администрации МР Уфимский район РБ, принята ею в эксплуатацию и использовалась последней по назначению, построена она на пожертвованные Администрации денежные средства, которые также приняты последней.

Довод апеллянта о не привлечении к участию в деле Администрации поселения Жуковский сельсовет МР Уфимский район РБ подлежит отклонению, т.к. оснований для его привлечения к участию в деле не имелось и принятым решением вопрос о правах Администрации поселения Жуковский сельсовет МР Уфимский район РБ не разрешался, какие-либо обязанности на неё не возлагались.

Доводы ответчика о нарушении судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела основаны на неверном толковании и применении норм материального права.

Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (п.1 ст.218 Гражданского кодекса РФ).

Данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.

Как установлено при рассмотрение данного дела, многофункциональная спортивная площадка в с.Жуково возведена для Администрации МР Уфимский район РБ и, исходя из подписанного акта № 8 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, составленного по форме первичной учетной документации КС-14, от 26.10.2016, нарушения при ее создании отсутствовали. Доказательств обратного не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что имеются какие-либо неустранимые препятствия для принятия мер по постановке указанного объекта на муниципальный баланс и регистрации прав на него.

Следовательно, именно Администрация МР Уфимский район должна принять меры по регистрации прав собственности на данное имущество и постановке многофункциональной спортивной площадки в с.Жуково на муниципальный баланс, что последней в течении длительного времени сделано не было.

Ссылки на то, что договор № 15/У от 28.06.2016 г., заключенный в простой письменной форме, является недействительным в связи с отсутствие государственной регистрации, подлежат отклонению, т.к. предметом данного договора является жертвование денежных средств на цели строительства и такой договор государственной регистрации не подлежит. Форма договора соответствует требованиям закона.

Доводы о том, что суд обязал принять имущество на муниципальный баланс с иными техническими характеристиками, наличие которого в ходе рассмотрения дела не установлено, подлежит отклонению.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что «Стойки волейбольные с сеткой», «Стойка-сетка большой теннис» расположены на складе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа имени С.С.Ильина с. Жуково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по адресу: адрес, адрес «Ворота» расположены в здании Администрации сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по адресу: адрес, и находятся на ответственном хранении у последнего. Остальная часть имущества, из которого состоит многофункциональная спортивная площадка, определена заключением эксперта.

Отсутствие в резолютивной части решения суда подробных технических характеристик многофункциональной спортивной площадки в с.Жуково не свидетельствует о незаконности решения суда, т.к. многофункциональная спортивная площадка надлежащим образом идентифицирована с привязкой к конкретному земельному участку, решение суда является исполнимым.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий Р.Р. Абубакирова

Судьи В.В. Иванов

А.М. Сагетдинова

Справка: судья 1-ой инстанции Моисеева Г.Л.