Судья Комаров И.Е. Дело № 33а-4563/2021 (№2а-2944/2019)
64RS0004-01-2019-003634-43
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2021 года город Саратов
Судья судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда Бугаева Е.М. без проведения судебного заседания рассмотрел дело по административному исковому заявлению Кузнецовой Н.И. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, правительству Саратовской области, заинтересованные лица: министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, министерство финансов Саратовской области, комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельным ресурсам администрации Балаковского муниципального района, МКУ МО города Балаково «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», о признании незаконным бездействия, возложении обязанности осуществить действия, по частной жалобе правительства Саратовской области на определение Балаковского районного суда Саратовской области от 17 февраля 2021 года об отказе в удовлетворении заявления о замене должника в исполнительном производстве.
Исследовав материалы дела и доказательства в письменной форме, изучив доводы частной жалобы,
установила:
решением Балаковского районного суда Саратовской области от 20 ноября 2019 года, вступившим в законную силу 27 февраля 2020 года, признано бездействие правительства Саратовской области и администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, выразившееся в не организации обеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство», кадастровым номером №, принадлежащего Кузнецовой Н.И. На Правительство Саратовской области, администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области возложена обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение земельного участка площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство», кадастровым номером №, принадлежащего Кузнецовой Н.И., на бесплатной основе объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанного земельного участка, по оказанию содействия в подключении (технологическом присоединении) жилого дома, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
23 ноября 2020 года правительство Саратовской области обратилось в Балаковский районный суд Саратовской области с заявлением о процессуальном правопреемстве и замене должника - правительство Саратовской области на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, указав на то, что постановлением правительства Саратовской области от 28 августа 2020 года № 736 - П «О внесении изменений в постановление правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года № 168-П» к вопросам министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отнесены обязанности, возложенные ранее указанным решением суда на правительство Саратовской области.
Определением Балаковского районного суда Саратовской области от 17 февраля 2021 года в удовлетворении заявления правительства Саратовской области о замене должника по исполнительному производству отказано.
Заявитель не согласился с указанным определением, в частной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, разрешить вопрос по существу.
Частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, без проведения судебного заседания (часть 2 статьи 315 КАС РФ).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 44 КАС РФ предусматривает, что в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае если какой-либо из указанных органов либо организация, наделённая государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.
Аналогичная норма содержится в статье 52 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ? Закон № 229-ФЗ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона № 229-ФЗ). По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 11 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», на стадии исполнения судебного акта по административному делу также возможна замена должника и (или) взыскателя его правопреемником (статья 52 Закона № 229-ФЗ, статья 363 КАС РФ).
Исходя из смысла указанных положений, наряду с переходом прав в порядке правопреемства, связанного с реорганизацией либо упразднением юридического лица, а также уступкой права требования, основанием для замены публичного органа на правопреемника может также являться и перераспределение полномочий в определённой сфере правоотношений.
Проанализировав приведенные положения административного процессуального закона и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что наряду с переходом прав в порядке правопреемства, связанного с реорганизацией либо упразднением юридического лица, а также уступкой права требования, основанием для замены публичного органа на его правопреемника может также являться и перераспределение полномочий в определённой сфере правоотношений.
При этом установив, что применительно к обстоятельствам настоящего дела, ни одного из вышеназванных обстоятельств, позволяющих произвести замену стороны его правопреемником, не имеется, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Правительства Саратовской области.
С данным выводом суда первой инстанции следует согласиться.
Ссылка заявителя на постановление Правительства Саратовской области от 28 августа 2020 года № 736-П, которым внесены изменения в постановление от 14 марта 2005 года № 168-П, не может повлечь отмену законного и обоснованного определения суда первой инстанции и замену стороны в исполнительном производстве, так как из постановления не следует, что между правительством Саратовской области и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области перераспределены обязанности.
Наделение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области функциями в сфере жилищных отношений по обеспечению во взаимодействии с органами местного самоуправления земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющих трех и более детей, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории; по оказанию содействия в подключении (технологическом присоединении) жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка во взаимодействии с органами местного самоуправления, то есть распределение между уполномоченными органами Правительства области функций и полномочий, не прекращает и не изменяет возникших ранее с участием Правительства гражданских правоотношений, не отменяет его ответственность, возложенную вступившим в законную силу решением суда.
При этом министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в соответствии с Положением о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года № 168-П, является органом исполнительной власти области.
Статьёй 25 Закона Саратовской области от 05 сентября 1996 года «О Правительстве Саратовской области» установлено, что правительство области руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность (часть 1).
Министерства области и другие государственные органы области, подведомственные Правительству области, подчиняются правительству области и ответственны перед ним за выполнение закрепленных за ними полномочий (часть 2).
Таким образом, наделение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области указанными выше полномочиями не освобождает правительство Саратовской области от обязанности контролировать деятельность министерства в данной сфере, и, соответственно, от обязанности исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах оснований к отмене определения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 316 КАС РФ,
определила:
определение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 17 февраля 2021 года - оставить без изменения, частную жалобу Правительства Саратовской области - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья Е.М. Бугаева